Узнать конкурента, построить команду, научиться планированию: 7 неочевидных плюсов спорта для бизнеса и 3 реальных кейса

Смотрели сериал «Тед Лассо»? Если да, то знаете, как спорт учит командной игре, помогает увидеть лучшие и худшие стороны человека и выявить скрытые таланты и потенциал. В статье разбираю причины развивать спортивный дух для пользы бизнеса и показываю кейсы, как компании мотивируют работников держать себя в тонусе.

На связи Владимир Давыдов — один из основателей StickPeek. Мы делаем мерч со сменными стикерами, которые превращают корпоративную одежду в инструмент адаптации, вовлечения и мотивации сотрудников.

Недавно я рассказывал, как IT-компания масштабно праздновала своё 30-летие. Частью корпоратива были спортивные соревнования, серьёзные и не очень. Кёрлинг, картинг, танцы и даже гонки в надувных шарах. Мы задались вопросом, почему спорт так популярен в бизнесе, а также как и зачем компании мотивируют своих сотрудников вести здоровый образ жизни.

Спорт и бизнес объединяет идея командной игры. В сериале «Тед Лассо» рассказывается, как тренер по американскому футболу вывел в чемпионы команду по классическому футболу, благодаря умению построить отношения в коллективе и лидерским качествам. Те же механизмы работают и в бизнесе.

Кроме того, любой коллективный спорт помогает увидеть лучшие и худшие стороны человека. Ну и пользу физических нагрузок для тела и духа ещё никто не отменял, ведь спорт – это про порядок, дисциплину, саморазвитие и познание себя.

Не будем забывать и о постоянном стрессе, который мы все испытываем – дедлайны, неопределенность, внутреннее и внешнее давление. Как тренировки помогают сплотить коллектив, перезагрузиться после тяжёлого рабочего дня и стать продуктивнее в работе?

Вместе с Ланой Алтынбековой, основатель компаний Safeology и «Гравитация», мы попробовали ответить на эти вопросы. А также разобрали несколько примеров, как в компаниях пропагандируется спортивный образ жизни.

Лана Алтынбекова
Основатель компаний Safeology и «Гравитация»

Содержание:

Как спорт помогает в бизнесе и в жизни?

Справиться с планированием

Многим из нас свойственно строить наполеоновские планы. Нам часто кажется, что мы впихнём в график всё и даже больше. Увы, зачастую мы не можем реалистично оценить, что мы успеем сделать, а что нет.

Например, одна руководительница, недавно занявшая эту должность, сразу получила выросшую в 3-4 раза нагрузку. В итоге, она перестала справляться даже с планированием. Неожиданным решением проблемы стали занятия спортом. Она обнаружила, что тренировки сделали её более собранной. Это помогло ей эффективнее распределять свои задачи.

Первое правило, которому она начала следовать – даже если тебе очень интересно, не нужно брать дополнительной нагрузки. Второе – делегирование. Многие управленцы не умеют передавать задачи. В спорте ты учишься командной игре. Если может сделать другой – отдай. Если мы хотим больших результатов – нужно сосредоточиться на главном и делегировать все параллельные задачи. Если ты пытаешься поймать все мячи или воланы мира, то упускаешь стратегически важные вещи.

Спорт и тренировки учат двигаться шаг за шагом. Идя поэтапно, ты понимаешь, что нагрузку нужно дозировать, увеличивать постепенно. Всё это актуально и для работы. Также тренировки учат системности. Настоящего результата достигает только тот, кто делает что-то постоянно, а не в авральном режиме.

Здоровый отдых для здоровых сотрудников

Люди в офисе весь день сидят за компьютером. Потом они приходят домой и вновь садятся за него же – играть или смотреть сериалы. В этом случае нет необходимой физической нагрузки, и мозг не насыщается кислородом. Если ты весь день смотришь в экран – вечером нужен другой вид деятельности. Даже простая прогулка поможет перезагрузиться. Понимая это, многие компании пропагандируют спортивный образ жизни.

Если перед вами стоит сложная задача, и вы не можете найти решение, попробуйте отложить её и пойти прогуляться или заняться спортом. В этот момент не думайте о задаче. Вы вернётесь и решение скорее всего появится в вашей голове. Из-за того, что мы перестали включать тело в важные процессы, часто получаем худший результат на работе.

Другие примеры классного досуга для сотрудников вы найдёте в материале: Корпоративная культура здорового человека: 5 внутриком-проектов платежной системы «Мир»

Узнать себя

Спорт отражает жизнь. Не важно – корт, футбольное поле, бассейн. Но в повседневности мы не замечаем наших поведенческих паттернов. Обнаружить их, понять, возможно изменить и стать более эффективным помогает спорт.

Когда вы тренируетесь, у вас нет профессиональной маски. Особенно хорошо это срабатывает, если заняться новым направлением. Вы узнаете про себя много нового, то, чего в обычной жизни узнать не сможете. Если вы умеете слышать себя, то на тренировках быстро обнаружите скрытые акценты поведения.

Например, можно понять, вы человек процесса или результата. Насколько важна для вас победа, или вы получаете кайф от самой деятельности. Мы действуем по разному, в зависимости от того, откуда берем энергию и ресурсы и на чём фокусируемся, на процессе или на результате. Если вы человек результата, то энергию вам даст достижение целей. А если вы человек процесса, но ориентируетесь на результат, то высока вероятность, что вы просто выгорите.

Установить границы

Много открытий люди делают, благодаря пониманию своего тела. Одно из таких – осознание собственных границ. Понимая свою телесность, мы удивительным образом улучшаем свои навыки коммуникации. Люди учатся более экологичным отношениям, уважению к себе и другим, учатся говорить «нет». Чем больше приходит понимания границ своего тела, тем больше понимания границ «своего» и «чужого» в коммуникации.

И найти свой голос

Проще всего здесь привести пример с музыкантами, которые становятся успешными, когда находят свой голос. Но эта метафора распространяется на любую сферу, неважно айтишник вы или производственник. Вы не сможете стать успешным, интересным пока не найдёте свой голос.

Суть этого процесса в том, чтобы все свои профессиональные знания соединить с тем, кто вы есть. Тогда ваша экспертность будет транслировать вас, вашу позицию, отношение к жизни. Если вы себя не знаете, то транслировать нечего. Спорт помогает найти свой голос, потому что снимает маски и показывает какой вы на самом деле. Стать отличным специалистом или руководителем можно только если идти по своему собственному пути, решать задачи уникальным способом.

Узнать коллегу или партнёра по бизнесу

Был такой пример: две подруги работали в одном отделе. И они вместе зашли на бадминтонный корт в командах противников. Одной из них оказалось очень важно победить. Даже несмотря на то, что она плохо играла, она стала очень агрессивно атаковать. Её подруга и коллега была очень удивлена – она поразилась, что ей так важен результат. На работе в финансовом отделе это было не так заметно. Но стало понятно, что за результаты она может буквально порвать.

В игре вы многое сможете понять о себе, своих коллегах и партнёрах. Отношение к поражению, стиль командной работы. Когда в спорте люди начинают биться за победу, то ведут себя очень по-разному.

Одна крупная компания решила заниматься спортом на стратегической сессии. Причём они выбрали бадминтон. В коллективе было много скрытых течений и конфликтов, и руководство решило вывести их на корт. В спорте сложно скрыть эти вещи. Идея была в том, что конфликты разрешатся на корте, и можно будет иначе начать выстраивать отношения на работе. В итоге люди выпустили пар, им стало легче, они достигли определённого уровня спокойствия, в рамках которого, уже можно было обсуждать стратегические вопросы.

Другой способ необычно провести стратегическую сессию вы найдёте в статье: Стратегическая сессия в Антарктиде как способ изменить себя и компанию

Командная игра

Окружение сильно влияет на нас, и в спорте это становится очевидным. Так часто бывает, что в команде собираются более сильные и слабые игроки. И если сильный игрок, вместо того, чтобы поддерживать слабого игрока, начинает перетягивать одеяло на себя, команда проигрывает. В работе мы регулярно сталкиваемся с тем же. В зависимости того, как мы относимся к новичкам, как их поддерживаем и обучаем зависит успех бизнеса. Если не учитывать все эти моменты, мы можем сами «убить» свою команду.

Какие ещё существуют инструменты, для формирования сильной команды читайте в материале: Таланты vs команда: как повысить эффективность бизнеса в 4 раза с мощным коллективом – разбираем по шагам с примерами

Как компании мотивируют сотрудников заниматься спортом?

Кейс 1. Компания «Аквариус». Спортивные команды

У компании «Аквариус» есть офисная и две производственные площадки. Компания придерживается политики «одной линии», чтобы создавать равные возможности для всех сотрудников, независимо от региона. Так, во всех трех локациях были сформированы волейбольные команды. По возможности создаются дополнительные спортивные сообщества (у московского офиса есть футбольное сообщество) и рассматриваются новые варианты объединений (например, баскетбол).

Важно правильно подойти к выбору вида спорта для формирования сообществ. И здесь мнение и желание сотрудников играет первоочередное значение. В компании регулярно проводятся опросы среди работников, что именно им интересно.

В «Аквариус» работает около 2000 человек, из которых участвуют в опросах в среднем около 70%. Из них около 30% зарегистрированы в тг-каналах спортивных групп. При этом, часть из этих сотрудников играют регулярно, а есть те, кто играют периодически.

Одна из задач спортивных сообществ – сформировать постоянные команды и выбрать амбассадоров, готовых принимать участие в состязаниях и кубках разных компаний.

Спорт – одна из составляющих успеха любой компании, которая стремится стать лучшим работодателем. Во-первых – это физическое и психологическое благополучие сотрудников. Во-вторых – укрепление HR-бренда, то есть позиционирование компании, которая заботится об обществе, о здоровье. В третьих – укрепление связи с партнёрами, в том числе, с помощью проведения совместных соревнований и турниров.

У каждого сообщества есть свои амбассадоры. Эти люди ведут сборы на тренировки, обеспечивают команды необходимым инвентарем. Для них компания выпустила специальную брендированную продукцию и стикеры с надписями “Амбассадор клуба”. Также такой приятный бонус получают самые активные участники команд, которые регулярно ходят на тренировки, дают обратную связь.

Компания поддерживает инициативу своих сотрудников, которые активно занимаются спортом. Предоставляет форму для участия в марафонах и других спортивных мероприятиях. Сама компания проводит внутренние турниры. Например, волейбольная команда в Твери принимает участие как во внутренних, так и во внешних соревнованиях.

Обо всех новых инициативах и достижениях важно говорить. Для этого в компании есть своё СМИ – «АКВА ГИД ПО НОВОСТЯМ», и сотрудники сами рассказывают о спортивных объединениях, чтобы привлечь новых участников.

Кейс 2. Компания tutu.ru. Организация клубов

Компания хотела объединить сотрудников так, чтобы они общались и знали друг друга не только по рабочим задачам. Была цель сделать их единомышленниками и близкими по духу людьми. Это было необходимо для обеспечения качественного взаимодействия, сокращения дистанции между людьми. В компании решили сделать это с помощью организации корпоративных клубов.

Чтобы запустить процесс создания клубов, компания подготовила для сотрудников специальную презентацию. На ней рассказали, какие клубы можно создавать и как это сделать. Представили возможные тематики.

Также рассказали про условия, выполнение которых позволит признать сообщество клубом:

  • Наличие организатора. Должен быть человек, который будет представлять клуб. Он организует деятельность, регистрирует сообщество, презентует его коллективу, набирает участников, стимулирует активности и прочее.
  • Не менее 7 участников. Поскольку компания планировала поддерживать развитие клубов, то ей важно было убедиться в интересе со стороны сотрудников. Для этого должно быть хотя бы маленькое, но сообщество.
  • Регулярная активность. То есть если группа людей однажды собралась для совместного досуга, то это ещё не клуб по интересам.

В итоге организовались клубы скалолазанья, футбольный, беговой и йоги. История с йогой оказалась настолько интересной, что уже на протяжении трёх лет дважды в неделю сотрудники собираются на занятия после работы.

Посещают клуб самые разные сотрудники: разработчики, эйчары, аккаунт-менеджеры, руководители. Но все они отмечают, что йога значительно улучшила качество жизни, да и просто заниматься вместе — это интересно.

В каждом клубе достаточно большое число участников. Например, в футбольном клубе — 36, в беговом — 40, в клубе рукоделия — 16, в ЧГК — 63, в клубе йоги — 32, в клубе скалолазания — 12. Конечно, состав отдельных мероприятий может меняться, но так или иначе все участвуют в деятельности клубов.

Подробности о том, как в Tutu.ru создали более десяти клубов по интересам для своих сотрудников, читайте в материале «Внутри Туту. Как организовать 10 внутренних клубов по интересам и собрать 200 участников».

Кейс 3. Челленджи в чат-боте диджитал-агентства Медиа 108

Вся мотивационная система компании выстроена в чат-боте. Также у ребят есть внутренняя валюта, которую сотрудники дарят друг другу в благодарность или получают за участие в корпоративных активностях. Подробно об этом мы писали в нашем прошлом материале.

Одна из таких активностей – спортивный челлендж. Его суть состоит в том, что участники должны еженедельно заниматься спортом определенное количество времени. Ребята начали с двух часов в неделю в июле и планируют добраться до 3 часов к Новому году, прибавляя по 15 минут ежемесячно. Вид спорта может быть любой.

В чат нужно выложить скрин-отчет из спортивного приложения и фото с тренировки. Важно отметить, что в этот челлендж активно включены удалённые сотрудники компании.

Подводим итоги

Спорт – важный элемент для поддержания физического и психологического здоровья сотрудников. Он помогает улучшить производительность и эффективность, снизить уровень стресса и увеличить удовольствие от работы. Кроме того, тренировки помогают укрепить командный дух и улучшить коммуникацию между работниками.

Таким образом, организация спортивных программ и мероприятий могут стать одним из факторов успеха бизнеса. Они помогут создать здоровую рабочую атмосферу, повысить продуктивность и лояльность сотрудников, а также укрепить позиции компании на рынке.

Если вы хотите создать крутой мерч со сменными стикерами, то пишите нам в StickPeek. Для каждого проекта мы находим своё решение.

Команда StickPeek всегда рядом, и мы готовы креативить, обсуждать и воплощать в жизнь любые ваши фантазии

Ещё больше полезных историй о корпоративной культуре, мотивации сотрудников и грамотном управлении вы найдете в нашем телеграмм-канале.

Максимум пользы — минимум уведомлений. Подписывайтесь!

Что думаете о пользе спорта для бизнеса и командной игре? Делитесь мнениями и опытом в комментариях!

Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна

ИНН: 771973915181

erid: 2VtzqxWaSWi

Реклама ИП Колкова Ольга Владимировна

ИНН: 784000090851

erid: 2VtzqvNsrGE

2828
34 комментария

Обожаю этот сериал!

5
Ответить

Сериал огонь это факт! И многому может научить)

1
Ответить

Работал когда-то в большой организации.
Спорт действительно помогает существовать в таком огромном обезличенном механизме. Социализируешься, нетворкаешь

5
Ответить

Кстати согласен, для нетворкинга вообще спорт отличная тема, особенно в бизнес среде, не зря в кино нам показывают как на поле для гольфа сделки заключают. Каким спортом занимались?

Ответить

Корпоративный спорт - это хорошо. Но массовый "периодичный" спорт к здоровью человека какое имеет отношение?

3
Ответить

К массовому спорту нужны тренировки, причем регулярные, вполне себе положительно влияют на здоровье. Можно клуб организовать или челлендж. Вариантов масса)

1
Ответить

Да, периодическая прогулка всегда помогает мозгу начать работать, это факт. С чат-ботом механика интересная, но я конечно больше за классические клубы или команды. Только в этом году выбили занятия с инструктором по йоге. Есть лайфхаки, как убедить начальников организовывать спорт в компании?

3
Ответить