Банк Открытие незаконно подключает клиентам платные доп услуги

Оформил в банке Открытие кредитную карту, в тот же день выяснил, что банк также подключил Программу страхования Без потерь, хотя я не предоставлял согласия на подключение такой услуги. В банке уточнили, что эта услуга "автоматически" подключается всем клиентам на основании того, что клиент подписывает заявление-анкету на получение кредитной карты, в которой сам банк заранее ставит "галочку" о согласии клиента на подключение платной страховки. При этом возможности отказаться от подключения этой услуги нет (мол, форма анкеты типовая и изменению не подлежит), но банк может отключить мне эту услугу, если я не хочу ей пользоваться. На мои замечания о том, что действия банка незаконны (именно я как клиент должен решать, какие услуги подключать), реакции со стороны банка не последовало.

В самой анкете, как можете увидеть, у клиента нет возможности поставить "галочку", что он "против" подключения этой услуги:

Банк Открытие незаконно подключает клиентам платные доп услуги

Банк России и Роспотребнадзор в своих ответах на мою жалобу пояснили, что указанный способ подключения доп услуги противоречит требованиям, установленным законом; проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг не допускается; установлены нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей (ответы ведомств прикладываю).

Сотрудники банка Открытие утверждают, что навязанную и незаконно подключенную страховку клиент может отключить в любой момент, но не уточняют, почему клиент должен отключать услугу, на подключение которой он не давал согласия. Данная страховка платная — если клиент начнёт оплачивать покупки кредиткой раньше, чем отключит эту страховку, банк спишет за неё деньги.

Но самое отвратительное в описанной ситуации - это поведение банка Открытие после того, как ему и с моей стороны, и со стороны надзорных органов, было указано на нарушение потребительского законодательства. Я направил в банк письмо с требованием 1) уточнить, почему банк допустил нарушение закона (сделали это специально, чтобы легче подключать клиентам доп услуги, или просто не знали о существовании ФЗ "О потребительском кредите (займе)", положения которого нарушили?); 2) сообщить клиентам, права которых были нарушены, о том, что банк незаконно подключил им страховку, принести извинения от лица банка по факту нарушения закона (если в банке Открытие не считают, что нарушение закона с их стороны - это норма) 3) добровольно вернуть деньги клиентам, у которых банк списал оплату в счёт незаконно подключенной страховки 4) прекратить нарушение закона - больше не "подсовывать" клиентам анкеты с заранее проставленными "галочками", в которых банк за клиента выражает согласие на подключение доп услуги.

Банк Открытие проигнорировал мои требования. Факт нарушения закона они не признали. Причины, по которым нарушили закон, не пояснили. Какой-либо благодарности за то, что я выявил уязвимость в процессах банка, помог найти в их деятельности нарушения закона и не допускать эти нарушения в дальнейшем, в мой адрес от сотрудников банка Открытие не последовало. Хотя я сделал работу, которую были обязаны сделать сотрудники этого банка. Новостей об отставке руководителя розничного блока банка Открытие я не видел. То есть человек, который допустил нарушение закона, не считает это событие из ряда вон выходящим и как ни в чём не бывало продолжает работать. Нарушали закон, нарушаем и будем нарушать - а что здесь такого. Полагаю, что в банке Открытие специально культивируется противоправная схема навязывания клиентом платных доп услуг - это именно та политика, которую придумывает и продвигает в жизнь руководство банка Открытие. Я не верю в то, что руководитель розничного блока банка Открытие настолько некомпетентен, что не знает о существовании ФЗ "О потребительском кредите (займе)".

Чтобы пользоваться услугами такого банка, нужно быть экспертом в области потребительского законодательства, чтобы чётко понимать, где именно этот банк не просто обманет тебя, а ещё и нарушит закон. В банке Открытие прекрасно осведомлены о юридической безграмотности большей части своих клиентов - они пользуются тем, что их клиенты не знают свои права и не могут защитить свои права. Этот банк скрывает от клиентов факт нарушения закона. Понимаю, это не то, чем принято "хвалиться". Но адекватный банк в таком случае опубликовал бы на своём сайте новость по типу: наш клиент помог нам выявить недоработки; оказывается, мы не всё учли в своих процессах и допускали нарушения закона (каждый раз, когда "автоматически" подключали каждому клиенту платную доп услугу); но сейчас мы внесли необходимые изменения и перестроили свои процессы так, чтобы не нарушать права своих клиентов. От банка Открытие таких новостей не видел. Не потому ли, что они планируют и дальше таким же образом "продавать" доп услуги клиентам (даже не спрашивая согласия клиентов на их подключение)? У меня огромные сомнения, что банк Открытие прекратит нарушать закон (даже несмотря на выданное со стороны Роспотребнадзора предостережение).

Хорошая новость в том, что мы можем помочь этому банку "исправиться".

Чтобы принять в отношении банка Открытие более серьёзные меры, Банку России нужны массовые заявления от клиентов о фактах нарушения закона. Поэтому если Вы или Ваши знакомые столкнулись с фактами незаконных "продаж" доп услуг банком Открытие - не поленитесь, напишите жалобу на действия банка Открытие в Банк России. Это можно сделать онлайн:

Если у Вас или у Ваших знакомых банк Открытие успел списать деньги за незаконно подключенную услугу (на подключение которой Вы изначально не давали согласия и которую не были обязаны отключать) - требуйте у банка вернуть незаконно списанные в счёт оплаты страховки деньги (сам банк теперь знает, что, оказывается, подключал эту страховку всем своим клиентам незаконно, - как следствие, и деньги за страховку банк списывал незаконно - но сильно сомневаюсь, что банк Открытие будет возвращать незаконно списанные у клиентов деньги добровольно). Для этого можно зарегистрировать обращение в чате мобильного приложения / личного кабинета самого банка. Если банк откажет в возврате денег - нужно написать обращение финансовому омбудсмену (это досудебный этап урегулирования подобных споров с банками) с теми же аргументами (банк подключил платную доп услугу на основании того, что сам проставил "галочку"- согласие на её подключение в анкете, подключение услуги было незаконным в силу положений п.2 ст.7 ФЗ "О потребительском кредите (займе)", следовательно, списание денежных средств в счёт оплаты данной услуги (страховки) также было незаконным; к обращению прикладывайте скан анкеты-заявления на получение кредитки, в которой банк проставил за Вас "галочку"). Обращение финансовому омбудсмену можно подать онлайн:

При необходимости, я готов оказать помощь в составлении обращения в банк и в оформлении заявления в адрес финансового омбудсмена, в оформлении жалобы в Банк России (естественно, на безвозмездной основе). Пишите в ЛС.

Если сотрудники банка Открытие захотят поспорить и заявят, что хоть и подключали страховку незаконно (напомню, что незаконность выбранного банком метода подключения страховки доказана и подтверждена Банком России и Роспотребнадзором), но деньги за эту страховку списывали уже на законных основаниях - буду рад поучаствовать в такой дискуссии. Мне крайне интересно, до какого уровня может дойти некомпетентность / беззаконность / безнаказанность в действиях сотрудников банка Открытие. Мы всегда можем снова обратиться в Банк России: а он подтвердит, что раз сама услуга подключалась незаконно, то и списание денежных средств за неё будет являться незаконным. Это же подтвердит и финансовый омбудсмен. Все обращения ваших клиентов будут удовлетворены, деньги всем придётся вернуть.

Повторюсь, расчёт банка тут максимально циничен: они надеются на юридическую безграмотность клиентов. Сотрудники банка будут Вас убеждать, что получив кредитную карту и подписав заявление-анкету на её получение, в которой банк "заранее" проставил за Вас согласие на подключение страховки, Вы дали согласие на подключение доп услуги. Это неправда; более того, такие действия банка являются незаконными (такова официальная позиция Банка России и Роспотребнадзора). Финансовый омбудсмен в описанной ситуации будет на стороне клиента и обяжет банк вернуть незаконно списанные у Вас деньги.

Банк хочет "урвать" несколько "лишних" рублей, если клиент забудет / не сможет отключить доп услугу, поэтому и подключает такие услуги всем без разбора, "автоматически". Мы, клиенты, можем показать банку Открытие, что мы не бесправные скоты, что мы знаем и умеем отстаивать свои права, что мы не позволим этому банку нарушать закон. Совместными усилиями можно очистить рынок от недобросовестных участников, или, по крайней мере, заставить их соблюдать закон.

22
6 комментариев

Добрый день.
Напишите нам, пожалуйста, в л.с нашей группы @Банк Открытие ваши ФИО и дату рождения. Также пришлите ссылку на пост. Постараемся разобраться.

Ответить

А в чем вы хотите разобраться, если вам по всем официальным каналам прислали все подтверждающие нарушения документы? А вы просто отморозились.

2
Ответить

Думал, что у банка Открытие отозвали лицензию. Проверил сайт Банка России - нет, не отозвали. Странно тогда, почему представители Банка Открытие молчат уже 3 недели. Необходимую информацию я направил, как Вы и просили. В банке не хотят пояснить, почему допустили нарушение закона? Пояснить, прекратят ли нарушать закон в будущем? И объяснить своим клиентам, вернёт ли банк добровольно необоснованно списанные у них деньги за незаконно подключенные доп услуги?
Если в банке Открытие считают, что могут нарушать закон и дальше и никто не в силах это прекратить - огорчу. Совсем недавно было аналогичное дело - тогда на незаконном навязывании доп услуг поймали авиакомпанию "Уральские авиалинии". Суд обязал её не включать автоматически в договор перевозки пассажиров согласие на предоставление дополнительных услуг (ссылка на новость: https://www.kommersant.ru/doc/6378179). Отдельно Свердловский областной суд отметил, что автоматическое согласие при оформлении авиабилетов нельзя считать добровольным, даже если гражданин может отказаться от услуги.
Если банк Открытие хочет попасть в новостные заголовки в таком же контексте - хорошо, сделаем. Не прекратите нарушения закона добровольно - прекратите по решению суда. Пока что я не увидел от банка Открытие ни признания в том, что "да, мы нарушили закон"; ни пояснений, ПОЧЕМУ в банке допустили нарушение закона; ни заявлений, что в будущем банк Открытие ПРЕКРАТИТ незаконно подключать клиентам платные доп услуги. Да и про то, что виновные в нарушении закона сотрудники банка понесли за это ответственность, тоже ни слова не было.
https://www.kommersant.ru/doc/6378179

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ну да, как раз одна из возможных причин такого наглого поведения банка - скоро его сольют с ВТБ, бренд "банк Открытие" будет ликвидирован: можно в такой ситуации не дорожить репутацией бренда и пускаться во все тяжкие.

Ответить