Как решить проблему неоплаты последнего счета?

Я бы хотел узнать мнение владельцев и менеджеров компаний, которые работают в сфере предоставления диджитал услуг о том, какие существуют решения внесудебного решения вопросов своевременной оплаты.
Сначала более детально о сути вопроса. Я указал в заголовке "последний" счет, потому что именно с ним возникает большего всего сложностей. Т.к. пока клиенту нужны наши услуги он платит, как только проект подходит к концу или заканчивается финансирование часть недобросовестных клиентов решает либо задержать платеж либо не платить вовсе.

Здесь я не беру в рассчет ситуации, если услуги были оказаны некачественно и невыплата связана со спором.

Далее я перечислю те варианты, которые мне известны и мое субъективное мнение.

  1. Предоплата.
    Здесь я имею ввиду 100% или значительную часть от стоимости сделки. По поводу предоплаты у меня есть строгое убеждение, что в данном случае компания подрядчик обезоруживает клиента и со временем качество услуг будет начинать страдать. Плюс, если на остальном рынке услуг в данной сфере предоплату не берут, то конкурировать будет сложнее.

  2. Залог за последний месяц
    Такую схему я встречал у бизнес центров, в услугах такого не видел. В принципе минусы я вижу те же, как и у предоплаты.

  3. Сервисы посредники c арбитражем сделки по типу https://www.escrow.com/
    Минусы:
    - комиссии
    - необходимость внесения предоплаты на счет сервиса
    - качество арбитража

  4. Страхование сделки.
    Знаю, что страхуют жизнь, имущество. По страхованию сделок информации не нашел. В целом, за разумный процент, если такая услуга возможна для меня выглядит наиболее оптимальным вариантом.

Предлагаю устроить небольшой brainstorm. Жду ваших комментариев, в идеале, конечно, личный опыт, но идеи и предложения приветствуются.

22
8 комментариев

- Упростить и "упрозрачить" для заказчика систему финансового взаимодействия.
- Настроить оплату чтоб она происходила чаще. В идеале синхронизировать с итерациями.
- Скорить клиентов по косвенным признакам в течение всего проекта. Потому что неплательщики проявляют себя сильно раньше.

Спасибо, звучит очень разумно! В целом над этими пунктами уже тоже работаем.

1

Как идея, при поэтапной оплате сделать последний этап проекта на незначительную сумму. С незначительными суммами заказчики расстаются немного легче. Но не факт. :)
2. Предложить доработку/сопровождение на интересных условиях при условии оплаты и закрытия предыдущего договора.
3. Подружиться?

В первом случае вы вытащите основную сумму, покрывающую себестоимость проекта, до окончания договора и вам останется бороться за недополученную маржу в полном или частичном объеме в зависимости от последнего счета.

По поводу скоринга. Что используете?
Если понимаете, что клиент ненадежный, но он пока еще платит, то в одностороннем порядке заканчиваете контракт?

Я не подрядчик, я заказчик, поэтому ничего не использую, но сам для себя вывел методику - недельные итерации, оплата в конце итерации только за выполненные задачи. Так и я застрахован, и подрядчики не дёргаются - если меня "собьёт большой красный автобус", то они потеряют только одну неделю (а проекты длинные). В ремонте и строительстве также помогаю настроить процесс так чтобы оплаты только за выполненное, но регулярно и часто. Отсюда скоринг - клиент не платит по завершению итерации как договаривались - улетает в зону риска. Не платит вторую итерацию - автоматическая заморозка проекта.
А вообще когда человек давно в какой-то области, то он начинает выделять в партнёрах признаки некого специфического поведения. Обычно этот признак глупый, не рациональный, не имеет отношения к области работы, поэтому стыдный и умалчивается от окружающих. Но он позволяет с высокой точностью предсказать адекватный ли клиент, или нет. Если поспрашивать сотрудников, то можно составить список таких поведенческих признаков и на их основе сделать скоринг. В той же стройке я сделал калькулятор, целиком состоящий из таких признаков и помогающий оценить степень развития потенциального строителя. Можете на его основе попробовать выделить в вашей области поведенческие признаки в отношении заказчиков.