Операционка: цикл эффективного управления себестоимостью кофейни или ресторана

Максим Завьялов​
Максим Завьялов​

Выручка ≠ прибыль

Меня зовут Макс Завьялов и уже более 9 лет я работаю в сетевом кофейном бизнесе. Большую часть этого пути я прошел вместе с международным сетевым брендом Costa Coffee. Сейчас занимаюсь независимым консалтингом в сфере общественного питания.

И сегодня давайте поговорим об операционной прибыли. Мы не будем обсуждать тему того, как создать космически вкусное, да еще и маржинальное блюдо (пусть это останется на откуп классным шефам), а поговорим о том, что мы можем сделать на позиции операционного управляющего.

Думаю, ни для кого не секрет, что увеличение выручки не обязательно приводит к росту прибыли. Косвенно это может быть связано, но при неправильном операционном управлении увеличение прибыли за счет роста выручки легко нивелируется ростом издержек.

Как известно, в структуре P&L существует два типа расходов по степени операционного влияния на них: контролируемые и неконтролируемые (точнее, условно контролируемые - так будет более верно).

В блоке контролируемых расходов, в свою очередь, есть 2 статьи, которые суммарно могут поглощать более 50% прибыли предприятия. Это, очевидно, Food (&beverage) Cost и Labour Cost.

Сегодня обсудим первую из них - себестоимость.

Для простоты и наглядности я подготовил "револьвер успешного контроля себестоимости". Это цикл от ЗАКАЗА до ПОТРЕБЛЕНИЯ продукта гостем кофейни или ресторана.

Давайте кратко пробежимся по каждому из них, чтобы понять, где лежат потери.

​Цикл управления себестоимостью в общепите Максим Завьялов
​Цикл управления себестоимостью в общепите Максим Завьялов

Заказ

За свою карьеру я провел десятки, если не сотни собеседований людей на управляющие позиции. Так вот один из вопросов, вскрывающих компетентность собеседника, обязательно касался управления себестоимостью. Не поверите, но подавляющее большинство людей говорили только о том, что входит в этот первый пункт.

И это самые очевидные вещи:

  • стоимость закупки продуктов и ингредиентов и у поставщиков. Однако, нужно понимать, что этот не будет актуальным для операционных управляющих в сетевых компаниях, так как, скорее всего, функция закупки принадлежит смежному департаменту. Тем не менее, это первый и достаточно значимый инструмент у управлении себестоимостью.
  • корректный количественный заказ продуктов и товаров на местах. Кто-то использует автоматизированные системы, кто-то листы прогнозов, созданные в простых таблицах; самый худший вариант - те ребята, которые заказывают продукты и расходники по наитию, полагаясь исключительно на опыт и не основываясь на статистических данных продаж и потребления. Это приводит к перезатаркам, списаниям по сроку годности и мертвым деньгам, которые лежат на полках склада. В противоположном случае - к нехватке продукции, стоп-листам и, как следствие: потере лояльности гостей, снижению среднего чека и повышению себестоимости, если в стоп попадает маржинальный продукт.

Приемка

Продукты заказали корректно, основываясь на статистических данных и прогнозах продаж - молодцы.

Корректный качественный прием заказа - следующий шаг.

И если вы думаете, что в этом нет ничего сложного и в ваших ресторанах и кофейнях с этим все прекрасно, то ошибаетесь.

И если по ресторанам эта проблема не стоит так остро в связи с тем, что обычно приемкой занимаются кладовщики (хоть и здесь кладовщик кладовщику рознь, как известно), то в небольших кофейнях, кафе, это делают менеджеры и бариста.

А это значит, что в большинстве случаев в таких проектах нет входящего контроля качества и количества продукции. В кофейню приезжают полугнилые овощи, придавленные пирожные или просто часть из них не доезжает. Единицы бариста будут потом с этим разбираться и брать ответственность на себя, звонить поставщику, требовать возвратов или довозов. 99% просто отправляют это в списание за счет прибыли кофейни.

Мои рекомендации: научите команду принимать поставки правильно, по чек-листу: от замера температуры внутри фургона поставщика до пересчета и органолептики.

Хранение

На этом этапе часто все перестает работать не с правила FIFO, а уже с корректного приходования накладных в складской программе. Если эта функция отведена менеджеру, можете не сомневаться, что на бэке лежит стопка неоприходованных накладных за прошедшие периоды. В самом лучшем случае - это накладные этой недели. При худшем раскладе я сталкивался с потерями длинной в год.

А это значит, что вся ваша управленка уже искажена и вы не понимаете реальной себестоимости. Провели инвентаризацию, увидели плюсы - обрадовались, увидели минусы - поругались и списали за счет прибыли или за счет ответственного лица. А проблема может быть в том, что накладные просто не были оприходованы вовремя. А если ваш складской учет напрямую связан с бухгалтерским - ждите кредиторской задолженности и перманентных проблем со сверками.

FIFO. Очень просто, всем известно, но мало где работает. Весь склад должен быть организован понятно, все категории подписаны, а продукты храниться по принципу ротации. Уверен, вы недооцениваете масштабов потерь при списаниях продуктов, которые забыли лежать у задней стенки.

Выпуск

Здесь краеугольным камнем являются ТТК.

Во-первых, убедитесь, что они были созданы корректно. Учитывают обрезки, проценты уварки и ужарки, не включают в себя опциональных ингредиентов - например, палки-мешалки для кофе в каждый кофе. Очевидно, не каждый гость берет мешалку к кофе. Тем не менее, товар списывается, искажая управленческую отчетность и сладские остатки, что со временем вполне может привести к перезатаркам.

Отдельным пунктом специально для сетевиков:

Продукты и товары в бизнесе - это как энергия в физике. Ни откуда не берется и никуда не исчезает. А это значит, что если вы перемещаете товар с одной точки на другу, он должен быть перемещен и со склада на склад.

Понимаю, что есть желание открыть 5 ресторанов/кофеен на 5 юр.лиц, а потом просто забить на складской учет (впрочем, для таких случаев айти решения также давно существуют), но подумайте, к каким катастрофическим последствиям это приведет.

Конечно, вы можете запретить перемещения между точками, но мне на практике такие случаи неизвестны. Продукты и люди ездили, ездят и будут ездить между точками. Впрочем, в этом и есть один из плюсов сетевых компаний.

Также выпуск и хранение подразумевают наличие не только жесткой дисциплины в перемещении, но и такой же жесткой в отношений любого вмешательства в операции с продуктами и расходниками: списания со всеми его категориями, проработки блюд, стаф питание, комплименты гостям, маркетинговые акции и т.д.

Приготовление

На одном из тренингов по контролю себестоимости мы заходили на кухню, доставали мусорный мешок и как думаете, что находили там? Деньги, конечно же.

Половинки лимонов, куски мяса, овощи - все, что по какой-то причине было выброшено поваром. Причин может быть много: от непрофессионализма и наплевательского отношения к вашему бизнесу до усталости, запары и желания отомстить за низкую зарплату.

Аналогичная история с бариста. Вы бы видели, сколько чайных ложек я находил в мусорных пакетах бара или моечного отделения. Причины - те же.

Что делать? Не буду вдаваться в HR детали, но в целом рекомендация звучит так: научите людей не только готовить по ТТК (но для начала хотя бы это), но и быть сопричастными к вашему бизнесу. Гадить тому месту и тем людям, к которым ты относишься с теплом, мало кому хочется.

Презентация

Это не то же самое, что сервировка.

Больше относится к тем концепциям, у которых есть витрины для выкладки.

Тестируйте, как ведут себя десерты и сэндвичи в открытом виде в холодильной витрине: сколько хранятся, как выглядят, чтобы правильно определить время выкладки и ротации.

FIFO. Очевидно, что к импульсной витрине применимы те же правила, что и к складскому хранению. Любые упакованные печеньки, вода, соки также имеют свои сроки годности и должны быть выложены по правилам ротации, а в чек-листах менеджеров должен быть пункт о контроле и ответственности.

Сервировка

Однажды мы приняли решение самостоятельно выкладывать пакетики с сахаром по 2-3 штуки к кофе.

По сети это принесло несколько десятков тысяч рублей экономии на сахаре в месяц. И вот почему: гости перестали брать по 20 саше со стойки самообслуживания, а вполне удовлетворялись 2-3 штуками, которые мы им выдавали.

Раньше из 20 взятых пакетиков они использовали 2-3, остальное просто выбрасывали сотрудники клининга или бариста. Никому не хотелось собирать остатки пакетиков с каждого стола и возвращать их обратно на стойку самообслуживания. Люди просто выбрасывали деньги.

То же самое можно делать с салфетками и трубочками - подумайте, как вы будете подавать напитки гостям. Что из этого необходимость, а что из этого просто снижает вашу прибыль, не принося пользы гостям.

Потребление

Этот пункт контроля относится к формированию понятной системы статистики потребления продуктов. Сейчас автоматизация вполне позволяет проводить достаточно глубокую аналитику.

Используйте ABC анализ, STARDOG анализ - любое средство, которое позволит вам анализировать продажи по категориям и управлять ассортиментом.

Будьте гибкими, сделайте вводы-выводы продукции регулярным циклом.

После формирования картины согласуйте все шаги с шагом Заказ и снова на круг.

Спасибо, что дочитали! Если есть вопросы - пишите!

1010
5 комментариев

Отличная статья! Четко и по делу!

2
Ответить

Спасибо, коллеги! Рад, что пригодилось)

2
Ответить

Спасибо за статью, пишите ещё! Мне, как "зелёному" управленцу эта информация очень полезна. И хотя часть из неё я знаю и пользуюсь, никогда не вредно повторить и систематизировать! 

1
Ответить

Классная статья...пришлось даже гуглить некоторые фразы)))

1
Ответить

спасибо!

Ответить