Starbucks: история, которую должен знать каждый

«Если никто до вас не делал, это не значит, что и вам не надо пытаться»

Говард Шульц

Почему сегодня про Starbucks? Потому что это история про то, как пережить морозы – в прямом и переносном смысле. Пожалуй, это образцовый кейс, который должен знать каждый управленец (большой и маленький, настоящий и будущий), менеджер, маркетолог, стратег, бренд-менеджер… да и просто надо знать для поддержания разговора за чашкой кофе 😊.

Как за 40 лет удалось вырасти с 6 кофеен и 100 сотрудников до 38 000 кофеен и 400 000 сотрудников? Как сформировать новый рынок в условиях конкуренции и изменить целую культуру потребления напитка, которому 1000 лет? Как верить в историю успеха, не сдаваться, развиваться с опорой на команду? Как сформировать сильный бренд, строить партнерства, привлечь инвестиции и выйти на IPO… и многое другое – в статье.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Starbucks: история, которую должен знать каждый

Рекомендации для чтения – «Как чашка за чашкой строилась Starbucks», Г.Шульц, Д.Л.Йенг.

Про лидерство

«Успех – ничто, если вы приходите к финишной черте в одиночестве. Лучшая награда – прийти к финишу в окружении победителей»

Говард Шульц

Безусловно, история Starbucks не была бы такой без лидера, который ведет за собой. И таким лидером для Starbucks стал Говард Шульц.

Говард Шульц родился в 1953 г. в Бруклине в семье водителя грузовика без среднего образования. В семье было 3 детей, отец часто менял работу, был заботливым отцом, но при этом сломленным человек. С детства Говард стал нетерпим к неудачам, недостатку ответственности. В 1975 г. оканчивает колледж и получает степень бакалавра по специальности «Коммуникации», в 1976 г. начинает работу в Xerox, в 1979 г. - вице-президент в компании Hammarplast (посуда).

Жизнь в бедном квартале позволила для Г.Шульца сформировать сбалансированную систему ценностей, основанную на мечте, упорстве и страсти к тому, чем занимаешься.

Starbucks: история, которую должен знать каждый

«Можно выстроить большую компанию, не потеряв при этом страсти к делу и индивидуальности, но это возможно только в том случае, когда все нацелено не на прибыль, а на людей и ценности»

Про истоки Starbucks

1971 г., первый магазин по продаже кофе Starbucks в Сиэтле. Основатели магазинов (тогда и мыслей не было про чашку кофе) - Джеральд Болдуин, Гордон Боукер, Джери Гордон Зев.

Starbucks: история, которую должен знать каждый

Ценностный подход к маркетингу, бренду был заложен в самом начале: это наследие вековых кофейных традиций, которые находят отголосок в душах людей, что обеспечивает устойчивость самого бизнеса. Миссия Starbucks до эпохи Г.Шульца - донести до людей радость пить кофе мирового класса.

Название Starbucks пришло от имени героя романа «Моби Дик» – Старбака, помощника на судне, который любил кофе. Кофе, романтика, первые торговцы кофе, соблазнительная сирена в образе, навеянном гравюрами – смыслы, заложенные в первый логотип Starbucks.

Starbucks: история, которую должен знать каждый

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

А что же рынок в это время? Провал Боинга, сокращение персонала со 100 000 до 38 000 человек, смена тенденций в потреблении – отказ от искусственного в пользу натурального, от посредственного к высокому качеству, но при этом снижение потребления кофе на 1 человека, ухудшение качества кофе в баках в виду жесткой конкуренции. Все эти тенденции были на руку Starbucks.

«Каждая компания должна что-то значить.

1. Starbucks – не просто кофе, а вкус обжаренного дочерна кофе, к которому питали страсть основатели.

2. Предлагать покупателю то, к чему не привыкли, настолько лучшее, чтобы привить к нему вкус.

3. Истина продаж: чтобы что-то значить для покупателей, нужно сделать ставку на ум, научить тех, кто хочет знаний: тогда моя ниша рынка разрастется».

Про страсть Говарда Шульца

Говард Шульц, еще работая в Hammarplast, узнает про Starbucks, приезжает в Сиэтл и понимает, что идеи Starbucks настолько близки ему, что у компании может быть другое будущее. Он видит в этих магазинах возможность масштабирования до национальных масштабов, что Starbucks может стать синонимом превосходного кофе. Это захватывает Г.Шульца и он уговаривает (а сопротивление идеям, возможным переменам у основателей были) принять его на работу в Starbucks через год его знакомства с компанией.

«Не сдавайтесь, когда получили отказ. Упорство, убеждение, видение, ответственность»

Начинается его работа в Starbucks с обучения, посещения магазинов, наблюдения за персоналом, пробы продуктов, общения с покупателями, изучения процессов обжарки, а также установки – стать своим для культуры Starbucks и завоевать доверие.

Говард Шульц замечает высокомерие продавцов магазина в отношении тех покупателей, кто не был кофейным гурманом и загорается идеей расширения целевой аудитории.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

В 1983 г. Г.Шульц едет в Италию и погружается в атмосферу итальянских кофеен, экспрессо-баров, наблюдая за ритуалами и романтикой, характером, атмосферой, общением посетителей. И идея воссоздания культуры итальянских кофеен в Америке становится страстью и мечтой, ведь в Америке того времени даже не знали, что такое латте…

«Удача приходит лишь к тем, кто ее планирует»

Основатели Starbucks отказывают Г.Шульцу в трансформации бизнес-модели, видят свое развитие в продаже кофейных зерен и покупают в 1984 г. компанию Peet’s Coffee & Tea (поставщик кофейных зерен и владелец нескольких магазинов), расширяясь до 5 магазинов. Starbucks ввязнут в долгах, долг к собственному капиталу Debt/Equity 6 к 1. Основатели полностью погружаются в интеграцию новой компании, пренебрегают сотрудниками, которые тут же высказывают недовольство.

Г.Шульц не сдается и через год убеждает основателей открыть новый, 6 магазин, и запустить продажу эспрессо в пилотном углу). Результат: рост продаж от 250 до 400 чашек эспрессо через 2 месяца.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

И все-таки… основатели против смены бизнес-модели и не хотят уходить из бизнеса обжарки кофе к продаже чашек кофе.

1985 – Г.Шульц решает уйти из Starbucks.

«Никто никогда ничего не добивался, слушая тех, кто говорит «нет»

«Кредит – не лучший способ финансирования. Наименее рискованный рост – рост через продажу акций за счет увеличения уставного капитала».

Начинается поиск инвесторов на сумму 1,7 млн $. Стартовая цена акции – 0,92$.

Г.Шульц вкладывает собственные средства, убеждает соседей, финансовых инвесторов… из 242 потенциальных инвесторов 217 человека ответили «нет» в течение года поисков (а математика говорит, что, учитывая, что в году 365 дней, встречи приходилось проводить почти каждый день).

И все-таки Г.Шульц находит финансирование в размере 1,65 млн $ от 30 инвесторов и открывает в 1986 г. первую кофейню под названием «IL Giornale» в итальянском стиле.

«Как оценить хорошую идею и ее перспективность для вложений? Лучшие идеи те, что создают новый образ мышления или потребность. Идеи опережают время.»

«Трудно переделать сложившуюся культуру компании»

В 1987 г. – Г.Шульц уже владелец 3-х кофеен, одна из которых в Ванкувере, Канада. А что же со Starbucks?.... Основатели решают выйти из бизнеса и продать магазины и бренд Starbucks. Г.Шульц в поиске еще 4 млн $ находит их и покупает в 1987 г. Starbucks, защищая перед инвесторами амбициозный план открытия 125 кофеен за 5 лет.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Несмотря на конкуренцию, региональные особенности Западного и Восточного побережий, Г.Шульц решает задачи адаптации продукта, его логистики за счет инноваций по вакуумной упаковке и рождается концепция, что кофейни Starbucks - это «третье место», где можно убежать от суеты, общаться в неформальной обстановке и попробовать романтический вкус кофе.

Про сотрудников

«До финиша должны добежать все. Если группа акционеров и менеджеров выигрывает гонку благодаря своим сотрудникам, это нельзя назвать победой. Необходимо, чтобы ленточки коснулись все сотрудники одновременно.»

Обслуживание клиентов – самое главное в розничной торговле, но торгующие работники входят в число самых низкооплачиваемых, хотя они лицо и через их руки проходит каждый доллар. Starbucks ставит перед собой задачи повышения расходов на персонал, сокращения текучести, снижения расходов на найм и обучение, повышение лояльности сотрудников и, как следствие, клиентов.

Г.Шульц начинает с миссии и вовлечения всех сотрудников в ее формулирование, внедряются программы компенсации расходов на медицину, «кофейные акции», где каждый сотрудник после 6 месяцев работы получает опцион в размере 12% от уровня заработной платы (ESOP – Employee Stock Ownership Plan).

«Сотрудники не винтики. Каждый – это личность, которая требует ощущение собственной значимости и финансовых средств для удовлетворения потребностей. Страсть и преданность – конкурентное преимущество № 1.»

Про инвестиции в бизнес

«Нельзя построить стоэтажный небоскреб на фундаменте, предназначенном для двухэтажного дома.

Иногда полезно терять деньги. Невозможно одновременно сохранить уровень доходов и построить необходимый для быстрого роста фундамент.»

1987 г. – компания несет убытки и Г.Шульц убеждает Совет директоров в необходимости инвестиций в развитие компании и создании основы для национальной экспансии:

  • привлечение команды профессиональных управляющих, чей опыт позволит избежать ловушек при масштабировании;
  • построение обжарочного завода мирового уровня с избыточной производительностью;
  • запуск информационной системы для контроля продаж в сотнях будущих кофеен.

«Если компании терпят неудачу или им не удается вырасти, то потому, что они не вкладывают в необходимых им людей, системы и процессы.»

Про менеджмент

Многие терпят неудачи и часто совершают одну и ту же ошибку – не желают делегировать, окружают себя не профессиональными компетентными людьми, а преданными помощниками. Г.Шульц нанимал только профессионалов, руководствуясь принципами, что для воплощения творческих идей и реализации предпринимательского видения, необходимы процессы, система, дисциплина и эффективность.

«Я нанял вас, потому что вы умнее, чем я. Теперь идите и докажите это»

Про компромиссы

Решить, в чем именно можно пойти на компромисс ради удовлетворения клиентов – одна из самых сложных задач бизнеса. В конце 1980-хх гг. нарастает конкуренция: супермаркеты полны качественным кофе с добавлением ароматизаторов кофейных зерен. Потребители меняют свои предпочтения в сторону потребления обезжиренного молока. Все это вызовы для Starbucks, который не хочет потерять качество продукта, но не меньше не хочет терять клиента.

И Starbucks делает выбор в пользу обезжиренного молока, кофе с которым со временем занял долю в 50% от продаж, начинает продавать кофе с сиропами.

Про производство

В отличие от McDonald’s, Starbucks – вертикально-интегрированная компания, которая контролирует производство от зеленых сырых зерен до дымящейся чашки. Почему? Ответ прост – кофе можно испортить на любом этапе в цепочке от изготовления до потребления, что непозволительно для Starbucks и не соответствует их миссии, ценностям.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Про IPO (первичное публичное размещение акций компании на фондовой бирже)

В 1991 г. объем продаж Strabucks составлял 57 млн $, число кофеен – 100+. Стояла задача привлечения очередного финансирования для масштабирования компании и Г.Шульц решает начать подготовку к IPO.

«Уолл-стрит определяет цену компании, но не ее ценность».

В 1992 г. Strabucks выходит на биржу, стартовая цена на акции составляла 17$ за акцию и уже в начале торгов достигает 21$, через 3 месяца 33 $ за акцию, капитализация 420 млн $ (по состоянию на декабрь 2023 г. цена акцию – 100$).

В результате IPO компании удалось привлечь 29 млн $, а капитализация Starbucks составила 273 млн $ (напомним, что в 1987 г. инвестиции Г.Шульца в Strabucks составили 4 млн $).

Статус акционной компании возлагает большой груз ответственности на CEO. Это как эмоциональные горки, говорит Г.Шульц, важно сохранять спокойствие, оставаться сильным, последовательным лидером, важно продолжать принимать решения, которые эффективны для компании, а не для цены ее акции.

Про R&D (исследования и разработки)

Многие эксперименты не получили бы своего воплощения, если бы не исследования, которые проводил в Starbucks Дон Валенсия, иммунолог, владелец биомедицинской компании, которая специализировалась на аутоиммунных заболеваниях.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Экспериментируя с кофе (в рамках хобби) Дону Валенсия удалось разработать жидкий кофейный экстракт, который в последующем стал основной для многих продуктов Starbucks – кофейные напитки в бутылках, мороженое, пиво и др.

Важно отметить настойчивость Г.Шульца – еще в 1988 г. Совет директоров отказывает ему в привлечении Дона Валенсии, но он настаивает и в 1993 г. Дон Валенсия принимает предложение и становится вице-президентом по научным исследованиям и разработкам, отвечающим за технологическую стратегию Starbucks. Дон Валенсия получает собственную лабораторию, 30 ученых и инженеров, опытный завод стоимостью 4 млн $.

Про предпринимательские проекты в рамках корпорации

Pepsi

В 1991 г. по результатам поездки в Японию Г.Шульц отмечает высокий спрос на готовые холодные напитки на основе кофе под названием Georgia Coffee и производимые Coca-Cola в Японии.

В 1994 г. Starbucks создает совместное предприятие с Pepsi. Предпосылки – нарастает конкуренция со стороны других кофеен, которые умело экспериментируют со вкусами кофе: гранитас, холодный кофе в жару.

Г.Шульц ставит задачу разработки продукта на основе смешанного со льдом свежесваренного кофе – фрапучино (в 1996 г. продажи фрапучино составили 7% объема годовых продаж). Продукт был создан без огромных исследований и инвестиций.

В рамках совместного предприятия с Pepsi - North American Coffee Partnership появляется холодный слабогазированный кофейный напиток в бутылке – фрапучино, который встает на полку во всех супермаркетах.

В рамках совместного предприятия 50/50 Starbucks оставлял за собой владение продуктом, формулу, бренд, а Pepsi взял на себя дистрибуцию.

Bluе Note – джаз и кофе

Кофейня не может быть без музыки… Несколько раз клиенты интересовались приобретением игравших в кофейнях музыкальных композициях и Starbucks увидел в этом бизнес-возможность. В партнёрстве с Capital Records компания записывает сборник джазовых хитов, которые начинают продаваться в кофейнях, выпускает новую кофейную смесь «Синяя нота», продажи составили 75 тыс. дисков, а концерты прошли в кофейнях 38 городов.

Крепкий портер

1995 г. – партнерство с RedHook Ale Brewery – крепкий портер с добавление кофе Starbucks. Double Black Stout.

Мороженое

1995 г. – партнерство с Dreyer’s Grand Ice Cream –мороженое с добавлением кофе. Сеть продаж из 10 тыс. магазинов, вывод на рынок 5 видов мороженых, Starbucks становится бренд кофейного мороженного номер 1.

1996 г. – вывод на рынок 5 мороженных, 10 тыс. магазинов, бренд кофейного мороженого номер 1.

Про морозы и кризис

В 1994 г. мороз в Бразилии уничтожает кофейные плантации, что приводит к росту цен на кофе (с ,26 $ до 1,80 $ за фунт кофе). Чтобы справиться с этим кризисом, Starbucks понадобилось 2 года.

В начале кризиса Starbucks имел 10 месячный запас кофе за счет долгосрочных контрактов, но акции начали падать, а все непрямые конкуренты в лице Nestle, Kraft General Foods, Procter & Gamble подняли цены на кофе на кофе в банках (70% рынок).

Starbucks решает не поднимать цены сразу.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Очередная волна морозов приводит к следующей волне повышения цен на кофе – до 2,74 $, рынок реагирует падением цен на акции, а ведущие производители кофе опять поднимают цены.

Starbucks решает поднять цены всего на 10% (5-10 центов), чтобы не перекладывать форс-мажор «в кошелек» на потребителя.

Менеджмент Starbucks решает закупить 2-хлетний запас кофе по цене в 3 раза выше, чем было запланировано в бюджете, но к концу года цены падают до 1,10$. Бывает 😐

Starbucks столкнулся с тяжелым финансовым грузом и эту проблему было необходимо оперативно решать. Разрабатывается «план совершенствования прибыли», целью которого являлось максимизация эффекта масштаба и экономия за счет автоматизации производства, снижения расходов на логистику, упаковку и др. В 1996 г. компания достигает докризисных показателей.

Про самолеты

В 1995 г. авиакомпания United Airlines предлагает партнерство Starbucks –кофе на борту самолета. Starbucks долго решался на это партнерство – были риски потери качества кофе на борту более чем 500 самолетов, размытие ценностей бренда.

Starbucks отказывает, но United Airlines берет на себя все обязательства, чтобы исключить риски Starbucks.

Так, в течение 6 месяцев разрабатывается специальная упаковочная машина для кофе для транспортировки на борт самолета, более 22 тыс. сотрудников и стюардесс United Airlines проходят обучение завариванию, истории и ценностям Starbucks, запускается крупнейшая рекламная кампания, весь флот оборудуется специально разработанными кофеварками.

Позже, United Airlines оценил решение подавать Starbucks как один из лучших шагов, риск окупился - более 20 млн человек на более чем 2 200 рейсах стало доступно кофе Starbucks.

«Сотрудничество – Starbucks ищет не стандартных поставщиков, а стандартных партнёров (совпадение имиджа, философии, длительные отношения, прибыль, бренд).»

Про бренд

Стратегия бренда Starbucks основана на ценностях, а не на рекламном бюджете.

Starbucks расширяет рынок, а не крадет клиентов у конкурентов.

Starbucks выстраивала лояльность к бренду не в традиционных каналах (супермаркеты), а через свои кофейни, через личное общение, через возврат клиента за повторной покупкой.

Бренд Starbucks – это кофе, люди, атмосфера кофеен.

«Забота о кофе»: вкус кофе, высочайшие сорта, обжарка, романтичная аура стран, где растет кофе, контроль процесса, хранение, стандарты вкуса и качества, вода.

«Забота о посетителе»: «кофе без людей – теоретическая концепция. Люди без кофе тоже ни то, ни се». Передача знаний и страсти посетителям. Обучение персонала, ценности, культура уважения и достоинства.

«Забота об атмосфере»: «третье место», передышка, все имеет значение. Только запах кофе, музыка, звуки кофейни. Дизайн и чистота.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

В 1995 г. бренд Starbucks сталкивается с кризисом самоопределения, нет отличий от конкурентов. Исследование показало, что Starbucks становится корпоративной, безразличной, предсказуемой компанией. Возникает задача показать, что такое Starbucks - человечная, настоящая компания, это ощущение новизны и надежды. Нужен образ, который выразит дух и видение Starbucks.

Starbucks начинает ориентироваться на молодежь, будущих потребителей, расширять круг доступа и выделять акценты на эмоциональных преимуществах своего бренда.

От авторов настоящей статьи

Согласно отчету Starbucks, в 2023 г. число кофеен составляло более 38 тыс., 51% из которых функционируют за пределами Северной Америки. Крупнейшими международными странами присутствия являются Китай, Япония, Великобритания, Южная Корея, Латинская Америка, Турция, Индонезия, Таиланд и др. 75% выручки приносили напитки, 20% – еда. Цена акции в декабре 2023 г. – 100$.

История Starbucks – это история про лидерство, про видение, про ценности, про особое отношение к клиентам и сотрудникам, партнерам и поставщикам, про дух предпринимательства, даже в условиях крупной корпорации.

Отличительной чертой Starbucks является их особая корпоративная культура, которая разделяется всеми сотрудниками и позволяет каждому сотруднику проявить инициативу.

Видение Starbucks позволило компании, казалось бы, на столь древнем и традиционном продукте, сформировать новые рынки за счет развития собственного потребителя – от зерен к чашке, от кофейного вкуса – к холодным газированным напиткам, мороженому, пиву. Наряду с традиционными каналами продаж, компания, за счет партнерств, развивала новые, иногда неочевидные каналы дистрибуции.

Конечно, географическая экспансия конечна, новые веяния потребления (экологичность, ЗОЖ, ответственное потребление) будут оказывать давление на Starbucks. Уверены, Starbucks оперативно отреагирует и предложит своим кофеманам новые продукты и, возможно, не только на рынке кофе.

«Если вы хотите построить великое предприятие, то придется набраться смелости. Мечтая о чем-то малом, вы никогда не преуспеете в большем. Кому нужна мечта, до которой легко дотянуться?».

Г.Шульц

Автор статьи: Стратегия 360 https://t.me/strategy_360 Подписывайтесь!

Если вам понравилась статья, будем признательны за донат. Все донаты направляются на поддержку социального проекта для людей с сахарным диабетом DiaTalks https://dia-talks.ru/

99
9 комментариев

Ну давайте уже не пьём, а говорим о том, как разориться на криптовалютах.

3
Ответить

Скучаю за ним безумно. Ну зачем вы на больную рану наступаете

1
Ответить

Может как в песне? «Все вернется»?

Ответить

Это как понимать?

Ответить

Думаю люди хотят боле современных новостей , про крипту индустрию и всё с этим связанное . А в этом спектре много направлений для разных новостей с большим обхватом читателей.
Но это я так думаю .
А как думает автор статьи не могу знать .

Ответить

Слишком мало
👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Можно больше было

Ответить