Как технологии изменили банки, заводы и магазины

Банк в телефоне, доставка лекарств дронами, виртуальные примерочные и поголовная переквалификация в ИТ: специально для раздела «Будущее» на vc.ru поговорили с представителями бизнеса о том, как технологии трансформировали их отрасль

Как технологии изменили банки, заводы и магазины

Яна Ганник, сооснователь банка для предпринимателей «Точка»

Первый в России интернет-банк появился всего восемь лет назад, а сегодня уже сложно найти банк, который не имеет собственного мобильного приложения.

В нашей стране финтех развивается стремительно по сравнению с той же Европой или США, где банковский сектор достаточно консервативен. Меняется российское законодательство — это тоже открывает новые возможности для компаний и их клиентов.

Банки окончательно ушли в digital: практически все операции клиент может самостоятельно провести в онлайне. Сегодня не нужно вручную подписывать платёжки, путаться в бесконечных кодах и бумажках.

В «Точке», например, предприниматели ведут бизнес не только без визитов в банк, но и без посещения налоговой и прочих бюрократических структур: электронный документооборот это позволяет.

Можно сказать, что финтех развивается вместе с глобальными технологическими трендами: идентификация клиентов по голосу и фото, Touch ID, удалённое открытие счетов, операции и уведомления по ним в формате реального времени, онлайн-заявки на кредитные продукты.

Как технологии изменили банки, заводы и магазины

Михаил Лифшиц, совладелец и председатель совета директоров АО «РОТЕК» и Уральского турбинного завода

За это время в мировой энергетике произошла смена технологического уклада. Отрасль становится разнообразной, эпоха монополии больших турбин глобально закончилась. И это говорю я, председатель совета директоров турбинного завода.

Меняется и социальный уклад отрасли: заканчивается монополия энергетиков на энергетику. Генераторами становятся простые люди с солнечными панелями на крышах или генераторами на твердотопливных оксидных элементах в подвалах домов.

В энергетике появился новый игрок — потребитель. Приобретая и используя внесистемные мелкие источники генерации, он радикально поменял своё поведение и начал диктовать свои условия крупным генераторам.

В энергосистему включились неведомые ранее единичные солнечные источники, ветряки, генераторы на топливных элементах. Целые страны перестраивают свою энергетику: на смену централизации приходит распределённая структура.

Значительную роль во всём этом играет внедрение цифровых технологий, позволяющих оперативно управлять и маневрировать мощностью большого количества распределённых источников. Этот мегатренд надвигается неумолимо, и следующим шагом станет появление дешёвых накопителей энергии.

Как технологии изменили банки, заводы и магазины

Екатерина Хан, руководитель представительства Bolt в России

Транспорт — одна из самых динамично развивающихся отраслей. Новые виды общественного транспорта, курс на экологичность, беспилотные автомобили — всё это стало возможным благодаря развитию технологий. Технологические тренды практически сразу находят своё применение в сфере такси.

Самый простой пример — мобильные приложения для заказа такси. Еще десять лет назад нужно было позвонить оператору и согласовать с ним детали поездки, сегодня — просто зайти в приложение, которое всё сделает за тебя. Скоро будет достаточно одного приложения для того, чтобы пользоваться всеми видами транспортных услуг, будь то такси, каршеринг или самокат.

Люди всё реже покупают автомобили, предпочитая комфортное перемещение по городу на такси. Это решает множество проблем: с парковкой, штрафами, ремонтом.

Уже совсем скоро для нас будет обычным делом заказать беспилотное такси, а ведь недавно это сложно было даже представить. Автомобили с автоматическим управлением уже тестируют и в России, ожидается, что в ближайшие три-четыре года они станут широко доступны.

Как технологии изменили банки, заводы и магазины

Валентина Бучнева, глава бизнес-подразделения «Евразия» АО «Босналек»

Около 80 лет назад революцию в фармацевтике совершили антибиотики, множество болезней человечество победило именно благодаря этому оружию.

Но сегодня можно с уверенностью сказать, что будущее за биоценозсберегающими препаратами с направленным местным действием, которые не разрушают микробиоту и иммунитет, обладая при этом высокой эффективностью (антисептики для лечения заболеваний горла, например, одни из таких).

Фармотрасль развивается под влиянием цифровых технологий и персонализированной медицины. 3D-принтеры печатают лекарства разной формы, от которой напрямую зависит их быстродействие, а искусственный интеллект анализирует индивидуальные особенности человека, помогая назначить подходящий препарат.

С поддельными лекарствами помогает бороться блокчейн-маркировка: путь каждой упаковки от завода-производителя до момента продажи в аптеке отображается в системах контроля. Так подделка не может на каком-то этапе «внедриться» в эту цепочку и выдать себя за настоящее лекарство, потому что у неё нет соответствующего «удостоверения личности» — блокчейн-маркировки.

Технологии не только повышают качество лечения, но также увеличивают вероятность успеха разработки новых препаратов и влияют на их доступность: на производство и транспортировку затрачивается меньше ресурсов, поэтому лекарства появляются быстрее и становятся доступнее для пациентов.

Доставка лекарств дронами, например, может разрешить проблему отсутствия жизненно важных препаратов в труднодоступных районах нашей страны.

Как технологии изменили банки, заводы и магазины

Наталья Белова, директор по маркет-менеджменту, член правления СК «Росгосстрах Жизнь»

Когда речь идёт о страховании жизни, особенно важно сделать так, чтобы клиенты чувствовали постоянную заботу и готовность прийти на помощь 24 на 7. Всегда быть на связи, чтобы помочь — технологии во многом помогают нам успешно с этим справляться.

Мобильные приложения и личные кабинеты позволяют оперативно получать данные и следить за динамикой их изменений, удалённо заполнять шаблоны заявлений, отслеживать их статус.

Чат-боты отвечают на большинство возникающих у клиентов вопросов. Всё более заметна трансформация от «автоответчиков» к полноценным консультантам, готовым ответить на сложные и специализированные вопросы: через диалог с чат-ботом в мессенджерах или социальных сетях уже можно оформить договор.

В сфере страхования жизни стремительно растёт интерес к носимым гаджетам, отслеживающим различные жизненные параметры (от пульса и давления до уровня сахара в крови). Польза от использования подобных устройств обоюдная.

Так, например, клиенты, которые ведут здоровый образ жизни, могут рассчитывать на пониженные тарифы или скидки на абонемент в фитнес-клуб, а страховые компании, собирая данные со смартфонов и других интернет-устройств, могут получить более достоверную информацию о том, каким рискам подвержены клиенты, и тем самым снизить убыточность.

Внедрение носимых устройств и анализ полученных данных даёт новый импульс к более активному развитию телемедицины. Онлайн-консультации врачей не только делают медицинскую помощь более доступной даже для отдалённых населенных пунктов, но и позволяют существенно снизить расходы на медицинские услуги.

Этот тренд уже завоевал Европу и США, а с ростом популярности гаджетов для здоровья и всеобщей ориентации на здоровый образ жизни придёт и в Россию.

Как технологии изменили банки, заводы и магазины

Юлия Никитина, управляющий директор по цифровому маркетингу и продукту Lamoda Group

Новые технологии очень активно внедряются в онлайн-ритейле и незаметно становятся частью нашей жизни. Даже возможность собрать на одной площадке огромное количество товаров и систематизировать их — уже большое достижение цифровых технологий, которое мы сегодня воспринимаем как обыденность.

И покупатели ждут от магазинов всё более и более продвинутых инструментов для поиска и выбора товаров.

На наш взгляд, очень востребованными станут технологии, которые приближают опыт онлайн-покупки к реальности. Lamoda уже делает первые шаги в этом направлении: мы запустили AR-примерочную кроссовок в приложении, и покупатели сразу могут увидеть, как та или иная пара смотрится на них. Безусловно, мы следим за всеми тенденциями в технологиях и готовы активно экспериментировать.

Мы считаем, что опыт покупателя в онлайн-ритейле в ближайшие несколько лет станет максимально персонализированным и бесшовным.

Онлайн-ритейл идёт к тому, что в будущем покупатель сможет, не выходя из приложения, составить полное представление о товаре перед покупкой: например, оценить свой образ в AR-примерочной, проверить размер с помощью 3D-моделирования, ощутить текстуру ткани с помощью тактильных VR-перчаток и многое другое.

Как технологии изменили банки, заводы и магазины

Георгий Бабаян, основатель первого в России буткемпа Elbrus Bootcamp

Тренд ближайшего будущего — профессиональная переподготовка: аналитики IBM пришли к выводу, что в ближайшие три года около 120 млн работников по всему миру будут вынуждены переквалифицироваться из-за активного внедрения в экономику роботов и искусственного интеллекта.

Согласно исследованию, сильнее всего использование технологий отразится на рынке труда Китая. По подсчетам IBM, около 50,3 млн китайских работников переквалифицируются в течение следующих трёх лет.

Amazon, один из крупнейших работодателей США, недавно объявил, что потратит $700 млн на переобучение 100 тысяч своих сотрудников в ИТ-специалистов. Это примерно четверть от совокупного количества программистов в России.

Всего в США работает около 4 млн специалистов ИТ-сферы — больше, чем в какой-либо другой стране. Однако уже к 2023 году, по оценкам аналитиков, Индия обгонит США по числу разработчиков. Таким образом, у ИТ-индустрии в России большой потенциал для роста: сейчас в разработке задействована совсем небольшая часть населения.

Традиционные способы обучения не успевают за темпами развития технологий и изменениями в потребностях рынка. Необходимость в сжатые сроки обучить людей новой профессии приводит к росту популярности новых форматов обучения.

Альтернативой высшему образованию становятся интенсивные курсы, которые обучают специалистов методом погружения. В ИТ-индустрии набирают популярность буткемпы — центры ускоренной подготовки программистов за три-четыре месяца. Всё чаще к буткемпам обращаются крупные корпорации, чтобы восполнить постоянную нехватку кадров.

1010
1 комментарий

О! Знакомые лица в виде Яны Ганник)
8 лет назад появился первый онлайн-банк а сейчас чей Крым? %)

1
Ответить