Женщина в декрете — ценный сотрудник

По данным Росстата, во 2 квартале 2022 года около 1,2 млн россиянок находились в отпуске по уходу за ребёнком, что составляет около 1,4% всех женщин в РФ. Мужчины тоже на время оставляют работу ради малышей, но это происходит примерно в 50 раз реже. В современных реалиях многие работают удалённо, поэтому декрет вовсе не означает, что компания лишится специалиста на несколько лет.

В последние годы всё чаще встречается мнение, что работающая мама — отличный сотрудник. Так, одно из исследований показало, что согласно опросу работодателей женщины, у которых есть дети, лучше работают в команде. Опрошенные руководители отметили, что их сотрудницы после рождения детей улучшили навык многозадачности, стали лучше управлять своим временем и точнее оценивать риски. Российские HR-специалисты обращают внимание на такие преимущества работающих матерей, как усидчивость и ответственность.

В компании МойОфис работают девушки, которые были в декрете или сейчас в нём находятся. Три из них рассказали про свой опыт совмещения работы и материнства и что он им дал. Спойлер: за время отпуска по уходу за ребенком удаётся прокачать многие важные soft skills и улучшить важные для работы (и жизни!) навыки.

Она умеет делегировать и легко адаптируется к постоянно меняющейся реальности

Ольга Емельянова
руководитель отдела внутренних коммуникаций и корпоративной культуры МойОфис, растит полуторагодовалую дочь, но продолжает работать даже из отпуска по уходу за ребенком

В декрете я работаю не на полную ставку, но это никак не отменяет необходимости выполнить 100% задач. Кроме того, у меня сохраняется ответственность и за мою команду и её мотивацию. Это значит, что мне жизненно необходимо делегировать, иначе я стану тем самым узким горлышком, из-за которого мой отдел не сможет прийти к результатам и достичь целей.

После рождения ребенка я в первую очередь пересмотрела весь список своих задач и отфильтровала те, которые действительно не нуждаются в моём постоянном контроле. Всегда найдутся дела, которые выполняешь, потому что так сложилось исторически: тут данные собрать, там табличку заполнить, однако все это можно кому-нибудь поручить. Если посмотреть на всю картину своей загрузки, таких мелких нюансов можно обнаружить довольно много.

Кроме того, я периодически анализирую список задач и каждый раз что-то передаю. Это требует определённого уровня зрелости, потому что руководители обычно любят всё контролировать, хотят отслеживать прогресс в процессах. После еженедельных планёрок и регулярных личных встреч, на которых мы проговариваем, кому требуется мое участие или какая-то задача не «взлетела», стараюсь ничего не забирать себе обратно. Так что умение делегировать сейчас особенно сильно меня спасает.

На мой взгляд, к первому декретному отпуску невозможно подготовиться. Я бы и отпуском это не назвала. Жизнь неизбежно переворачивается с ног на голову, и, не узнав это на деле, сложно заранее объективно и достоверно оценить, как изменится нагрузка. А изменится она кардинально, потому что ребёнок нуждается в заботливом родителе больше всех на свете. И на него точно нужно будет тратить огромное количество времени и энергии. Если раньше всё это уходило в работу и другие личные дела, то теперь придётся как-то делить свои силы. Адаптироваться. По моим наблюдениям каждая молодая мама проходит этот процесс адаптации — и после способна привыкнуть и приноровиться к любой рабочей ситуации. Сложнее, чем в декрете, ей вряд ли будет.

Мне во время этой адаптации помогло умение искать помощь. Я уверена, женщина не должна тянуть всё одна. Успеть всё просто нереально. Можно, конечно, представить себя многоруким многоногом, но так только быстро потратишь свои ресурсы, и восстанавливаться будет очень сложно. Так что важно заранее договориться с мужем и/или близкими о распределении задач по уходу за малышом, решить, кто придет на помощь, если одному из родителей нужно, к примеру, в командировку или случится какой-нибудь форс-мажор. Продумать, будете ли вы делегировать уборку, стирку, приготовление еды, если не делали этого до появления ребенка, или кто в семье возьмет на себя такие обязанности. Чтобы адаптироваться, нужно искать варианты, которые сделают жизнь в новых условиях максимально комфортной.

И ещё нужно понимать, что даже при самой тщательной подготовке все планы могут разрушиться о реальность — и тогда снова придётся адаптироваться. Например, у меня ребёнок изначально очень плохо спал, только отрезками по 20 минут. И я настраивала свою работу и работу няни так, чтобы успевать на созвоны и рабочие встречи онлайн. Иногда приходилось вести их тихим монотонным голосом, потому что в те моменты у меня на груди спал ребёнок, а варианта не подключиться или перенести встречу не было.

Вообще, конечно, декрет может быть очень сложной историей для работающей мамы, любящей всё жёстко планировать. Потому что всё меняется с бешеной скоростью. У ребёнка внезапно случается очередной скачок роста — и расписание дня нужно значительно, а иногда и полностью переиграть, причем быстро, потому что он вдруг хочет спать и есть в другое, непривычное для мамы, время. Порой няня заболевает, и никаких замен в краткие сроки не удаётся найти. И приходится резко перекраивать весь свой день, переносить встречи, менять договорённости, перетасовывать задачи так, чтобы успеть выполнить суперсрочные дела, выполнять часть работы ночью или во время прогулки. Это неизбежно приходится делать — и к этому надо быть готовой, чтобы не воспринимать такие ситуации как катастрофу. Зато потом, повторюсь, молодую маму уже ничем не удивить, она сможет работать при любых серьёзных переменах.

Она постоянно учится новому и становится гуру тайм-менеджмента

Клавдия Волыхина
старший инженер-программист МойОфис, воспитывает почти трёхлетних двойняшек

Многие, в том числе и сами молодые мамы, считают, что в декрете нет времени ни на что, кроме детей. И ни о каком обучении и речи быть не может. Я же уверена, что это не так — и мой опыт как раз доказывает обратное. В декрете со своими двойняшками я очень быстро осознала, что не должна лично находиться с малышами 24 часа в сутки без перерыва. У детей есть папа и бабушки, позже появилась няня, и все эти люди могут взять на себя часть моих функций. А уж когда дети начинают стабильно спать — мне, кстати, пришлось их сон налаживать, это было непросто, но важно, — у мамы появляется достаточно времени на личные дела и отдых.

Довольно скоро после рождения детей я начала пользоваться ранее не используемыми возможностями своего смартфона. Не только снимала фото и видео, но и вела там ежедневные заметки с важными моментами, создала папку с документами в электронном виде, а в календарь вбивала вообще всё: и детское расписание, и необходимые встречи, и личное время, и напоминания, когда и куда нужно позвонить или сходить, когда и какие лекарства надо давать.

А ещё я серьёзно прокачалась в технике тайм-менеджмента. Оптимизация и планирование времени — важная часть каждого дня, особенно когда дети совсем маленькие. Представьте, что вам нужно вовремя успеть в поликлинику с двумя активными малышами. Без чёткого плана и понимания, сколько времени занимает каждая его часть, ничего не получится. А мне приходилось проделывать что-то подобное практически ежедневно. У меня было строгое расписание на день, причём на небольшие дела я закладывала не обтекаемые 10–15 минут, а ровно 12. Это позволяло мне более точно придерживаться графика.

Декрет — ещё и прекрасное время, чтобы узнать что-то новое. Причём часто такое происходит, даже если этого не очень-то хочется. Молодая мать порой осваивает целые новые профессии: проходит курсы по детскому массажу, начинает разбираться в доказательной медицине и выясняет все нюансы грудничкового плавания. Честно говоря, после этого для женщины, побывавшей в декрете, освоение курса по разработке на Python или по бизнес-аналитике не кажется чем-то особенно сложным.

Лично мне было очень полезно вынырнуть из мира IT и начать регулярно общаться с людьми других профессий. У меня появилось много новых теоретических и практических медицинских знаний и навыков, я даже какое-то время собиралась пойти на профильные курсы, чтобы уметь в домашних условиях оказывать первую помощь, ставить уколы и капельницы.

Из-за того, что у меня двое малышей, я стремительно прокачала умение быстро делать выбор в пользу кого-то одного. Это далось, честно скажу, непросто, но зато теперь у меня нет проблем с правильной расстановкой приоритетов, я могу легко найти решение для внештатной ситуации и адаптироваться к любым изменениям. Дети закаляют характер.

И конечно, я проходила разные обучения: открыла для себя аудиокниги и даже выполнила тестовое задание в «Литрес», чтобы стать чтецом, то есть получить возможность самой начитывать аудиокниги. А все обучающие видео я теперь смотрю с ускорением минимум в 1,25 раз — так уходит меньше времени, а качество восприятия информации не страдает.

И ещё один важный момент: молодые мамы в декрете не могут позволить себе прокрастинацию. Список дел бесконечен, а время на его выполнение очень ограничено, особенно когда дело касается задач, которые нужно выполнить без детей. В пару часов детского сна эффективная мама порой способна вместить целый рабочий день офисного сотрудника.

Она прокачивает ответственность и способность к сотрудничеству

Екатерина Войнова
в рабочее время руководит направлением техбренда МойОфис, а ещё «работает» мамой двоих мальчиков 3 и 6 лет

Конечно, безответственной я не была и до появления детей, однако в декрете я ещё больше развила в себе это качество. Очень держит в тонусе, когда от тебя долгое время полностью зависит человек, который ничего не может сделать сам, и ты отвечаешь не только за его развитие, но и за выживание.

На мой взгляд, один из главных секретов прокачивания ответственности — соблюдение договорённостей. Звучит просто, но по факту это всегда идёт в связке с максимально приближенной к реальности оценке своих ресурсов с учетом возможного форс-мажора, корректным планированием и приоритизацией. Бывает, пообещаешь ребёнку что-то в спешке, а он запоминает и очень расстраивается, когда обещанное выполнить в срок не удаётся. Стараюсь, чтобы таких ситуаций у нас было как можно меньше. Уверена, при желании ответственность в себе можно развить. Здесь как со спортзалом / марафоном — без тренировок сложно сразу брать большие веса / дальние расстояния, можно начинать с малых и постепенно увеличивать нагрузку / дистанцию. А чем больше зона ответственности человека — тем больше сфера его влияния.

Важно при этом учитывать, что не всегда всё идет по плану. Ответственность для меня и в своевременном информировании об изменениях и возможных последствиях, не замалчивании сложностей — учу детей проговаривать все «словами через рот» и сама практикуюсь в этом постоянно. Я не ращу невротиков и всегда стараюсь донести до своих мальчиков, что результат порой зависит не от одного человека. И что если что-то идет не так, и это стало очевидно какой-то из сторон, и если при этом на ход дела можно повлиять, можно и нужно предлагать свои решения для изменения ситуации. Что у любого действия или бездействия есть определенные последствия. У маленького человека ещё мало опыта (а то и вовсе нет), и приходится проговаривать последствия многих действий, причём с понятными примерами и по много раз. В процессе иногда и сама приходишь к неожиданным выводам — и это как раз подтверждает факт, что человек, который кого-то чему-то учит, неизбежно учится этому сам. Я на своём примере показываю своим детям, как важно нести ответственность за свои выборы.

Ещё я думаю, что ответственность тесно переплетена со способностью к сотрудничеству, и про это качество мне тоже есть что сказать. Для меня семья — одна из приоритетных ценностей, это моя опора и моё счастье, однако крепкие отношения не случились сами по себе. Когда семья дружная, то, как и в сильной команде, можно многое сделать. И я уверена, что такого результата мы смогли добиться, потому что слушаем и слышим друг друга.

Вообще способность к сотрудничеству — очень важный и многогранный навык. Это и умение понимать и принимать общие цели, совместно искать способы их достижения. И способность выбирать решения, которые приближают к командной цели, даже если они не совсем в личных интересах. И умение прислушиваться к другим мнениям и находить компромиссы. И признание вклада и гордость за успехи других членов команды. Многое из этого — про маму и любого значимого взрослого. Каждый день общаешься с детьми, выслушиваешь их, поддерживаешь. Ищешь компромиссы и решения, которые будут выгодны всем — если, конечно, воспитываешь ребёнка не в авторитарном стиле. А ещё способность к сотрудничеству хорошо прокачивается во время различных конфликтных ситуаций, которых достаточно много, когда растишь сиблингов с не очень большой разницей в возрасте или когда у малыша наступает очередной кризис. И я рада, что ответственность и способность работать в команде ценны и на моей работе, и что многие коллеги в МойОфис обладают такими качествами. Думаю, очень важно окружать себя ответственными людьми, которые держат свое слово, выполняют задачи в срок и готовы прийти на помощь.

Не секрет, что развитие любых soft skills — не только ответственности и сотрудничества, но и тайм-менеджмента, гибкости и других — требует постоянной практики. А уж в ней у женщины в декрете недостатка нет, мамы постоянно «на работе» и регулярно применяют полученные знания о различных навыках, что называется, не отходя от кассы.

Вместо вывода

После этих трёх монологов вы наверняка согласитесь, что каждая женщина в декрете — выдающийся человек. Как минимум потому, что она каждый день без выходных и праздников ведёт очень сложный проект — выращивает нового человека, при этом прокачивая всевозможные навыки. И из декрета она вернётся с новыми суперсилами и огромным желанием применять их в работе.

66
2 комментария

Уже все знают, что многозадачность - зло, а наши советские работодатели тут вдруг радуются...

Ответить

Извините, конечно, а зачем нужен такой руководитель внутрикорпоративных коммуникаций, который делегировал большинство своих задач? Обычно это не самый большой отдел. В итоге на оставшихся сотрудников наваливается куча дополнительных задач, зарплата вряд ли растет, а когда нужно срочно что-то решить, то у непосредственного начальника по расписанию замена пеленок и поликлиники.

Для рядового сотрудника, который занимается ограниченным кругом задач - работа из декрета ок. А в случае с руководителем получается ситуация собаки на сене.

Ответить