Как грамотно выбрать компанию-разработчика, чтобы не пришлось переплачивать

На связи Влад Кармаков, CEO Siberian.pro — компании по мобильной и веб-разработке с цифровым управлением. В этой статье поговорим о том, какие вопросы желательно задать компании-разработчику, кроме самого популярного «сколько это стоит?». Материал был опубликован на Executive.ru.

Как грамотно выбрать компанию-разработчика, чтобы не пришлось переплачивать

Я занимаюсь заказной разработкой больше 10 лет и точно знаю — в IT-отрасли цена решает. Для 80% заказчиков именно вопрос «Сколько стоит?» будет определяющим при выборе подрядчика. Не стану осуждать предпринимателей за желание сэкономить. Я сам предприниматель и понимаю, что такое маржинальность. Другой вопрос, что резонное желание заплатить поменьше в реальности часто оборачивается большими проблемами и бОльшими затратами.

Эта памятка поможет вам в выборе разработчика. Никаких банальностей в духе «читайте отзывы», «изучайте портфолио», «смотрите на места в рейтингах». Только действительно важные вопросы.

1. Программисты, как насчет продуктовых и бизнес-компетенций?

Классическая ситуация: владелец стабильного и прибыльного бизнеса решил вложиться в создание цифрового продукта, например, собственник завода решил автоматизировать работу со своей дистрибьюторской сетью. Он «горит» идеей и почти уверен в успехе. Дело осталось за малым – найти толковых программистов. Заказчик убежден, что с настройкой бизнес-процессов и управлением командой разберется сам, он же руководитель. Команда качественных исполнителей с приемлемым ценником найдена, договор подписан и работа пошла.

Через полгода выясняется, что заявленный бюджет почти исчерпан, а продукт еще не готов. Еще через год мытарств мобильное приложение готово и выложено в сторы, но дистрибьюторы не спешат им пользоваться. И вместо повышения эффективности процессов собственник продолжает терять деньги и энтузиазм. Время и деньги потрачены впустую. И, что характерно, никто не виноват. Программисты делали точь-в-точь то, что им говорил заказчик.

Разработка цифровых решений разительно отличается от запуска бизнеса в реальном секторе. Если у вас нет опыта в IT-сфере, критически важно выбрать специалистов, которые обладают не только техническими компетенциями, но и опытом разработки B2B- и B2C-продуктов. Такой подрядчик уже на предварительной консультации сможет указать на «узкие» места бизнес-идеи, заранее спрогнозировать вероятные проблемы в ходе разработки и тем самым уберечь от лишних трат.

Если менеджер компании-разработчика дотошно пытает вас уточняющими вопросами, а иногда и прямо возражает вашим суждениям, корректирует сроки и стоимость проекта – он вам подходит. Он думает о потребности бизнеса, а не просто хочет стрясти денег. Для исполнителя важно, чтобы на выходе получился качественный, конкурентоспособный продукт. Ведь на кону его репутация.

Если у вас нет опыта в создании цифровых продуктов, крайне рекомендую выбрать компанию, которая предлагает полный комплекс услуг от анализа и проработки изначальной идеи до пост-релизной поддержки. Это существенно снижает риски, связанные с созданием и запуском приложения.

2. У вас есть опыт разработки в моей специфической нише?

Хороший разработчик может уметь делать многое: и онлайн-маркетплейсы, и приложения для ментального здоровья, и игры. Но если мы говорим о бережливом производстве, крайне важно, чтобы у подрядчика был релевантный опыт в вашей области. Это прямо отразится на сроках и стоимости проекта.

Допустим, если в портфолио компании есть несколько приложений для e-commerce, скорее всего у них есть готовые и проверенные решения по созданию типовых модулей: личного кабинета пользователя, системы поиска по карточкам товаров, интеграции платежных систем. Используя готовые наработки, разработчик может сэкономить десятки часов и сотни тысяч рублей.

3. Как устроен ваш производственный процесс?

Сколько лет вы на рынке? С кем из крупных и знаменитых брендов вы работали? Какие у вас регалии, заслуги и места в рейтингах? Привычные и важные вопросы при выборе исполнителя. Но они ничего не расскажут о том, как именно работает компания, какие методологии и технологии использует.

Между тем, именно от методологии, качественных бизнес-процессов и современных технологий зависит срок реализации и итоговая стоимость проекта. К примеру, мы в Siberian.pro используем собственную методологию «цифровое управление», которую с успехом обкатали на своем бизнесе. В ней объединились концепции из ТРИЗ, lean production, идея цифровых двойников бизнеса и наш практический опыт.

Суть в том, чтобы опираться не на предположения, а на конкретные данные, считать метрики на каждом этапе производства и корректировать дальнейшую стратегию, исходя из этих данных. Это позволяет заранее предвидеть проблемы и узкие места по ходу проекта и избежать их. Такой подход помогает в среднем ускорить реализацию проекта на 10-20% и сэкономить ресурсы заказчика. Вся смета прозрачна и наглядна, а заказчик может лично отслеживать, на какой стадии проект прямо сейчас. Далеко не каждая компания в России предлагает такие возможности.

4. Как скоро можно реализовать MVP?

Если речь идет о коммерческом приложении, критически важно как можно скорее выкатить первичную версию продукта и проверить ее в боевых условиях. Это особенно актуально для стартапов. Хорош не тот подрядчик, который разработает продукт дешевле, а тот, кто сможет создать MVP быстрее и выгоднее по цене и качеству. Это определит итоговую стоимость, ведь если вы захотите переделать ненужный аудитории продукт, придется потратиться. А это удовольствие не из дешевых.

5. Предлагаете ли вы поддержку и обслуживание после запуска?

Итак, приложение готово, протестировано и опубликовано в сторах. Но на этом работа не заканчивается. Если компания-разработчик намерена просто передать вам приложение, подписать документы и попрощаться, вы сильно рискуете.

Что случится, если через полгода Apple выпустит новый iPhone или изменит критерии ранжирования в поисковой выдаче App Store, а ваше приложение не будет отвечать актуальным требованиям? А если со временем нагрузка на сервис возрастет? Как насчет push-уведомлений, баз данных и устранения уязвимостей в системе безопасности?

Если у вас нет внутренних ресурсов для самостоятельного решения этих задач, лучший выход — довериться компании, которая предлагает комплексное решение.

6. Могу я поговорить с CEO компании?

На каком-то этапе выбора исполнителя в вашем шорт-листе останется две-три компании, которые соответствуют всем важным критериям. Сегодня практически каждая компания по заказной разработке предлагает бесплатную консультацию. Постарайтесь выжать из этой возможности максимум.

Расскажите о своем бизнесе и задачах, которые хотите решить с помощью приложения. Если в ответ услышите живой неподдельный интерес и несколько дельных советов, а не шаблонные фразы из учебников по продажам, вы на правильном пути. Лучше всего, если переговорить удалось не просто с менеджером, а лично с СEO. Например, как бы я не был занят, я найду время пообщаться о том, что умею и люблю.

К слову, мыслями о разработке IT-продуктов и управлении командой на пересечении с жизнью я делюсь в телеграм-канале Дневник СЕО IT-компании. Присоединяйтесь!

Мы в Siberian.pro создаем комплексные решения по цифровизации бизнеса. Сделали 220+ мобильных приложений, веб-сервисов и сложных цифровых экосистем с 2015 года. Станем техническим партнером для вашего бизнеса, обращайтесь: sales@siberian.pro.

2222
3 комментария

Перечисленные в статье советы полезны, но ничего не гарантируют.
Думаю хорошие сейлзы довольно легко пройдут все эти проверки, если компания ну не совсем уж "студенческая".
Рекомендации других заказчиков — хорошо, но тоже не гарантируют, что та же команда будет разрабатывать и твой продукт, или что она не занята еще какими-то активностями в других проектах.
Инсайд изнутри компании — тоже хорошо, но нужно хорошо знать уровень компетенции, мотивацию, критичность инсайдера.

У меня только один рецепт, когда я могу быть относительно уверен в том, что подрядчик справится: я видел как работает его команда и видел, как она доводит задачи до конца, я понимаю требования проекта и уверен, что компетенций команды будет достаточно, я знаю, что именно эта команда будет реализовывать проект.

Сталкивался даже с тем, что заказчик готов был отдать проект только при условии, что определенные, уже знакомые ему специалисты будут реализовывать его проект. И это было более чем разумное требование с его стороны.

В ситуации когда на рынке разработки вы не знаете никого, из общих рекомендаций я бы добавил:
1. Выбрать минимально возможный, но репрезентативный объем работ, по результатам которого можно оценить комфортность рабты с подрядчиком.
2. Найти независимого специалиста (специалистов), который поможет оценить компетентность подрядчика, глубину проработки вашего проекта, адекватность оценки, защитить ваши интересы в договорных документах.
3. Не пускать проект на самотек, особенно в начале разработки. Если что-то непонятно в происходящем — требовать объянить, если что-то идет врзрез с вашими ожиданиями — ожидания синхронизировать. Если договориться не удается даже на старте — делать выводы.

И еще, в разработке есть хорошая поговорка:
"Не так страшны первые 90% проекта, как вторые 90%"
Проекты часто легко стартуются, но тяжело доводятся до конца.

1
Ответить

Алексей, спасибо за дополнения!
Согласен, важно оценить комфортность на начальных этапах и в процессе держать руку на пульсе, не игнорировать красные флаги, когда что-то идет не так. Как раз на эту тему планирую следующую статью.

1
Ответить