Нужно ли дизайнеру иметь свой стиль?

Дизайнеры, у вас есть свой стиль? Я — Алиса Павлова, дизайнер студии «Магвай». Сегодня поделюсь своим видением и расскажу, почему свой стиль — это хорошо, да не очень.

Нужно ли дизайнеру иметь свой стиль?

Свой стиль был у всех великих художников. Кто-то на этом ничего не заработал, как Поль Гоген. При жизни он мало интересовал публику как художник. А в 2015 году его картина «Когда свадьба?» была продана за 300 миллионов долларов США. На тот момент это был рекорд в мире искусства. Были и мастера, которым повезло. Они смогли, как, например, Сальвадор Дали, сделать не только имя, но и состояние на своих работах.

Дизайнер — тоже художник. Правда, работы на заказ он делает гораздо чаще, чем живописцы. Можно ли и нужно ли в этом случае иметь свой стиль? Твои проекты стали узнаваемыми. Есть ли у этого минусы? Спойлер: есть.

Что такое стиль на примере известных художников, архитекторов и дизайнеров

Если рассматривать это понятие в контексте дизайна, то стиль — это совокупность правил, которые определяют внешний вид и оформление. Стиль обычно описывает общую эстетику и визуальную идентичность проекта. Это относится к выбору цветовой схемы, типографии, композиции, формам, текстурам и прочим элементам оформления. Стиль может быть минималистичный, винтажный, брутальный, иллюстративный, с использованием 3D элементов и т. д. Стиль также отражает процесс работы. Это методика и подход, которые применяются для выполнения задач и реализации проектов. Рассмотрим стиль нескольких ярких авторов.

Жан-Мишель Баския

Жан-Мишель родился в обычной семье, отец работал бухгалтером, а мама увлекалась модой и рисованием. Именно она привила мальчику любовь к искусству, вместе они посещали театры и музеи. Позже живописец говорил: «Я бы сказал, что все самое главное мне дала мама. Искусство исходило от нее». При этом родители часто ссорились, доходило до рукоприкладства. В 17 лет Жан-Мишель стал жить отдельно, начал употрелять запрещенные вещества и работать. Во многом на его творчество и жизнь повлиял Нью-Йорк 70-х: нищета, безработица, торговля наркотиками.

Коллаж работ Жана-Мишеля Баския
Коллаж работ Жана-Мишеля Баския

Он писал картины в стиле граффити. Эти работы очень отличались от искусства современников. В картинах художника отражена агрессия и гнев, чувствуется напряжение. Баския использует линии и геометрические формы в виде круга, прямоугольника, треугольника, а также яркие цвета.

Джексон Поллок

Еще один художник со своим уникальным стилем. Он не сразу стал известен. У Поллока, как и у Баския, тоже была зависимость, правда, другая — он употреблял алкоголь. Художнику даже пришлось из-за этого обратиться к психиатру. В то время он и нашел свой стиль, который его прославил в мире искусства. Художник писал каплями и разводами. Так появился его узнаваемый абстрактный экспрессионизм.

Коллаж работ Джексона Поллока
Коллаж работ Джексона Поллока

Одни восхищались его работами, другие говорили что-то вроде «Мой ребенок тоже так может». Но на деле никто не мог повторить за Поллоком: также выстроить композицию и создать из капель и разводов определенный рисунок. Поллок писал на больших полотнах и делал это не просто кистью, а буквально всем телом. Когда Поллок представил свой новый стиль общественности, он очень быстро завоевал популярность. Это было ново и необычно. Коллекционеры готовы были покупать его работы за большие деньги.

Чем отличается почерк от стиля? В начале творческого пути у Поллока в основном были академические рисунки. При этом у него уже появился свой почерк — приметные линии. Постепенно он все больше их оттачивал за счет движений, траекторий, набора и количества красок. И так выработал свой стиль.

Алиса Павлова,

дизайнер студии «Магвай»

Винсент Ван Гог

Его знают даже те, кто далек от искусства. Ван Гог вырос в семье пастора реформатской церкви и в юности даже сам хотел пойти по стопам отца. Мать Винсента была домохозяйкой, увлекалась искусством, любила рисовать, писать стихи. Вероятно от нее художник и унаследовал склонность к живописи.

Коллаж работ Винсента Ван Гога
Коллаж работ Винсента Ван Гога

Сам по себе Ван Гог был непростым человеком. Факты его биографии и знаменитый автопортрет с отрезанным ухом закрепились в искусстве последующими аллюзиями других авторов. Эксцентричное поведение художника и сегодня обсуждают за рамками творчества. А в его картинах чувствуется некий гнев и давление. Крупные мазки — узнаваемый стиль Ван Гога.

Ле Корбюзье

Свой стиль отличает не только художников, но и архитекторов. Один из таких — француз швейцарского происхождения Ле Корбюзье. Среди архитекторов он был новатором: большие окна, сады на крыше, свободная планировка. Ле Корбюзье продвигал функционализм и модернизм, отказался от привычных архитектурных элементов декора и отделки. Вместо этого архитектор предлагал чистые геометрические формы.

Кстати, именно Ле Корбюзье впервые представил города с высотками и магистралями. Еще в 1920 году он предложил разделить пешеходов и автомобилистов. Для одних — улицы, для других — парки. Ле Корбюзье даже предлагал снести центр Парижа, а вместо исторических зданий построить небоскребы.

Коллаж работ Ле Корбюзье
Коллаж работ Ле Корбюзье

Узнать здание Ле Корбюзье довольно просто. У архитектора был свой узнаваемый стиль:

  • ряд колонн;
  • свободный план;
  • горизонтальные окна;
  • свободные фасады (открытые и закрытые секции).

Внутри здания обязательно свободные пространства, чтобы люди трансформировали его под себя.

Заха Хадид

Ее работы похожи на инопланетные здания. Кстати, здания, построенные по проекту архитектурного бюро Захи Хадид, есть и в России. Одно из самых известных — Dominion Tower.

Коллаж работ Захи Хадид
Коллаж работ Захи Хадид

Заху называли королевой кривых, потому что вся ее архитектура была соткана из динамичных органических форм. Если взглянуть на здания сверху. то создается ощущение, что они находятся в движении. Этот эффект дают плавные линии.

Александр Маккуин

Еще одна сфера, где можно выделить стиль автора, — это мода. Дизайнер Александр Маккуин отличался своими необычными коллекциями в готическом стиле с добавлением необычных деталей. Он начал работать подмастерьем в ателье с 16 лет. Затем был период, когда Маккуин создавал костюмы в театре «Берманс и Натане». А в 1994 году представил свою первую коллекцию.

Коллаж коллекций Александра Маккуина
Коллаж коллекций Александра Маккуина

Если рассматривать одну из последних коллекций, то можно заметить много мелкой фурнитуры. Дизайнер также использовал разные материалы: перья, кожу.

Рик Оуэнс

Американский модельер тоже сильно отличается от других. Гранж, оверсайз, темные цвета, много кожи и маски — это Рик Оуэнс. Его собственный лейбл появился в 90-х. С тех пор Рик Оуэнс удивляет публику и выделяется своим авангардным стилем. Среди его клиентов Мадонна, Рианна и другие звезды.

Коллаж коллекций Рика Оуэнса
Коллаж коллекций Рика Оуэнса

В последние 10 лет обязательная часть показов Рика Оуэнса — перформансы. Например, в 2012 году его модели шли по подиуму, а фоном были полыхающие стены. При этом на лицах моделей была сетка, которую сам дизайнер назвал «брутальной версией вуали».

Свой стиль: за и против

Самый очевидный бонус — узнаваемость и популярность. Есть аудитория, которая следит за вами, например, в соцсетях. Если вы выкладываете работы, то на вас подписываются именно из-за вашего стиля. Вроде бы работы похожи, но каждый раз есть чему удивиться. Здесь шрифт, тут интересная цветовая гамма.

Еще одно преимущество — оптимизация. Если у вас есть определенная стилистика, тогда у вас есть также много материалов, наработок и проектов. При необходимости вы можете взять какой-то элемент и использовать его в другой работе.

Но есть у стиля и ограничения. Одно из них — вероятность упереться в потолок. Что это значит? Например, вы работаете, у вас есть заказы, но в какой-то момент клиенты перестали приходить.

Если я бы работала в стилистике брутализма, то сейчас едва ли была востребована как дизайнер. Негатива достаточно, никому не нужна мрачность. Людям хочется чего-то светлого, легкого, открытого. В таких случаях можно сузить свою целевую аудиторию. К вам придут только те, кому вы будете интересны на рынке. Многих клиентов можно упустить.

Алиса Павлова,

дизайнер студии «Магвай»

Как развить свой стиль

Исследуйте различные источники вдохновения. Это могут быть художники, архитекторы, мода. Мы в студии ищем вдохновение повсюду. Например, иногда вдохновить может витрина магазина. Так появился сайт с домиком для производителя деревянных окон. Эту и другие истории мы описали в статье — Где искать вдохновение в иллюстрациях: от искусства до любви к кофе и витрины Hermes.

Кстати, у нас регулярно выходит рубрика «Вдохновение дизайнера», в которой делимся своими открытиями. Так мы побывали на нескольких интересных выставках и собрали берлинские граффити:

Вдохновляться важно еще и потому, что это формирует насмотренность. Создается ваша личная база идей, из которой вы можете в любой момент взять одну и превратить в новую концепцию.

Экспериментируйте с разными техниками, материалами. Чтобы найти свой стиль, не обязательно подражать, точнее, вообще не нужно подражать. Если вы хотите прийти к своему стилю, вам необходимо сочетать стили, например, брутализм с ретро и пытаться собрать это воедино.

Алиса Павлова,
дизайнер студии «Магвай»

Еще один важный элемент — самоанализ. Анализируйте свои работы и опыт. Сравнивайте то, что делали год назад и сегодня. То, что сделали в прошлом месяце, с новым проектом.

При этом даже имея свой стиль, важно быть гибкими. Тогда вы сможете развивать свой стиль и одновременно быть востребованным дизайнером. К тому же когда вы работаете в разных стилях, то прокачиваете навыки. Именно так мы работаем в студии «Магвай». Помогаем клиентам создать проект, при этом подсказываем и советуем, но также внимательно относимся к желаниям заказчика.

И в завершении отвечаем на вопрос «Нужно ли дизайнеру иметь свой стиль?». Да! Но при этом надо подстраиваться под проект и одновременно не терять свой стиль.

Хочешь еще больше полезностей от "Магвай"?

Подписывайся на наши соц. сети:

- Телеграм

- Вконтакте

- Сайт

1818
15 комментариев

Подстраиваться под проект, сохраняя свой стиль невозможно. Тут либо одно, либо другое

3

Извини, не соглашусь) я считаю вполне себе реально совместить. Да, не весь рынок ты таким образом ухватишь, так как, твой стиль возможно не каждому клиенту будет интересен. Это нормально. Работая в своем стиле ты отдаешь себе отчет, что сужаешь свою ца клиентов и нишу с которой можно работать. Отсюда и ответ. К тебе придут те кому будет интересен твой дизайн, твоя экспертность, следовательно подстроится под проект со своим стилем не составит труда. Не исключаю такие ситуации, когда к тебе пришли за экспертизой, а не за твоим стилем. В таком случае узнавая бизнес и задачу клиента ты как эксперт сделаешь классно в своем стиле 😎

1

Это наверное должно быть самым важным качеством дизайнера- свой стиль!

3

Стиль дизайнера — его почерк!

1

Стиль и почерк это разные вещи. В контексте дизайна, стиль - это некие правила или рамки в которых работает дизайнер. Почерк - это детали которые выделяют конкретного дизайнера. Нельзя эти понятия ставить на одну плоскость. Возьмем в качестве примера Джексона Поллока. Его первые работы были достаточно в классическом стиле. Но тогда уже были ярко выражены его энергичные линии и мазки (тот самый почерк). Потом уже он пришел к своему стилю абстрактному экспрессионизму, где так же он использовал энергичные линии и мазки

5

Дизайнер и художник это вообще про разное.

Художник пытается выразить себя, дизайнер решает проблему заказчика.

Дизайн это не искусство, а чисто ремесло.

2

А в этой статье не говорится, что дизайнер и художник это одно и то же. Тут всего лишь примеры, что можно вдохновляться не только дизайном сайтов или постерами, а выходить за пределы дизайна смотреть другие сферы, такие как мода, живопись или архитектура.

И почему дизайнер не может выражать себя в своих проектах и одновременно решать задачу клиента и его бизнеса? Вполне возможно, если знаешь как это делать

2