Как европейские виноделы справляются с грузинскими виноградниками

Группа компаний Marussia Beverages занимается производством вин в Грузии с начала двухтысячных. Несколько лет в активе компании было одно винодельческое хозяйство – Château Mukhrani. В 2013 году компания приобрела второе – Georgian Wines & Spirits (GWS). О том, с какими суровыми реалиями грузинского виноделия столкнулся бизнес, почему одно производство возглавил француз, а другое – немец, и как европейцы справляются с грузинским менталитетом, рассказывает CEO группы компаний Marussia Beverages Этьен де Соллянс.

Как европейские виноделы справляются с грузинскими виноградниками

По итогам 2018 года Грузия стала третьим поставщиком вина в Россию после Испании и Италии, а по итогам четырех месяцев 2019 года вышла на второе место. Сейчас грузинские вина занимают 17% в общей структуре продаж на российском рынке импортного вина, и порядка 8–9% от рынка в целом. Однако российский рынок для Marussia Beverages не стал основной целью. Поначалу через дочерние дистрибьюторские компании начали поставлять вина кроме российского рынка в Украину, во Францию и Великобританию. Позднее компания начала сотрудничать с независимыми дистрибьюторами в странах Балтии, а также в Польше, Белоруссии и Казахстане. За последние два года подключили экспорт в Азию: сейчас вина группы Marussia Beverages активно продаются в Китае и Японии. В общей сложности сегодня вина из хозяйств Château Mukhrani и GWS поставляются в 38 стран мира и приносят 10 миллионов евро совокупной выручки в год.

История становления производства в Грузии

«Шато Мухрани» – винодельческое поместье с родовым замком, расположено в регионе Картли. Винодельня была построена в 1878 году Иванэ Мухранбатони, потомком династии Багратиони. Иванэ вдохновился французской культурой виноделия, где Château – это замок с винодельней и погребами, окруженный виноградниками, где выращивается сырье для будущих вин.

Как европейские виноделы справляются с грузинскими виноградниками

В начале 20 века поместье было разрушено, а виноградники вырублены. Только в двухтысячных Marussia Beverages вместе с грузинскими инвесторами начала возрождение исторического поместья и производства вин. На сегодня в поместье засажено уже 102 гектара виноградников. Здесь производят белые, розовые, сухие вина, позднего сбора урожая, а также крепленые вина и чачу. Вся продукция производится под брендом Château Mukhrani. На этикетках изображен силуэт замка, все надписи – на французском языке.

Винодельческое хозяйство Georgian Wines & Spirits (GWS) было основано сравнительно недавно, в 1993 году в селе Ачинебули Телавского района (Кахетия) на базе винзавода «Телави 2», который, в свою очередь, был построен в 1976 году. В 2011 году хозяйство приобрела Marussia Beverages. На сегодня территория винодельчества занимает 450 гектар виноградников. Из него делают белые, розовые, сухие, полусухие, полусладкие, вина позднего сбора урожая, игристые и чачу. Объем производства 3,5 млн. бутылок к концу 2019. В сезон сбором урожая и изготовлением продукции занимаются до 500 человек.

GWS выпускает несколько линеек вина разной ценовой категории: Old Tbilisi, Tamada, Vismino и The Colors of Georgia. У каждой из этих линеек продуманный, сбалансированный ассортимент и концепция. Например, вина Tamada - это высококачественные сухие, полусладкие и выдержанные вина, а также вина контролируемых мест происхождения. Тамада – очень важный человек в Грузии, глава грузинского застолья, который избирается из числа уважаемых и образованных гостей, умеющих вести супру (застолье). Для оформления этикеток была выбрана картина Нико Пиросмани «Кутёж пяти князей», которая стала неотъемлемой частью бренда. Вина Vismino – это линейка редких сортов, таких как Цицка, Киси, Оджалеши.

Как европейские виноделы справляются с грузинскими виноградниками

Оба винодельческих хозяйства вначале были в плачевном состоянии. В Шато Мухрани был практически разрушен замок, виноградники были не обработаны многие десятилетия, некоторые уникальные сорта были потеряны. Хозяйство GWS, ранее принадлежавшее компании Pernod Ricard, после введения эмбарго со стороны России на импорт грузинского вина, также очень скоро пришло в упадок. Но при этом стартовые позиции в виде хороших терруаров были отличными и в одном, и в другом случае. Французское понятие «терруар» подразумевает сложную совокупность почвенных и климатических условий, которая обуславливает финальную разницу во вкусе и аромате вин. Однако чтобы раскрыть особенности терруара в вине нужен грамотный винодел.

В Грузии много хороших, даже великих специалистов по виноделию. Но спрос на местных специалистов очень высокий, потому что винодельческих хозяйств, как и желающих их развивать, – тоже немало. Поэтому тогда, когда мы искали управляющих и в Château Mukhrani, и в GWS, то решили не ждать, пока освободится грузинский эксперт с хорошими рекомендациями (возможно, ожидания заняло бы месяцы или даже годы), а поискать специалистов в Европе.В итоге производство в GWS возглавил француз Филипп Леспи, а управляющим Château Mukhrani стал немец Патрик Хоннёв.

Грузия и немец

При выборе винодела национальность для нас не имела особого значения. Мы взяли на работу в винодельческое хозяйство Château Mukhrani Патрика Хоннёв по несколько другим причинам. Во-первых, большую роль сыграли деловые связи в винном мире, а именно знакомство с владельцем Chateau d'Aiguilhe Стефаном фон Нейппергом, где как раз и работал Патрик Хоннёв. А вот-вторых, Патрик и сам давно мечтал работать в Грузии с различными сортами винограда.

Как европейские виноделы справляются с грузинскими виноградниками

Патрик Хоннёф закончил факультет Управления винным бизнесом и виноделия в Германии. 11 лет работал в винодельческом бизнесе региона Бордо и в течение 10 лет занимал место Технического директора Chateau d'Aiguilhe. По словам Патрика на старте работы в Château Mukhrani он столкнулся с большим недостатком опыта и квалификации в области виноградарства и виноделия в Грузии. Большая часть знаний находится в руках старых, с советским образованием, специалистов, и не соответствует современному взгляду на качество виноделия и виноградарства. К счастью, молодое грузинское поколение может извлечь выгоду из вновь созданной и растущей системы образования и изменит реальную ситуацию. В Château Mukhrani собрана большая и мотивированная команда молодых, образованных людей и более опытных сотрудников. Но это требует постоянного коучинга и контроля.

“Как генеральный директор и винодел, я трачу много времени на оперативное управление. Это необходимо, чтобы обеспечить уровень качества, к которому мы стремимся. Мы собрали сильную группу руководителей направлений, которые полностью понимают и реализовывают мои требования. Я определенно бросил затею начинать рабочий день в Грузии в 8 утра. Официально рабочий день здесь начинается в 9 утра, после приведения детей в школу. А нашим руководителям нужно время, чтобы прийти в себя. Я все еще не могу смириться (это очень важно для прогресса) с низким вниманием грузин к деталям и точности, которые являются основой для создания лучших вин. Это до сих пор сводит меня с ума. В конце концов, я иностранец, и не в моих силах заставить их адаптировать мою культуру. Это всегда компромисс, который приводит к результату. Без принятия компромисса вы не сможете добиться успеха в зарубежных странах».

Грузия и француз

В винодельческое хозяйство Georgian Wines & Spirits (GWS) в Кахетии мы пригласили не менее известного винодела, чем Патрик Хеннеф - Филиппа Леспи. До 2014 года в компании работала грузинская команда и «летучий» иностранный консультант. Но потом мы поняли, что нам нужна преданная команда, работающая на долгосрочной основе. Так мы начали искать виноделов, которые смогли бы использовать свой опыт и знания на виноградниках и в виноделии, при этом соблюдая и уважая грузинские традиции.

Как европейские виноделы справляются с грузинскими виноградниками

Одной из основных кандидатур на эту должность стал Филипп. На сегодняшний день он занимает две позиции на производстве. Он и главный винодел и управляющий GWS. Филипп работал над такими проектами, как Baron Philippe de Rothschild, Château Lagrange, Château Tour Sieujean, Badet Clément в Бордо и Бургундии, он доктор биологии и физиологии винограда.

Филипп Леспи приехал в Грузию в 2013 году, винодельня и виноградники GWS нуждались в серьезной реновации и модернизации; процессы производства были несовременными и не оптимизированными. Отсутствовал эффективный контроль на каждом этапе производства. В течение последующих пяти лет главной его целью стала организация производства и достижение определенного уровня качества вина. Мы определили семь основных терруаров и разделили их на микрозоны, используем органический подход к виноградникам, культивируем 12 автохтонных и 4 международных сорта.

“Поскольку я уже более 6 лет живу в Грузии, то начинаю понимать очень богатую и сложную грузинскую культуру и все больше адаптируюсь к этой стране. Когда я только присоединился, GWS был заводом по производству вин, а сейчас – это винодельческое хозяйство”.

66
39 комментариев

Интересно! Слышала, что европейские эксперты не признают грузинское вино, а тут мы видим совсем обратную историю! Здорово!

1
Ответить

Есть два мира грузинского вина. 
1. Произведенное по европейской технологи на современном оборудовании европейского же производства.
2. Вина произведенные по традиционной грузинской технологии в закопанных в землю глиняных емкостях Кверви. 

Во втором случае вино настаивается вместе со жмыхом винограда и лозой. 
Получается очень насыщенное и плотное вино. Оно даже не красное, а черное (как сами грузины и называют в быту), там крепость может быть 14.5% и оно на свет не просвечивается ). Из одной емкости причем получают сразу два сорта. Вино с нижней части кверви которое было в непосредственном контакте со жмыхом - более плотное и насыщенное. И из верхней части полегче.

Соответственно белое вино произведенное по той же технологии вовсе не белое а насыщенное янтарное и очень крутое

И если первый вариант вы покупаете в магазине начиная с цены в 5 лари (125р) то второй дешевле 25-30лар (625-750)я не видел

2
Ответить

на самом деле оно очень вкусное!

Ответить

Молодцы грузины. Если заполонили рынок значит есть спрос, а если есть спрос значит вино получается чудесное. Пусть на вкус и цвет товарищей нет, но скажу что грузинский саперави не возможно забыть. Этот букет прекрасен без слов. Кто пил настоящий саперави тот поймет о чем я. 

1
Ответить

Поддерживаю, а как прекрасна хванчкара! 

2
Ответить

Грузинское вино это полусладкий шмурдяк, который пьют только в бывшем совке

1
Ответить

Интересно, почему грузинское вино в российских магазинах стоит дороже той же Испании, а вот по качеству как-то пока не дотягивают. Либо к нам не возят достойные вина.

1
Ответить