Почему стажировки для продактов — это пустая трата времени

Если вы не сын маминой подруги, конечно же.

Суровая реальность в 2023.
Суровая реальность в 2023.

Дисклеймер

Мнение автора может не совпадать с вашим и это ок. Можно сказать об этом в комментах и устроить (срач) дискуссию.

На просторах Хэд Хантера каждую неделю появляются десятки предложений о стажировке для менеджеров продукта. Напишу здесь свои мысли о том, почему не стоит пытаться тратить на них свое время.

Поехали.

Выгода не на вашей стороне

Вы оказываетесь в слабой позиции. И делаете это добровольно. Всё из-за ограничений в голове: "ну у меня же мало опыта, я ничего не умею". А раз так, мне и 30к зарплаты будет норм. Вот научусь и тогда...

На интервью с вами могут поторговаться и прожать еще немного — ведь набор ограничен, а претендентов таааак много. Вот что будет мурлыкать вам в уши рекрутер. И у вас нет рычагов чтобы сопротивляться, кроме как прекратить диалог.

На рынке горячо

Сотни (сотни!) вчерашних студентов с красным дипломом, которые в свои 21 уже знают 3 языка, ездили на стажировку в Европу с радостью составят вам конкуренцию.

Тот самый сын маминой подруги, который тоже хочет устроиться на работу, но готов работать за копейки. Его резюме в стопке на столе у эйчара как назло будет лежать выше вашего.

В сегмент демпингующих входит еще отдельная выборка джунов, у которых не задался старт карьеры. Они уже работали где-то продактом, потом уволились и столкнулись с тем, что никуда больше не берут. Решили "откатиться", набраться опыта и дружно двинули на стажировку с понижением зарплаты.

Всё, кроме работы

Задачи могут быть оторваны от реальной работы продакта. За редким исключением, вы будете разнорабочим. Перекладывать циферки из табличек вместо тестирования гипотез и общения с пользователями.

Здесь можно возразить, что есть же Яндекс, Тинькофф, Озон, Сбер и другие большие ребята с программами стажировок.

Да, крупный бизнес позволяет себе брать талантливых интернов и выращивать их них крепких джунов. Если вы идете в остальные 90% компаний, задача там другая: скинуть всякую ерунду с настоящего продакта, которую ему лень и/или некогда делать. И по возможности, выжать из этого максимальный ROI. Ничего личного, просто бизнес.

Мы вам перезвоним (на самом деле нет)

Кейс, когда уже немного (или много) за 30, вы решили заняться карьерой и вкатиться в айтишку, пока там еще не закончились деньги.

Кто бы что не говорил, на рынке РФ пока еще обращают внимание на возраст соискателя помимо бэкграунда. Если у вас бонусом еще средненькое резюме, плохо подсвеченный опыт и мотивация, есть риск получить клеймо великовозрастного неудачника даже не дойдя до интервью.

Возможно, у вас уже поднялась одна бровь и появились вопросы вроде, если ты такой умный, скажи что делать то?

Надо пробовать устраиваться сразу на нормальную работу. Мои рекомендации будут ниже.

Выходите из конкуренции

Если у вас есть возможность не соревноваться "в лоб" с толпой других кандидатов, надо перестать это делать уже сегодня. Пробуйте вместо стажировок откликаться на джуновские и мидл-позиции в небольшие компании и стартапы. Внимательно читайте требования вакансии, подстраивайте резюме и свой сопровод под позицию.

Смените стратегию поиска работы

Тут можно вспомнить пословицу про Магомеда, или как его там, и гору, которую он обходил. В общем, в каналы поиска надо идти самому. Например, разбавьте отклики на HH.RU активностью в соц.сетях.

В Linkedin можно и нужно добавлять в контакты эйчаров и менеджеров из интересных вам компаний. Соберите короткий питч про себя и пробуйте писать им в холодную. Расскажите, чем вы хороши, почему хотите работать в компании и какую ценность умеете приносить.

В зависимости от удачливости и от того, как собрано сообщение, вас могут проигнорировать 10, 20, 50 человек. Заранее снизьте ожидания и будьте к этому готовы. Заведите привычку открывать LD каждый вечер и добавлять 2-3 человека, расширяя свою сеть. "Пылесосить" контакты десятками не нужно — поймаете бан за подозрительную активность.

Еще один способ, если не хотите ковырять Линкедин — нагуглить публичные списки участников отраслевых конференций (Epic Growth, к примеру). Обычно в таких табличках (чаще это sheets / airtable) есть имя, должность и контакты всяких интересных людей из разных компаний. Никто не помешает вам взять и написать им, узнать про вакантные места.

Даже если коллеги не находятся в поиске, полезное знакомство может послужить вам хорошую службу потом. Нетворкинг и все такое. Вы поняли.

Используйте треш-собеседования

Это когда вы откликатесь и идете на интервью в рандомную компанию, где не особо бы хотели работать. Польза от этого в том, что это бесплатная тренировка. Придется заплатить только своим временем.

Вы узнаёте частые вопросы, решаете кейсы и отрабатываете рассказ о себе. Но есть нюанс. Откликаться нужно туда, где работодатель хоть немного понимает, зачем ему нужен продакт и какие вопросы стоит задавать. Обычно это можно понять читая джоб дескрипшн.

Смело пропускайте весь мелкий инфобизнес, всякие заводы, стройки и ремонты. Вероятность унести что-то полезное из диалога будет низкая —основатель и вся его команда разбирается в управлении продуктами еще хуже, чем вы сами.

Включайте логику и продуктовый подход, без эмоций

Будет гора отказов, я гарантирую это. Иногда вы будете слышать обидные вещи и думать, что вы дно. Уясните, что это не так и продолжайте откликаться, писать эйчарам и мониторить новые вакансии. Возьмите листик и нарисуйте воронку: от откликов до оффера. Когда соберете первые 3-4 десятка откликов, попробуйте проанализировать, где в этой воронке слабые места. Начинайте их починку "с конца".

В перерывах между откликами и питчами прокачивайте насмотренность. Смотрите на Ютубе записи продуктовых собесов, читайте блоги, анализируйте чужие резюме в профильных чатах.

Ну и читайте Постман. Это канал в телеграме с полезными постами для айтишников. Внутри уже 200+ материалов про продукты, проекты и карьеру в IT.

На канал подписаны 1000+ продактов, проджектов, стартаперов и предпринимателей. Загляните, если тоже стало интересно.

И не забудьте воткнуть этому посту сердечко. Это поможет большему количество юных продактов найти ответы на свои вопросы, а возможно и новую работу.

Всем мир.

1919
2 комментария

Я бы дополнил наверное, что продуктовый подход нужно применять не только для поиска работы, но и для понимания собственного пути.

Продакт это человек который может создать продукт, развить и понимать когда этот продукт умрет. А в какой сфере этот продукт? Всегда это IT?

Из данной статьи понятно, что стажировка - потеря времени, по массе причин, потому что цель статьи - стажировка на идеальной "продуктовой" позиции. И как бы между строк есть мысль, что "все итак понимают, что это значит". Но как же путь к этому определению?)

Любой "продакт" может работать в идеальном мире) Но по-настоящему прорывные продукты приходят оттуда, откуда их совсем не ждут)

Поэтому наверное путь из статьи подойдет массовому "клиенту", а по пути самурая пойдут только самые "трушные" ))))

1

Будет гора отказов, я гарантирую это. Иногда вы будете слышать обидные вещи и думать, что вы дно.

Будь ты хоть джуном, хоть с 15-летним опытом - ситуация не меняется)

1