Не Sketch единым: какие инструменты используют команды при работе над UX, UI и CX
Представители Avito, «2ГИС», «Точки», «Сибура», «Сбербанка» и TalentTech рассказали Redmadrobot Design Lab про дизайн-тренды, любимые инструменты и кумиров в мире создания продуктов.
Redmadrobot Design Lab продолжает цикл статей о продукте и дизайне. В прошлой статье мы рассказали, чем занимается менеджер продукта, и спросили у представителей профессии про выгорание на работе, приёмы для улучшения продукта и создание сильной команды.
Сегодня мы поговорим про тренды и инструменты: что и как советуют использовать продакт-менеджеры из Avito, «2ГИС», «Точки», «Сбербанка», «Сибура» и TalentTech и на кого они равняются в работе над продуктом.
Про инструменты, проверенные временем
По словам владельца продукта в «Сибуре» Игоря Громова, начинать работу следует, только когда в команде достигнуто полное взаимопонимание. По его мнению, здравый смысл — основа, на которой зиждется разработка любого продукта.
Здравый смысл позволит обнаружить, почему ваши инновационные приёмы не находят понимания у коллег. И при идеальном раскладе помогут устранить основу этого непонимания. Поэтому здравый смысл — главное решение, без которого не обойтись ни сегодня, ни в будущем.
После того, как все разногласия в команде улажены, нужно изучить рынок и пользователя. Руководитель продукта «Avito Работа» Анна Ошарова советует проводить опросы, фокус-группы и показывать потенциальным пользователям прототипы макетов.
Главная задача дизайна — сделать так, чтобы пользователь удовлетворил потребность, ради которой он пришёл в сервис. Без UX можно понять воронку, понять, сколько пользователей справляются с задачей, но практически невозможно понять, почему не получается у тех, кто не справился.
В моей практике был случай, когда мы сделали отличный UI, всё учли, кроме одного — пользователь к нам попадал очень «холодный», и пока шёл по сценарию забывал, зачем пришёл. Этот инсайт невозможно получить количественно, только общение с пользователем, только хардкор.
«Стартаперов, которые делали продукты на основе "своих влажных фантазий", мир слопал не один десяток или даже сотню», — рассуждает руководитель продукта в TalentTech Андрей Ежов. И выделяет три основных правила в разработке.
Убедитесь, что продукт решает реальные проблемы пользователей, а не придуманные вами.
Изучите, сколько стоит привлечение клиента и из каких каналов трафика оно будет наиболее эффективным.
Выясните, есть ли у рынка деньги на ваш продукт и какую долю он сможет занять. Для этого продайте его хотя бы нескольким клиентам: если речь про b2b, достаточно презентации MVP (продукта, обладающего минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями — Redmadrobot), а в b2c можно собрать лиды с простого лендинга.
По мнению менеджера продукта в «Точке» Марии Поликарповой, когда рынок изучен и началась работа над продуктом, самое время определиться с методологиями разработки.
Без гибких методологий мы все умрём. Конкретные agile-процессы зависят от команды и задач, но из них must have — дизайн-спринты. Это уникальный и универсальный инструмент как для проверки гипотезы, так и для теста идеи, даже для выхода продукта из стагнации. А ещё это лучший тимбилдинг.
Владелец продукта в «Сбербанке» Ирина Жигалова добавляет: «Без дизайн-мышления и юзабилити-исследований нам сегодня точно не обойтись».
А Сергей Кутьков, арт-директор в Redmadrobot, выделяет среди инструментов must have: первичные и вторичные исследования, тестирование, CJM (инструмент для визуализации взаимодействия потребителя с продуктом) и мозговые штурмы.
Про тренды UX, UI и CX
По словам Игоря Громова, самый очевидный тренд последних двух-трёх лет — голос. В июне 2019 года количество пользователей голосовых помощников в США достигло 76 млн человек, а годом ранее их было в полтора раза меньше.
Второй тренд, который пока менее очевиден, чем голосовые помощники, — spatial web. На русском языке для этого явления, кажется, пока нет устойчивого выражения.
Но если сказать простым языком, spatial web — это перенос интерфейсов с экранов компьютеров и мобильных устройств на все окружающие нас предметы. Главная движущая сила перехода на эту технологию — технологии дополненной и виртуальной реальности.
Чуть меньшей силой на пути к новым интерфейсам обладает интернет вещей. В любом случае для получения привычной информации мы гораздо меньше станем обращаться к смартфонам и мониторам и больше станем смотреть в «умные» очки.
Забавно, что первопроходцами в этом направлении, скорее всего, станут промышленные компании, которые включились в процесс цифровизации сильно позже медиа и банков.
Про голосовое управление рассказывает и Сергей Кутьков: «Интеграция с голосовыми ассистентами повлечёт за собой появление продукта на новых типах устройств. Расширится область применения продукта и сценарии его использования». Арт-директор называет ещё три тренда, которые точно повлияют на дизайн продуктов в ближайшем будущем.
Доступность интерфейсов. Расширяя аудиторию продукта за счёт добавления в неё людей с ограниченными возможностями, важно переосмыслять интерфейс и взаимодействие с ним. Это приводит к упрощению сценариев использования продукта.
Обучающиеся алгоритмы рекомендаций. Продукт будет знать о пользователе его предпочтения и показывать только интересные предложения. Это будет выгодно и пользователям, и бизнесу, но потребует дополнительных усилий от разработчиков.
Персонализация. Появление тёмных тем — это начало пути к кастомизируемым интерфейсам. Продукт станет для пользователя чем-то личным и любые изменения привычных паттернов будут восприниматься крайне негативно. Затратнее и сложнее станет поддержка продукта, добавление в него новых функций.
О важности персонализации рассказывает и Анна Ошарова. По её словам, дизайн сегодня должен выполнять не только эстетическую функцию, но и расширять возможности продукта.
Если несколько лет назад почти все сервисы можно было разделить на красивые и функциональные, сейчас внешний вид и возможности платформы работают вместе. Это важный тренд: если вы очень полезные, но при этом не «стильные», к вам просто не придёт новое поколение.
Ещё обороты набирает персонализация. Пользователи, даже возрастные, уже привыкли к тому, что сервис должен предсказывать их следующий шаг и понимать запрос с пары даже «кривых» слов. Сервисы, которые это не умеют, начинают вызывать раздражение. Дизайнер сегодня должен всё это одновременно учитывать — художник и инженер в одном лице.
Важность персонализации отмечает и Ирина Жигалова: «"Умная" адаптация интерфейсов под пользователей помогает приложениям становиться частью жизни клиента». Также по словам менеджера, популярность набирают технологии в области биометрии.
Рынок Китая вышел на лидирующие позиции в технологиях биометрии. Дальше рост сфер применения биометрии будет развиваться как в онлайне, так и в офлайне, помогая клиентам упростить выполнение повседневных задач: прохода на работу или посадки на рейс в аэропорту без документов и пропусков. В России господдержка способствует развитию биометрии, и в 2020 году мы увидим результаты.
«Чем проще, тем лучше», — отвечает Андрей Ежов на вопрос про тренды. По его словам, чем меньше сделано кликов и затрачено времени на действие, тем быстрее пользователь достигнет желаемого результата с помощью сервиса.
В 2019 году уже профицит приложений и сайтов, поэтому пользователи выбирают по принципу «лень — двигатель прогресса». Чем проще сервис — тем лучше, именно поэтому так популярны приложения заказа такси (закажи с помощью одной кнопки) или покупки билетов (все авиакомпании в одном месте).
А ещё большую популярность набирает качественный копирайтинг. Сейчас очень не хватает людей, которые «описывают» элементы и блоки интерфейсов на простом и понятном языке, для абсолютно разных сегментов аудитории.
Про тренд на упрощение рассказывает и Мария Поликарпова. По её словам особенно ярко он проявляется в интерфейсе мобильных операционных систем.
Во-первых, даже недорогие смартфоны теперь большие и мощные, и это наконец-то влияет на навигацию. Контролы уходят вниз, а верхняя часть дисплея остаётся для просмотра (смотри Samsung’s One UI).
В будущем должно поменяться и управление жестами, логично, что произойдёт развитие бесконтактных жестов. В основном это эволюция удобства, но для людей с ограниченными возможностями (и для разных ситуаций вроде управления автомобилем) — это критическое изменение.
Во-вторых, 5G повсеместно становится новой нормой. Анимации, микровзаимодействия, интерактивный контент, — всем этим не обязательно жертвовать в пользу скорости. Дизайнер может дать пользователю покрутить 3D-модель товара перед покупкой, а не просто посмотреть фото.
В-третьих, популярный IoT. Интернет вещей в ритейле может быть интереснее, чем управление роботом-пылесосом и, возможно, появится раньше, чем «умные» города. Проходя мимо магазина, можно получить персонализированную скидку на потенциально интересный товар и прокладывать AR-маршрут к нужной полке.
Ваш смартфон и 5G это выдержат, а edge computing (парадигма распределённых вычислений, которая используется для ускорения работы сервиса — Redmadrobot) даст безотказный сервис. Но это завтра, а сегодня можно начать хотя бы с того, чтобы выдать талончик электронной очереди прямиком на устройство при входе в банк.
Про самые полезные инструменты
Основные инструменты для менеджера продукта — те, что облегчают взаимодействие в команде. По словам Анны Ошаровой, к таким относится платформа для совместной работы Miro.
В Miro удобно совместно работать над продуктом, собирать продуктовую историю на разных фреймворках, а ещё их очень легко освоить — спасибо современным трендам. Если вы строите пользовательский CJM (карту пользовательских историй — Redmadrobot), проводите много качественных исследований, это просто незаменимый инструмент.
Если говорить не про физические инструменты, мы начали с командой регулярно проводить «встречи эмпатии». Это когда мы собираемся командой, приглашаем пользователей или исследователей, и вся команда получает информацию из первых рук. Это так круто, когда любой инженер в команде участвует в разработке решения и слышно что-то в стиле «да нет, нужно по-другому, ведь наши пользователи думают иначе».
Игорь Громов из любимых инструментов называет Slack. По словам менеджера, мессенджер сильно помогает при работе с командой.
Это великолепное средство для выстраивания прозрачных процессов, как в небольших командах, так и в корпоративных империях. Сила Slack не в наличии хорошего десктопного клиента, а в понимании того, над чем работает команда и когда ожидать результата. Это возможно благодаря интеграциям с другими рабочими инструментами — той же Jira или Zeplin.
Когда коммуникация в команде налажена и началась работа над продуктом, на помощь дизайнерам приходят графические редакторы. По словам Ирины Жигаловой, одно из главных качеств при выборе инструмента — универсальность.
В этом году перешли на Figma, которая становится сильной альтернативой Sketch. Очень быстро произошёл переход, инструмент удобен своей универсальностью, потому что в нём легко работать как дизайнеру и аналитику, другим участникам команды.
«Тут уже сложно удивить, перепробовано великое множество», — рассуждает Андрей Ежов. Из ежедневных помощников, он как и коллеги, называет Slack, Figma и Miro и добавляет в список «Google Документы». А Сергей Кутьков называет ко всему прочему Notion, Reminders и «Google Таблицы».
Примеры для подражания
По словам менеджера продукта в «2ГИС» Антона Спиридонова, направление развития технологий чаще всего задают крупные компании, но самые интересные идеи исходят от стартапов.
Глотать свежий воздух стоит, посматривая на маленьких, дерзких и смелых. Хотя, например, Microsoft с Windows Phone в своё время сильно и приятно удивила, но это было давно, а с тех пор такого не припоминаю.
Но Google, Apple или Microsoft имеют возможность задавать моду даже в ситуации, когда не предлагают по-настоящему новых и классных решений. Рынок приложений всё равно пойдёт по их следу, потому что ими формируются привычки и ожидания аудитории.
Анна Ошарова из крупных зарубежных компаний выделяет Instagram и Facebook. А среди российских игроков, по её словам, ярче всего выделяется банк «Тинькофф».
Эти компании научились перестраиваться под пользователей и сочетают в себе как запоминающийся дизайн, так и функциональность. Постоянно добавляют новые фичи, например — «Истории», «саджесты» (продолжение текущего запроса — Redmadrobot), контекстные оплаты. У них получается делать это очень органично, не усложняя пользовательский опыт.
Игорь Громов рассказывает про положительный опыт взаимодействия со «Сбербанк Онлайн» и мобильным приложением магазина «Ашан». По его словам, эти сервисы упрощают покупки и помогают экономить время.
Недавно я установил мобильное приложение в магазине «Ашан», и с его помощью вышел из торгового зала с чеком примерно за 5 минут. Так я избежал привычных 10–15 минут стояния на кассе, которые всегда прибавляются к набору товаров в корзину. Или вот банкомат «Сбербанка», сразу вывел мне на экране сумму, которую я регулярно снимаю для похода в бассейн. Мелочь, но невозможно не восхититься её удобством.
«Не обязательно следить за влиятельной компанией, чтобы находить классные решения», — рассуждает Мария Поликарпова. И добавляет: «Must красивый, у Minutiae крутая идея, у Spotify и Netflix гениально "отсутствует" дизайн, а в "Кухне на районе" классная анимация "транзишенов" карточек на iOS».