Должен ли банк объяснять причину блокировки счета по 115-ФЗ?

Должен ли банк объяснять причину блокировки счета по 115-ФЗ?

Здравствуйте, уважаемые предприниматели! Сегодня разберем, должен ли банк уведомлять клиента о причинах отказа в обслуживании, и есть ли такая обязанность у Росфинмониторинга?

Банки должны проверять операции клиентов: нет ли, например, признаков отмывания преступных доходов или «обнала»? Критерии «сомнительности» не всегда ясны, и почти любая операция может попасть под подозрение. Используются как внутренние автоматические системы проверки, антифрод, так и платформа Банка России «Знай своего клиента».

По закону банки не могут говорить клиентам о том, какие меры они собираются предпринять. Блокировка счета происходит сразу, без предупреждения. Важно: банк уведомляет клиента только после того, как уже предпринял меры. Клиент не узнает о планируемых мерах до блокировки счета или расторжения договора вклада.

А вот объяснять причину блокировки счёта, конкретной операции или ограничения дистанционного обслуживания банки обязаны.

С 30 января 2021 года банк должен уведомлять клиента о причинах отказа в заключении или расторжении договора банковского счета и/или проведении операции, а также о дате принятия такого решения. Срок предоставления информации клиенту – не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п. 13.1.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Когда банк блокирует счёт по 115-ФЗ, он запрашивает документы, которые могут подтвердить законность операций:

  • договоры купли-продажи и оказания услуг;
  • акты выполненных работ;
  • счета, счета-фактуры;
  • чеки на покупку;
  • чеки из терминалов (в случае пополнения счета наличными).

Если вы не можете найти документы, который подтверждают законность сделки, их придётся восстанавливать (но ни в коем случае не подделывать!). Иногда банки требуют вместе с документами предоставить обоснование операции в свободной форме.

Хорошая новость: деньги никуда не денутся. Если в отношении вас нет уголовного дела или решения суда, и вы не причастны к терроризму — банк либо разблокирует счёт, либо даст возможность вывести средства в другой банк.

Должен ли Росфинмониторинг сообщить клиенту о том, почему банк отказал ему в обслуживании?

Росфинмониторинг не имеет таких полномочий: согласно закону 115-ФЗ, именно банки обязаны информировать клиентов о блокировке счета, отказе выполнить распоряжение или заключить договор счета (вклада). Порядок предоставления информации регулируется внутренними документами банка.

Что делать, чтобы избежать блокировки, если вы селлер на маркетплейсе и покупаете товар за наличные

  • Хранить все документы, следите, чтобы на квитанциях был QR-код — в таком случае их можно занести в бухгалтерский учет
  • Не снимать наличные в больших количествах, не разбивать снятие крупной суммы (например, 1 млн по 200 тыс. руб.)
  • Платить налоги авансом и постоянно держать налоговую нагрузку в 1%, учитывая комиссию маркетплейсов
  • Проверять поставщиков перед началом сотрудничества с помощью электронных реестров: может быть такое, что контрагент причастен с «серым» схемам.

Более подробно нюансы закона мы собрали в нашей методичке, переходите по ссылке, скачивайте, сохраняйте и пользуйтесь :)

Также вам может быть интересно:

1313
8 комментариев

Хз, что там банк обязан или не обязан, но когда мне тинькофф навесил ограничения по 115фз, они сначала из меня всю душу вытрясли, потом что-то объяснили.

2

Если тинек вешает 115ю, ничего там страшного нет, с тобой связывается поддержка предоставляешь им определнные доказательства в виде доков и все разблокируют, но это если деньги честно заработанные конечно крутились)

"не снимать наличность...". Разберём и этот бред.
С некоторых пор и банки, и ФНС ввели понятие должной осмотрительности.
Болеее того, доходит до маразма, клиент должен оглядываться и при выборе банка.
Законопослушный налогопоательщик, наслушавшись экспертных мнений на семинарах, организованных фнс, делает вывод: не огляделся, сам виноват. Даже в случае отзыва лицензии банка и как следствие невозможности исполнения налогов обязательств.
Единственный безопасный способ - снятие наличности или иной вывод средств.

1

Ахинея. Банки давно зарабатывают на 115ФЗ.Вот смотрите, на примере Модуль банка. Банк За Деньги проинформирует клиента о предстоящиз ограничениях по рпсччетному счету. Как они говорят. То есть, как мне кажется, банк в этом стоит на стороне недобросовестных налогоплательщиков. Что накладывает риски на всех клиентов банка в случае отзыва лицензии. Я, как нежелательный клиент для многих кредитных организаций систематически прошу наложить ограничения на мой Расчетный счет на законом основании (получено решение ифнс, переданные по электронным каналам), но банк всегда отказывает в этом или делает это с опозданием, когда я могу вывести деньги с р/с. Так-же систематически прошу дать оценку предстоящим операциям в контексте 115 ФЗ, но банк отказывает в этом, реагируя лишь после проведения сомнительных на мой взгляд операциях. Исходя из изложенного, в чьих интересах работает банк? В интересах честного бизнеса, как декларирует? Государства или собственных, прикрываясь красивыми лозунгами? Модуль лишь конкретный пример, к сожалению в массе своей все кредитные организации похожи.