Как подружиться с китайцем: культура подарков

Подарки имеют особое значение в китайской культуре, и ваш выбор может как помочь укрепить взаимоотношения, так и беспросветно их испортить. В этом материале мы расскажем что стоит, а что лучше не стоит преподносить китайцу.

Как подружиться с китайцем: культура подарков

Что может быть прекраснее дружбы? Дружба – это связь, которая объединяет сердца и умы людей, независимо от национальности, языка и культурных особенностей. Она позволяет нам исследовать этот мир глазами ближнего, особенно когда этот ближний — человек из другой страны.

Предположим, у вас уже есть друг китаец или вы надеетесь завести такого в будущем. В любом случае рано или поздно перед вами встанет вопрос «а что подарить?». И вопрос этот весьма хороший.

Давайте составим примерный портрет этого самого друга. Допустим, его зовут Ван И, ему 35, его любимое блюдо это хого*, а в свободное время он занимается тайцзи в парке. Стереотипно, не так ли? Ну что ж, не менее стереотипно, чем подбирать подарок основываясь на национальной принадлежности.

Как подружиться с китайцем: культура подарков

* также известный как хотпот или китайский самовар, — это блюдо, которое включает в себя варение различных ингредиентов в горячем бульоне прямо на столе.

Сначала поговорим о табу

Преподнесение подарков в китайской культуре требует осознания определенных правил. Например, дарение часов традиционно порицается, поскольку фраза «дарить часы» (送钟 sòngzhōng) произносится так же, как и словосочетание «проводы в последний путь» (送终 sòngzhōng). Другие проблемные подарки – это зонтик, обувь, гладиолус, жасмин и груша, всё также из-за схожего созвучного негативного значения. Белых или желтых хризантем избегают, поскольку их приносят на похороны. Ножи и иные острые предметы тоже мимо, но это и у нас не принято. На самом деле список может выйти внушительный, так что проще ориентироваться на то, что можно дарить.

Поэтому если не хотите намекнуть Ван И о том, что вам надо расстаться как в море кораблям, то воздержитесь от дарения всего вышеперечисленного.

Теперь о том, что можно и даже нужно дарить

Самый «казалось бы» беспроигрышный подарок – это деньги.

Завернули n-ную сумму в красный конверт хунбао (红包 hóngbāo) и вот вам счастье. Наверное, каждый хоть раз видел в кино или новостях китайцев, протягивающих друг другу эти конверты и попутно желающих всех благ. Но откуда же это пошло?

Одной из популярных легенд, связанных с этой традицией, является история о демоне по имени Суй (祟 suì) . По преданиям, в канун Китайского Нового года Суй приходил трогать лбы спящих детей, что вызывало у них головные боли и лихорадку, а в конце концов они и вовсе становились умственно отсталыми. Родители, чтобы защитить своих детей от нечистого, в канун праздника сами не спали и им не давали.

Как подружиться с китайцем: культура подарков

Однажды одна пожилая супружеская пара подарили своему долгожданному ребёнку восемь монет, связанных красной нитью, чтобы он с ними играл и не засыпал. Ребёнок положил монеты в самодельный конверт из красной бумаги и игрался с ним, открывая и закрывая, пока не уснул. Его всё же решили уложить спать, а конверт с монетами поместить под подушку. В ту же ночь к ним в дом пришел Суй и попытался прикоснуться к ребенку, но восемь монет испустили яркий свет, что напугало демона и он убежал. С тех пор эти конверты стали считаться символом удачи, счастья и защиты.

Если раньше их дарили в основном только детям и младшим членам семьи, то сейчас их часто дарят независимо от возраста и наличия родства, да и красный цвет перестал быть обязательным, хоть и остался сам по себе бессмертной классикой.

Если же вы считаете, что такому подарку не хватает креативности, то есть решение — брендовый хунбао. Да-да, вы можете подарить своему другу хунбао от Cartier, чтобы он хранил его у себя и смог однажды торжественно передарить кому-нибудь из родственников.

Либо же ради шутки можете отправить ему деньги переводом в цифровом хунбао от KFC в WeChat. В этом плане китайские бренды молодцы и каждый год радуют китайских потребителей чем-нибудь эдаким. Это отличный пример того, что можно из традиционного и любимого народом обряда создать рекламный прецедент.

Только не стоит забывать то, что у этого, казалось бы, идеального во всех аспектах подарка есть свои подводные камни. Традиционно такой подарок преподносят на крупные события, такие как дни рождения, свадьбы, выпускные и Китайский Новый год, так что если вы самодовольно станете пихать Ван И деньги в честь того, что вы давно не виделись, то это будет воспринято как минимум странно. Так что этот вариант не совсем универсален.

Дарите только новые «хрустящие» банкноты; избегайте цифру 4 (四 sì) в сумме, так как она созвучна слову «смерть»(死 sǐ); дарить сумму, в которой присутствует цифра 8 (八 bā), так как она считается счастливой и похожа по звучанию на слово «богатство» (во фразе 发财 fācái, пер. разбогатеть).

Самый «на самом деле» беспроигрышный подарок – подарочный набор

И сейчас мы говорим не о наборе шампуней по акции, который кто-нибудь из ваших родственников дарит вам на день рождение с периодичностью раз в два года. В Китае настоящий культ всевозможных подарочный наборов: от косметики до домашних электроприборов. Причем зачастую упаковка цениться гораздо больше, чем её содержимое, таким образом можно хоть ручку подарить и все ещё останутся довольны. Но всё же стараются делать так, чтобы они друг другу соответствовали.

Как подружиться с китайцем: культура подарков

Такие наборы можно найти в магазинах, крупных торговых центрах, рынках и маркетплейсах по типу Taobao. Также некоторые нестандартные и уникальные наборы можно приобрести через социальные сети с рук блоггеров и частных предпринимателей.

Так как наш дорожайший Ван И относиться к категории людей 35+, то это ваш шанс подарить ему прекрасный набор из витаминов и пищевых добавок. И это не будет восприниматься как шутка, ибо подобные подарки действительно очень распространены.

Например, в тяжелые ковидные времена весьма популярным подарком был противовирусный препарат под названием Paxlovid. Да и вообще, заботиться о здоровье своего друга всегда похвально!

Спасательный круг в мире подарков – подарок к традиционному китайскому празднику

В Китае существует много праздников, которые имеют глубокие исторические и культурные корни. А это значит, что кто-то очень древний уже придумал, что надо дарить, а это нам как раз таки и на руку.

Не будем далеко ходить и возьмем в качестве примера недавно прошедший в Китае праздник Середины осени (中秋节 zhōngqiūjié). Он приуроченный к окончанию осеннего сбора урожая, обычно празднуется в 15-й день восьмого месяца лунного китайского календаря, что обычно приходится на конец сентября или начало октября по григорианскому календарю. Главным символом этого праздника является луна, которая в этот день считается особенно яркой и полной. В этот день семьи собираются вместе и устраивают пикники, чтобы совместно любоваться луной. Один из самых популярных подарков, связанных с этим праздником, – это наборы лунных пряников, также известных как «юэбины» (月饼 yuèbǐng).

Как подружиться с китайцем: культура подарков

Лунные пряники обычно имеют круглую форму, что символизирует полнолуние и единство семьи. Внутри они могут содержать разнообразные начинки, такие как таро (нет, девочки и мальчики, это не расклад на год, а растение), пасту из сладкой красной фасоли, смесь орехов, или же яйцо и семена лотоса. Нам, иностранцам, самой необычной и даже странной может показаться сладкая мясная начинка, но будьте уверены, если вы подарите такие пряники Ван И, то он будет уминать их за обе щёки.

Кстати, недавно мы рассказывали об адаптации Coca-cola в Китае, где упомянули их мерч в честь этого праздника.

Как подружиться с китайцем: культура подарков

Но почему именно лунные пряники стали символом праздника? Существует множество версий, но лично моя любимая связана со знаменитой наложницей Ян Гуйфэй*. В VIII веке в Китае уже существовали специалисты-пекари, занимающиеся изготовлением лунных пряников. Эти пряники были популярным лакомством на улицах древней столицы Чанъани (современный Сиань), но ещё не имели статуса традиционного праздничного блюда, да и называли их просто пирогами с начинкой.

По легенде, в ночь праздника Середины осени, наложница Ян* любовалась яркой луной и заметила, что форма этих сладостей напоминает луну. Она случайно назвала их «лунными пряниками», и это название начало распространяться среди народа. А там уже пошло-поехало и теперь даже такие известные марки, как Gucci, стали выпускать свои версии лунных пряников для китайских потребителей.

Здесь ситуация схожая с красными конвертами, на рынке есть буквально всё, что вы можете или можете себе с ними представить. Так что выбирайте пряники на свой вкус, цвет и кошелёк и идите с Ван И любоваться луной. Либо же совместно отпразднуйте другой китайский праздник.

*Ян Гуйфэй (719 – 756 гг. н. э.) – любимая наложница Танского императора Сюаньцзуна. Она известна как одна из четырёх самых красивых женщин древнего Китая.

Помните, что самое важное – это ваше внимание и забота. Даже если выберете неподходящий подарок, Ван И (можете заменить на имя вашего китайского друга), безусловно, будет рад вашему желанию сделать его особенным. В конечном итоге, дружба не зависит от подарков, а от искренних чувств и уважения, которые вы питаете друг к другу.

А вы что дарили своим китайским друзьям?

Настя Гражданкина
аналитик, китаист, гик
88
2 комментария

Круто, теперь смогу делать подарки подруге китаисту в китайском стиле)

2

в целом такие же подарки как и везде , а вот за лист нежелательных подарков отдельный лайк

1