Внутри Туту. Как организовать 10 внутренних клубов по интересам и собрать 200 участников. HRу на заметку

Hr'ам и внутрикомам сервиса путешествий Туту (500+ человек в штате) удалось запустить процесс создания внутрикорпоративных клубов по интересам самими сотрудниками.

Рассказываем во всех деталях, как это удалось сделать и собрать 200 активных участников в 10 клубов: футбольный, беговой, скалолазания, йоги, рукоделия, настольных игр, кальянный, English Speaking Club, ЧГК, «Питерский движ».

Внутри Туту. Как организовать 10 внутренних клубов по интересам и собрать 200 участников. HRу на заметку

Привет. Я Владимир Давыдов, со-основатель StickPeek — бренда корпоративной одежды со сменными стикерами. По работе я часто беседую с представителями заказчиков. Говорим мы не только о мерче, но и про особенности внутренних коммуникаций. И первая история посвящена сервису путешествий и поездок Туту. Мы делали для компании мерч, ставший элементом крупнейшего российского трэвэл-проекта. Сегодня расскажу, как в Туту помогают внутрикорпоративному общению сотрудников.

Что подтолкнуло компанию к развитию внутренних коммуникаций

На фоне популяризации удалёнки в период пандемии многие компании столкнулись с проблемой коммуникации внутри коллектива. В Туту также многие сотрудники перешли на удалённый формат работы, что само собой повлияло на интенсивность общения. Оценив ситуацию, в компании решили, что нужна какая-то объединяющая история.

В Туту довольно много времени уделяют укреплению внутрикорпоративных связей. В этом мы в StickPeek убедились, когда делали мерч для сотрудников компании к Новому году.

В этот раз компания хотела объединить сотрудников так, чтобы они общались и знали друг друга не только по рабочим задачам, но стали единомышленниками и близкими по духу людьми. Это было необходимо для обеспечения качественного взаимодействия, для сокращения дистанции между людьми. Решили сделать это посредством организации корпоративных клубов.

Почему в качестве основного инструмента выбрали клубы

В компании уже существовали различные сообщества по интересам. Но это были неформальные объединения, возникающие спонтанно по инициативе самих сотрудников. Люди просто самоорганизовывались и придумывали для себя совместные активности.

Например, достаточно давно существовали клуб ЧГК, клуб йоги. Были творческие объединения, где ребята вместе рисовали или занимались каким-то иным творчеством.

Однако все эти самоорганизованные сообщества никак не афишировали. Компания в этом не участвовала. Это были такие дружеские встречи для «своих». Соответственно, когда в компанию приходил новичок, то ему неоткуда было узнать о каких-то сообществах и уж тем более он не мог быстро попасть в них.

В общем, компания решила использовать эту идею с корпоративными клубами и распространить её на всех сотрудников. Дополнительной мотивацией стали примеры успешной организации подобных сообществ в других компаниях. Как показывает опыт, наличие корпоративных клубов даёт компании немало преимуществ. Например:

  • наличие спортивных клубов в компании положительно влияет на здоровье сотрудников, а соответственно и на их трудоспособность;
  • занятия любимым хобби улучшают эмоциональное и психологическое состояние людей, поднимают самооценку, улучшают настроение;
  • клубы по интересам для сотрудников повышают привлекательность компании на рынке труда и становятся приятным бонусом к соцпакету.

Глобальная цель состояла в поддержке сотрудников через стимулирование хобби, а также создание условий для неформального общения людей и совместного отдыха.

Как организуют внутрикорпоративные клубы

Чтобы запустить процесс создания клубов, компания подготовила для сотрудников специальную презентацию. На ней рассказали, какие клубы можно создавать и как это сделать. Представили возможные тематики. Например, иностранные языки, рисование, вязание, танцы и прочее.

Также рассказали про условия, выполнение которых позволит признать сообщество клубом:

  • Наличие организатора. Должен быть человек, который будет представлять клуб. Он организует деятельность, регистрирует сообщество как клуб, презентует его коллективу, набирает участников, стимулирует активности и прочее.
  • Не менее 7 участников. Поскольку компания планировала поддерживать развитие клубов, то ей важно было убедиться в наличии интереса со стороны сотрудников. Для этого должно быть хотя бы маленькое, но сообщество.
  • Регулярная активность. То есть если группа людей однажды собралась для совместного досуга, то это ещё не клуб по интересам.

После презентации от компании инициатива перешла уже к самим сотрудникам. Люди стали предлагать самые разные идеи, исходя из своих увлечений.

Ну конечно нужно было не просто предложить тему. Сам процесс создания клуба, планирование его деятельности и последующее развитие — всё это входило в компетенции организатора.

Когда мы собирали идеи по тематикам клубов, мы получили много разных предложений. Но не все готовы быть организаторами на постоянной основе. И мы придумали такую штуку, как мастер-классы. Например, человек что-то умеет делать классно — рисовать, готовить, лепить и прочее — но делать своё занятие клубом не хочет. В этом случае он может провести мастер-класс. Мы помогаем с организационными моментами. Например, сделаем анонс, предоставим помещение, закупим расходные материалы, закажем пиццу. То есть любой сотрудник может поделиться своим любимым делом.

Татьяна Ипатова, менеджер по внутренним коммуникациям Туту

Какие клубы существуют в Туту

На данный момент в компании существует десять клубов. Это футбольный, беговой и кальянный клубы. Есть клубы настольных игр, скалолазания, йоги, рукоделия. Есть English Speaking Club и клуб ЧГК. Для сотрудников офиса в Питере есть «Питерский движ».

Какие-то из клубов развились из ранее существовавших сообществ. Например, самые старые увлечения — это футбол, йога и ЧГК.

Так совместные занятий йогой в компании начали практиковать ещё в 2019 году. Тогда сотрудники обсудили, что неплохо бы немного размяться после целого дня за компьютером. Решили заняться йогой. Люди быстро самоорганизовались, по рекомендациям коллег нашли тренера и собрали группу участников. Желающих оказалось немало, стабильно собиралась группа из 8-15 человек. Для проведения занятий использовали стендапную, как самое большое помещение.

История с йогой оказалась настолько интересной, что уже на протяжении трёх лет дважды в неделю сотрудники собираются на занятия после работы. Во время пандемии из-за удалёнки занятия перенесли в онлайн, а после возвращения в офис снова стали собираться в офлайне.

После запуска корпоративных клубов в компании для занятий йогой докупили аксессуаров — ремешки, блоки. Посещают клуб люди самые разные: разработчики, эйчары, аккаунт-менеджеры, руководители. Но все они отмечают, что йога значительно улучшила качество жизни, да и просто заниматься вместе — это интересно.

Внутри Туту. Как организовать 10 внутренних клубов по интересам и собрать 200 участников. HRу на заметку

Некоторые клубы выросли из увлечения кого-то из сотрудников. К примеру, одна из коллег поделилась тем, что любит настольные игры и предложила собрать сообщество. Так появился клуб настолок. Его участники собираются регулярно, примерно раз в две недели, и играют в различные игры.

В Туту всегда были ребята, которым было интересно играть в КВИЗы и периодически стихийно собиралась команда для игры в Корпоративной лиге "Клуба 60 секунд". Главной целью было получить удовольствие, а не победить любой ценой. Клуб ЧГК это классный способ пообщаться с ребятами из разных команд и попрактиковать модерацию в сложных условиях. В месяц команды играют 2-3 раза, в этом году уже сыграна 21 игра.

Организуемые клубы могут быть и не ограничены одной тематикой. Например, «Питерский движ» основан для совместного досуга. Его участники просто собираются и придумывают разные активности — на сапах вместе покататься или устроить вечеринку.

Как компания поддерживает развитие клубов

Создание клуба начинается с того, что организатор подаёт заявку. На внутрикорпоративном портале есть специальный лендинг для клубов, где перечислены все существующие сообщества. Организатор заходит на лендинг и оформляет заявку: указывает название клуба, его описание, примерное содержание и условия участия. Например, организуем футбольный клуб, собираемся дважды в неделю по такому-то адресу, совместно оплачиваем аренду поля и услуги тренера.

Внутри Туту. Как организовать 10 внутренних клубов по интересам и собрать 200 участников. HRу на заметку

Также организатор создаёт чат клуба на внутрикорпоративном портале или в любом удобном мессенджере и ссылку на чат крепит в описании.

Внутри Туту. Как организовать 10 внутренних клубов по интересам и собрать 200 участников. HRу на заметку

Получив заявку, ответственная команда уточняет недостающие сведения и затем размещает информацию на лендинге. У каждого клуба есть свой логотип и подробная информация.

Следующим шагом организатора становится привлечение участников. Для этого он должен провести презентацию своего клуба. Организатор публикует приглашение на презентацию во внутренних каналах. Также он сообщает о новом клубе на стендапе — общем собрании.

Внутри Туту. Как организовать 10 внутренних клубов по интересам и собрать 200 участников. HRу на заметку

В компании есть такая практика, что каждый понедельник в 10.00 сотрудники собираются в Zoom на общий Стендап компании. Как правило, посещают стендап еженедельно около 300 человек из 500+ сотрудников компании. На общем собрании люди делятся новостями, обсуждают какие-то события и достижения. Здесь же представляют новичков и здесь можно сделать анонс о новом клубе.

Далее происходит набор участников. Заявку можно подать через лендинг клубов. Компания помогает с информационной поддержкой. Ответственные специалисты актуализируют данные на лендинге при необходимости, публикуют информацию о клубе на портале, делают анонсы и рассылки.

Также компания может помочь с организационными моментами — договориться с кем-то, изготовить сувенирную продукцию для клуба и прочее.

Фактически, вся история успеха с организацией корпоративных клубов в Tutu.ru обусловлена тем, что компания предоставила возможности. Вся инициатива идёт от сотрудников. Мы лишь стараемся поддержать стремление и помочь на отдельных этапах. Но непосредственно поддержка существования и развития клуба ложится на организатора. То есть, компания просто стимулировала желание людей заниматься каким-то любимым делом. И как мы видим сейчас, это было не зря.

Татьяна Ипатова, менеджер по внутренним коммуникациям Туту

Что получилось в итоге

В самом начале проекта с организацией клубов у компании не было грандиозных планов. Рассчитывали, что будет несколько клубов и в каждом примерно по 10 участников. Однако реальность оказалась иной. В каждом клубе достаточно большое число участников. Например, в футбольном клубе — 36, в беговом — 40, в клубе рукоделия — 16, в ЧГК — 63, в клубе йоги — 32, в клубе скалолазания — 12. Конечно, состав участников отдельных мероприятий может меняться, но так или иначе все участвуют в деятельности клубов.

У нас были определённые ожидания на 2022 год. Планировали, что будет около семи клубов и примерно 100 участников. Но в итоге у нас за шесть месяцев организовалось 10 клубов, а количество участников превысила 200 человек. Такие цифры указывают на то, что у людей действительно есть потребность в коммуникациях. Сотрудники хотят общаться между собой, но в формате удалёнки это сложно. А вот такие активности как клубы по интересам помогают объединиться.

Татьяна Ипатова, менеджер по внутренним коммуникациям Туту

Дополнительным плюсом клубов стало то, что они оказались отличным инструментом для адаптации новичков. Совместные интересы помогают быстрее влиться в новый коллектив.

На корпоративном портале у нас есть специальный раздел для новичков. Любой новый сотрудник может найти там основную информацию о компании. И там же есть ссылка на лендинг с клубами. Можно перейти, почитать описания и подать заявку на вступление в интересный клуб. Такая возможность помогает лучше преодолеть стрессовый период адаптации. Можно найти единомышленников и подружиться с кем-то на основе общих интересов.

Татьяна Ипатова, менеджер по внутренним коммуникациям Туту

Как в Туту дополнительно мотивируют сотрудников на саморазвитие

Для компании, заинтересованной в своем развитии, всегда самым ценным ресурсом остаются сотрудники. И чем выше уровень знаний специалистов, тем больше пользы. Поэтому многие компании создают какие-либо обучающие проекты. А вот в Туту сделали ставку на саморазвитие. Для мотивации людей придумали систему поощрения.

В компании есть собственная библиотека. Причём здесь необязательно профессиональная литература строго по тематике. Например, для разработчика только про программирование. Нет. Книги могут быть разными. Главное условие — чтобы это было полезно в работе.

Любой сотрудник может почитать про коммуникации, менеджмент или какие-то штуки, которые упрощают взаимодействие или улучшают рабочие процессы.

У компании также есть офисная библиотека, где можно взять книгу и почитать.

Внутри Туту. Как организовать 10 внутренних клубов по интересам и собрать 200 участников. HRу на заметку

После того как человек прочитал книгу, он может разместить обзор на книгу в блоге.

Примечательно, что обзор прочитанной книги может быть как общедоступным, так и приватным. Например, хочешь поделиться своими мыслями со всеми — пишешь открытый отчёт. Все общедоступные обзоры можно найти в комментариях к соответствующей книге. То есть при выборе литературы можно сначала почитать отзывы коллег.

Чтобы сотрудникам было проще выбирать подходящие книги, мы составляем списки литературы по специализации. То есть можно открыть список и выбрать книжку, наиболее полезную в конкретной деятельности. Также некоторые руководители составляют собственные рекомендательные списки полезных книг, которые считают нужными для своей команды. Например, про то, как эффективно проводить брейнштормы или как генерировать гипотезы. Ребята могут ориентироваться на эти рекомендации. И потом полученные знания можно применять в работе.

Татьяна Ипатова, менеджер по внутренним коммуникациям Туту

Роль внутренних коммуникаций в жизни компании огромна. Они способствуют эффективному взаимодействию сотрудников, поддерживают корпоративную культуру и повышают лояльность к компании. И самый лучший способ поддержать общение между людьми — объединить их по интересам. Именно это и сделали в Туту

Такой вот интересный кейс по развитию внутрикорпоративных коммуникаций. Но мои истории на этом не заканчиваются. В портфеле StickPeek уже более 80 проектов с самыми разными компаниями. Мне ещё есть что вам рассказать…

Пишите в комментариях, о каких клубах знаете вы?

1717
8 комментариев

я состою в пивном клубе, но компания упорно не хочет оплачивать расходники.

4

Мне кажется в вашей компании вас не ценят, бросайте эту работу и полностью погружайтесь в ваш клуб)

1

Комментарий недоступен

1

Хочу в беговой клуб😍

Как круто) У нас была практика йоги в офисе и чаепития по правилам — с интересными сортами чая, посудой и т. д., но очень маленькая была заинтересованность, буквально по 2-3 человека ходили постоянно из 50-60. При том, что корпоративная культура очень была развита.
Поэтому практика сошла на нет.

А какой процент от всех сотрудников оклубился?

вот это движ, завидую )