Астероидная пыль вызвала 15-летнюю зиму, убившую динозавров: исследование

Около 66 миллионов лет назад астероид размером больше, чем гора Эверест, врезался в Землю, уничтожив три четверти всего живого на планете, включая динозавров. Это мы знаем. Но то, как именно удар астероида Чиксулуб привел к вымиранию всех этих животных, остается предметом споров.

Астероидная пыль вызвала 15-летнюю зиму, убившую динозавров: исследование

В последнее время ведущей теорией является то, что сера от удара астероида или сажа от глобальных лесных пожаров, которые он вызвал, затмила небо и погрузила мир в долгую темную зиму, убив всех, кроме немногих счастливчиков.

Однако опубликованное в понедельник исследование, основанное на частицах, найденных на ключевом участке окаменелостей, подтвердило более раннюю гипотезу: ударная зима была вызвана пылью, поднятой астероидом.

Мелкая силикатная пыль из измельченной породы оставалась бы в атмосфере в течение 15 лет, снижая глобальную температуру до 15 градусов по Цельсию, заявили исследователи в исследовании, опубликованном в журнале Nature Geoscience .

Еще в 1980 году отец и сын ученых Луис и Уолтер Альварес впервые предположили, что динозавры погибли в результате удара астероида, который окутал мир пылью.

Их заявление поначалу было встречено с некоторым скептицизмом — до тех пор, пока десятилетие спустя не был обнаружен массивный кратер Чиксулуб на территории нынешнего полуострова Юкатан в Мексиканском заливе.

Астероидная пыль вызвала 15-летнюю зиму, убившую динозавров: исследование

Теперь ученые во многом согласны с тем, что виноват Чиксулуб.

Но идея о том, что именно сера, а не пыль, стала причиной зимнего удара, стала «очень популярной» в последние годы, рассказал AFP Озгур Каратекин, исследователь Королевской обсерватории Бельгии.

Соавтор исследования Каратекин сказал, что это произошло потому, что считалось, что пыль от удара имела неправильный размер, чтобы оставаться в атмосфере достаточно долго.

Для исследования международная группа исследователей смогла измерить частицы пыли, предположительно образовавшиеся сразу после удара астероида.

«Катастрофический коллапс»

Частицы были найдены на окаменелом участке Танис в американском штате Северная Дакота.

Хотя на расстоянии 3000 километров от кратера, на этом месте сохранился ряд замечательных находок, предположительно датированных непосредственно после падения астероида в слоях отложений древнего озера.

Астероидная пыль вызвала 15-летнюю зиму, убившую динозавров: исследование

По словам исследователей, частицы пыли имели размер от 0,8 до 8,0 микрометров — как раз тот размер, который позволяет им оставаться в атмосфере до 15 лет.

Введя эти данные в климатические модели, аналогичные тем, которые используются для современной Земли, исследователи определили, что пыль, вероятно, сыграла гораздо большую роль в массовом вымирании, чем считалось ранее.

По их оценкам, из всего материала, который был выброшен в атмосферу астероидом, он состоял на 75 процентов из пыли, на 24 процента серы и на один процент сажи.

Частицы пыли «полностью отключают фотосинтез» у растений как минимум на год, вызывая «катастрофический коллапс» жизни, сказал Каратекин.

Шон Гулик, геофизик из Техасского университета в Остине, не участвовавший в исследовании, рассказал агентству AFP, что исследование стало еще одной интересной попыткой ответить на «горячий вопрос» — что вызвало воздействие зимы — но не дало окончательного ответа.

Астероидная пыль вызвала 15-летнюю зиму, убившую динозавров: исследование

Он подчеркнул, что выяснение того, что произошло во время последнего массового вымирания в мире, важно не только для понимания прошлого, но и будущего.

«Возможно, мы сможем лучше предсказать наше собственное массовое вымирание, в середине которого мы, вероятно, находимся», — сказал Гулик.

Надеюсь вам понравилась статья.

Так же, у меня есть свой канал, в котором я размещаю интересные новости, обзоры и сервисы по нейросетям и искусственному интеллекту, которые помогают в работе и жизни. Если вам интересна эта тема, буду рад вас там видеть -

30 комментариев

Очень крутая статья, спасибо, репостну себе, сыну позже прочитаю ❤️

"мы сможем лучше предсказать наше собственное массовое вымирание, в середине которого мы, вероятно, находимся"
Я видимо что то пропустил, что за массовое вымирание?

Вышки 5G

Сейчас идет либо вымирание видов, либо сокращение их численности, обусловленное нами.