«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

Для Google больше не важно юзабилити? Можно ли выйти в ТОП-5 Яндекса без рекламы? В 2024 весь контент будут создавать нейросети? Ответы на все эти вопросы мы даем в большом аналитическом обзоре. Внутри — ссылка на вебинар для тех, кому не хочется читать.

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

Вебинар с этим докладом смотрите на канале Пиксель Тулс.
Наш спикер — Наталья, руководитель SEO-отдела Rocket Business

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

Что случилось?

В этом году Яндекс и Google по-разному провели апдейты. Пока Яндекс прорабатывал инструменты, Google сконцентрировался на уменьшении возможности манипулирования выдачей.

Мы рассмотрим, как эти изменения повлияли на ранжирование разных типов сайтов. А еще — на работу SEO-специалистов в агентстве, инхаус и на фрилансе.

В общем, сегодня — факты, аналитика, ссылки на источники и прогнозы. Приготовьтесь, будет долго и интересно.

О Яндексе

Поговорим о 4 основных изменениях, которые уже влияют на работу специалистов.

1. В Вебмастере стало удобнее управлять фидами и просматривать статистику.

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

Появилась информация по показам, кликам и статусам предложений.
В чем дополнительное удобство? Теперь добавить способы доставки можно через интерфейс Вебмастера. Еще одна отличная функция – легкий доступ к статистике по фидам. В Вебмастере доступна общая статистика, а для более глубокой аналитики можно перейти к уже сегментированному отчету в Метрике.

В чем плюс для SEO-шников? Владелец сайта может самостоятельно просматривать статистику и вносить правки в фиды. Эта часть работ снимается с специалиста — а значит появляется больше времени для аналитической работы.

2. Yandex Search API вместо XML-лимитов с 1 ноября.

Об этом мы рассказывали подробнее в сентябрьском материале.

Что изменилось? Сервис Яндекс.XML, с помощью которого можно парсить поисковую выдачу в несколько потоков, отключили 1 ноября. Яндекс предлагает несколько вариантов тарифов, но ценник на сервисы для аналитики вырос в 1,5-2 раза.

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

На наш взгляд, это результат возросшей нагрузки на сервисы Яндекса. Для обработки данных нужно все больше и больше ресурсов. По цепочке изменения пришли ко всем участникам процесса. Сервисы для парсинга выдачи подняли стоимость услуг, агентства и фрилансеры пересматривают стратегии и KPI.

3. Яндекс добавил факторы ранжирования в поиске по товарам.

Если ранее товары ранжировались только по цене, то теперь учитывается надежность магазина и скорость доставки. Первыми отображаются предложения с лучшей — наименьшей — ценой, затем — со значками «Надежный магазин» и «Быстрее доставка».

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

Это должно помочь магазинам с конкурентоспособными условиями выходить на высокие позиции вне зависимости от других факторов.

4. Обновилась формула расчета рейтинга в сниппетах интернет-магазинов.

Получить оценку в сниппете могут теперь даже не представленные на Яндекс Маркете магазины. В новой формуле учитываются оценки, которые пользователи оставляют в Яндекс Браузере и на своей «Публичной странице». Если оценок пока нет, то для расчета рейтинга используется алгоритм-предсказатель на основе машинного обучения.

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

5. Обновились алгоритмы для борьбы с неуникальным контентом.

Не стоит опасаться сайтам с:

  • авторским контентом;
  • нормативно-правовыми актами и шаблонами юридических документов;
  • литературой и народным творчеством, цитатами, афоризмами, текстами песен и анекдотов;

  • собственными текстами на нескольких платформах (блоги, социальные сети, пресс-релизы на сайтах СМИ).

Часто после внедрения новых алгоритмов сайты с качественным контентом получают санкции, а вот с некачественным — нет. Но паниковать не стоит: любой алгоритм, особенно новый, работает неидеально. В первые недели санкции могут не дойти до сомнительных проектов. Но нет гарантий, что они не прилетят позже.

О Google

А теперь к важному в Google. В этом году он:

1. Официально разрешил использовать нейросети для создания контента.

Из справки в Google Search Central исчезла формулировка «созданный людьми для людей» — «written by people, for people».

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

Google дает понять, что обновления не направлены на удаление текстов, сгенерированных нейросетями. Но значит ли это, что такой контент не нужно пропускать сквозь призму человеческого взгляда?

ИИ-контент используют и SEO-специалисты, и малый бизнес, и крупные корпорации. Да и сам Google, раз уж на то пошло. Со временем становится все сложнее распознавать ИИ-контент: отсюда и оценка исключительно его полезности, а не способа создания.

2. Изменил внешний вид выдачи: нет пагинации, ограничены показы расширенных результатов.

Помните древнюю шутку о том, что на второй странице Google можно спрятать труп? Больше она не актуальна. Бесконечная выдача — крутое решение, которое поможет сайтам близким к топу получить больше трафика. Есть плюс и для пользователей: изучать результаты поиска стало удобнее. Им не нужно делать дополнительные клики, чтобы увидеть больше результатов.

Расширенные результаты будут показываться не для всех и не на любых устройствах. Сниппеты с часто задаваемыми вопросами, которые формируются из структурированных данных FAQPage, отображаются только для известных авторитетных сайтов — правительственных и медицинских. А сниппеты с инструкциями, которые формировались из структурированных данных HowTo, и вовсе исчезли.

                            Иллюстрация изменений из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdevelopers.google.com%2Fsearch%2Fblog%2F2023%2F08%2Fhowto-faq-changes%3Fhl%3Dru&postId=916276" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">справки</a> Google Search Center 
                            Иллюстрация изменений из справки Google Search Center 

Так Google пытается снизить возможность манипулирования выдачей. Ведь написано много материалов о том, как попасть в такой сниппет (даже у нас есть одна). Если часть экспертов указывают на проработку качества контента, другие дают «чит-инструкции» по манипуляциям с семантикой и микроразметкой. Со второй категорией и борется Google.

3. Больше учитывает пользовательский опыт.

В Google Search Console с 1 декабря 2023 года не будет поддерживаться отчет «Удобство просмотра на мобильных устройствах».

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

Это не означает, что юзабилити сайта больше не влияет на ранжирование сайта. Google рекомендует использовать для проверки качества мобильных страниц другие инструменты, например, Lighthouse от Chrome.

В то же время, в официальной справке на вопросы и важности сигналов Google пишет:

Цель Google Поиска – предлагать пользователям наиболее актуальный контент, даже если он располагается на не очень удобных страницах. Однако по многим запросам можно найти очень много полезного контента. В таких случаях удобство страницы может стать залогом вашего успеха.

Дэнни Салливан, специалист по связям с общественностью, Google

Записываем и запоминаем: ускорение загрузки страницы для попадания в топ будет работать только в связке с качественным контентом.

Что раньше работало, но теперь вредит?

Теперь о приемах, которые Google официально признал нерабочими, а возможно, и вредными.

1. Рутинное изменение дат в sitemap и на сайте, ключи в домене.

В чек-листе от Google появились пункты, которые описывают манипулятивные техники. Звучат они так:

  • Вы исправляете дату на страницах, контент которых сильно не менялся, чтобы они выглядели более актуальными?

  • Вы добавляете много новых материалов или удаляете большие объемы устаревшего контента в первую очередь для того, чтобы ваш сайт казался более актуальным и поэтому чаще показывался в верхних строках результатов поиска? (На самом деле это не поможет.)

О ключевых словах в домене высказался инженер Google Гэри Ийеш

Всем, из чего состоит URL-адрес, владелец сайта может технически манипулировать. Поэтому мы и не хотим придавать этому много веса. Это означает, что в ранжировании в поиске это может помочь не так сильно, как люди думают.

Гэри Ийеш

2. Нетематический и/или рекламный контент на поддоменах.

Появились новые рекомендации по размещению стороннего контента на поддоменах.

Понятный пример — сайты новостных СМИ, размещающие на поддомене сторонний контент от банка-партнера об условиях оформления кредитных карт. Целью такого размещения может быть не только реклама, но и увеличение потока трафика, рост позиций поддомена в поисковой выдаче.

Что же говорит официальная справка?

Если вы размещаете сторонний контент на своем основном сайте или на своих поддоменах, помните, что такой контент может считаться сигналом для системы полезного контента. Если этот контент в значительной степени не соотносится с целями основного сайта или создается без его пристального контроля или участия, мы рекомендуем закрыть его от индексации Google.

Google Search Central

3. Спамные ссылки – они больше вообще не учитываются при ранжировании.

Сотрудник команды качества поиска Google Дуй Нгуен во время ответов на вопросы вебмастеров «SEO office-hours» официально подтвердил, что Google не доверяет исходящим ссылкам со спам-сайтов.

Если речь идет о сайтах, пониженных антиспам-алгоритмом или попавших под ручные санкции, то да, Google не доверяет исходящим с них ссылкам.

Дуй Нгуен, Google Search Central

Закупать ссылки не стоит — эта информация совсем не новая. Пессимизацию за них сейчас сайт вряд ли получит, они просто не будут работать.

Как изменилась выдача в 2023 году?

Доля крупных и старых (старше 5 лет) сайтов в выдаче растет.

                             График взят из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.ashmanov.com%2Feducation%2Farticles%2Ffaktory-ranzhirovaniya-v-yandekse-i-google-chto-novogo-v-2023-godu%2F&postId=916276" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">анализа выдачи</a> от «Ашманов и партнеры»
                             График взят из анализа выдачи от «Ашманов и партнеры»

Как показывает практика, более старые сайты растут в выдаче быстрее и работать с ними легче. Это полностью коррелирует со всем факторами ранжирования в поисковиках.

В коммерческой выдаче Яндекса больше места занимают блоки с рекламой и товарами, а в органической выдаче — маркетплейсы.

Яндекс агитирует работать с товарными фидами и с репутацией интернет-магазина.

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

Возможно, Яндекс пытается сбалансировать выдачу по коммерческим запросам. С одной стороны, по всем факторам ранжирования в топе должны быть маркетплейсы и крупные интернет-магазины. С другой стороны, надо дать шанс менее крупным сайтам тоже попасть в выдачу.

Здесь на помощь приходят товарные фиды и относительно простой доступ к показателям. Это помогает малому бизнесу взаимодействовать с выдачей и вести дело с минимальным привлечением специалистов.

— Сайты с авторским контентом стали занимать более высокие позиции.

Согласно анализу 10 000 запросов в выдаче доминируют сайты крупных брендов и компаний.

  • Reddit входит в топ-10 по 6699 запросов (66,9%).
  • Forbes выходит в топ по 355 запросам (раньше было 275).

  • Amazon вырос до 195 запросов (в январе было 95).
  • Топ-100 доменов заняли 7304 первых мест (73%), но только 4 из них можно назвать независимыми сайтами, не принадлежащими крупным брендам и компаниям.
  • В выдаче выросло количество форумов, но в топ-50 наиболее популярных они пока не входят.

— Сниппеты интернет-магазинов сдвигаются ниже в выдаче.

На первых местах маркетплейсы, блоки с товарами и даже видео. Учитывая факторы ранжирования Яндекса, картина ожидаемая.

В SEO-шной и маркетинговой среде есть опасения, что скоро Яндекс сделает выдачу почти недостижимой для малого бизнеса. Наш опыт показывает, что это не так: несетевые магазины выходят в топ. Изменения из пункта выше указывают, что Яндекс пытается привлечь к сотрудничеству больше интернет-магазинов разного масштаба.

Пользователи тоже реагируют на изменения в выдаче. Если на любой запрос в поиске будут показываться только маркетплейсы и агрегаторы, пользователи просто не будут идти в поиск. Легче сразу пойти на маркетплейс.

Поэтому Яндекс заинтересован в разнообразии товаров в выдаче. Ему нужно, чтобы пользователи приходили и находили то, что им нужно: товар по низкой цене, быстрая доставка, система скидок. На это нацелены все изменения в работе с фидами. Да, пользователи будут больше времени проводить в выдаче, но окончательную покупку они сделают на сайте. Так что это один из рабочих инструментов продвижения для интернет-магазинов.

— Яндекс выше ранжирует более популярную страницу, а не более релевантную даже в рамках одного сайта.

Если на сайте есть страницы, которые могут относиться к одной тематике и на них стоят синонимичные ключи, в выдаче будет более популярная страница.

На скриншотах видно, что по запросу «фейерверки» Яндекс показывает страницу с салютами, а Google – страницу с фейерверками, которая и является посадочной.

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023
«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

Обе эти страницы оптимизированы по одному принципу, отличаются только поведенческие факторы. Это стоит учитывать при планировании структуры сайта и сдаче отчетности.

Как сегодня работать с интернет-магазинами?

  1. Расширять структуру сайта, делать ее шире и глубже – можно делать упор на низко и среднечастотники;

  2. Прорабатывать структуру карточки товара;

  3. Оптимизировать описания: расширять, делать более полезными, корректно оформлять. Карточка должна быть максимально информативной, чтобы пользователь получил ответы на все свои вопросы. Помним, что пользовательский опыт важен в обеих ПС.

  4. Использовать товарные фиды в Яндексе и товары на вкладке «Покупки» в Google – так мы задействуем все возможные инструменты для получения трафика.

А что с информационными сайтами?

Небольшие сайты с обилием рекламы просели после очередного апдейта Google. Ужесточение алгоритмов Яндекса, направленных на МПК, могли «добить» такие сайты.

Также последние дополнения в алгоритмах Google дают фору именно авторитетным сайтам и пессимизируют сайты с рекламой на поддоменах.

                                  Пример рекламы партнерского сайта на поддомене
                                  Пример рекламы партнерского сайта на поддомене

Для владельцев таких и сайтов и специалистов, работающих с ними, есть несколько советов.

  1. Прорабатывать качество контента: делать фактчекинг, соблюдать стилистику, проверять текст на опечатки.
  2. Обращать внимание на перелинковку и структуру сайта.
  3. Использовать микроразметку Schema.Org.

  4. Наращивать объем и авторитетность сайта.

Сайты-агрегаторы: проблемы и решения

В Яндексе таких сайтов становится все больше. В выдаче они часто обгоняют сайты федеральных сетей.

«В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег». Как отразились на SEO обновления поисковиков в 2023

Основные риски сайтов-агрегаторов — фильтры за неоригинальный и малополезный контент. Для их успешного продвижения стоит совмещать стратегии из пунктов выше. А значит:

  • проверять полезность и количество контента (уникализированные описания, полные характеристики);

  • прорабатывать структуру карточки товара;

  • правильно оформлять ссылки на сторонние сайты;

  • наращивать объем и авторитетность сайта.

Что с этим всем делать SEO-специалисту?

Создавать контент, который действительно полезен и закрывает боли посетителя сайта.

Не бояться нейросетей, а использовать с умом — прогонять тексты через взгляд опытного копирайтера.

Искать более креативные решения. Часть специализированных задач теперь доступна клиенту: формирование отчетов, правка фида, генерация простого контента.

Что же будет с SEO-шниками в 2024?

Сотрудники агентств будут плотнее работать с клиентом, погружаться в тонкости его бизнеса.
Инхаус-специалисты станут теснее сотрудничать с отделом маркетинга: работать над позиционированием бренда, делать более экспертный и уникальный контент.
Фрилансеры наверняка поднимут цены на свои услуги, а большинство из них перестанут привязывать оценку результатов труда к позициям в выдаче.

Перспективы и прогнозы

О поисковиках

Google будет продолжать снижать важность сигналов, с помощью которых можно было бы манипулировать результатами выдачи: ссылки, доменное имя, даты обновления страниц.

Яндекс будет совершенствовать распознавание ботного трафика и все меньше учитывать его при ранжировании. Но вопрос об актуальности накрутки поведенческих факторов остается открытым.

О нейросетях и SEO

ИИ-контента будет становиться все больше, машинное обучение используют для оценки качества сайтов. Требования к качеству контента будут расти.

Что делаем?

Ловим тренды на нейросети, учитываем новые алгоритмы в работе над контентом.

Об услугах, их стоимости и взаимодействии с клиентами

Цены на услуги будут расти. Сегодня SEO – это целый комплекс работ, а не только мета-теги и закупка ссылок. Стоимость инструментов тоже значительно влияет на результат работы.

SEO-специалист будет:

  • глубже погружаться в аналитику;

  • меньше работать «руками»;

  • больше стоить на рынке труда.

Поэтому клиентам мы бы советовали найти подрядчика, с которым комфортно работать, потому что взаимодействовать придется много. А нашим коллегам по цеху рекомендуем глубже вникать в бизнес-процессы заказчиков и постоянно повышать свою экспертность.

Осторожно, самореклама!

Презентацию к докладу можно просмотреть и скачать по ссылке


Наш ТГ-канал: новости и анонсы из digital-мира
Канал для партнеров: лиды на SEO, разработку, SMM и дизайн

Пишите в комментариях, как вам обзор? Согласны ли с нашими прогнозами на 2024 год?

2929
реклама
разместить
24 комментария

Крутая статья, все как по маслу, топчик!

5

По агрегаторам интересный вывод, вижу ровно обратную картину, что их все меньше и меньше. Примеры - переезд мастодонта регмаркетс на купи.ру (явно не по собственной воле), что примечательно после обвала трафика, аналогично падают некогда доминирующие areviews, yavitrina и прочие (сейчас на них жалкие крохи трафика). Ощущение, что раньше агрегаторы хорошо ранжировались из-за сильного покрытия, т.е могли охватывать большое число НЧ запросов, а сейчас пользователю важнее купить, а не выбрать, тем более ассортимент маркетплейсов не сильно отстаёт от очень больших агрегаторов.

4

Иван, спасибо за комментарий! Выдача по агрегаторам сильно разнится в зависимости от тематик. Тут действительно может быть очень разный опыт у разных специалистов.

Было бы интересно найти сводную аналитику. Как, например, по сайтам с авторским контентом в Google из пункта выше. Подскажите, может, видели такую по сайтам-агрегаторам и можете поделиться ссылочкой?

возможно, в статье не совсем подробно раскрыт этот пункт. в вебинаре я рассказываю, что это работает в основном для запросов "модель товара + характеристика". по запросам про категории товаров (например, "купить айфон") в выдаче агрегаторов нет, вы правы
плюс нужно учесть технический момент, то как это реализовано. сейчас это не просто страничка со списком ссылок.

В Google победили нейросети, а Яндекс хочет много денег - новости которые никакого удивления не вызывают

почему победили и кого?

1

Это верно, удивления не вызывают. Зато дают понять, в какую сторону двигаться SEO-шникам и как выстраивать стратегии для разных типов сайтов)