Как мы сократили цикл разработки с 2 недель до 3 дней без смены команды

Разбираю, как внедрение процессов CI/CD и код-ревью помогло не только ускориться, но и вернуть 20% времени разработчиков.

«На разработку нужно две недели». Эта фраза была приговором для нашего отдела в Х. Пока маркетологи и коммерсанты ждали обещанные фичи, разработчики сутками заливали патчи и разбирались с «поломками», которые возникали на ровном месте. Скорость бизнеса уперлась в скорость IT. Расскажу, как мы пересобрали процесс разработки, чтобы не просто бежать быстрее, а бежать без спотыканий.

Наш цифровой портфель — 15+ веб-платформ и ERP-система. Изначально процесс выглядел так:

  • «А вот сейчас все сольем»: Разработка велась в одной ветке, релизы были редкими и болезненными. Выкатить мелкий фикс по кнопке было нельзя — приходилось ждать накопления критической массы изменений.
  • «У меня на машине все работало»: Отсутствие единого стенда и автоматизированного тестирования приводило к тому, что «сырой» код постоянно прорывался на продакшен.
  • Ревью как формальность: Проверка кода была не системой контроля качества, а преградой перед сдачей задачи. Возникали конфликты, а баги все равно проскакивали.

Результат: Команда тратила до 20% времени не на новую функциональность, а на «тушение пожаров» и откаты неудачных релизов. Доверие между отделами таяло на глазах.

Мы не стали нанимать «еще разработчиков». Мы решили сделать так, чтобы имеющиеся работали эффективнее. Фокус был на процесс.

1. Внедрение CI/CD (Continuous Integration / Continuous Deployment)

  • Суть: Мы настроили автоматический конвейер. Теперь, как только разработчик делал commit кода в репозиторий (Git), запускался целый каскад проверок:Сборка: Автоматическая сборка проекта в чистом окружении (Docker).Тестирование: Запуск юнит-тестов и регрессионных проверок.Деплой: Если все тесты проходили, код автоматически разворачивался на тестовый стенд, а затем, после ручного одобрения, — на продакшен.
  • Результат для команды: Мелкие фичи и исправления можно было выкатывать хоть по 10 раз на дню. Риск поломки продакшена упал в разы.

2. Внедрение культуры код-ревью

  • Суть: Мы превратили ревью из формальности в инструмент обучения и контроля качества.Обязательность: Ни один код не попадал в основную ветку без ревью хотя бы одного коллеги.Чек-листы: Мы создали чек-листы для ревьюверов: «проверить на уязвимости», «соответствие код-стайлу», «наличие тестов».Культура обратной связи: Я провел установочную встречу, где мы договорились: критика кода — это не критика человека, а забота об общем результате. Комментарии должны быть конструктивными: не «код плохой», а «предлагаю переписать этот метод вот так, это улучшит читаемость».

Спустя 3 месяца окупились не только деньги на инфраструктуру, но и нервы менеджеров:

  • Скорость: Средний цикл разработки фичи сократился с 2 недель до 3 дней. Мы смогли реагировать на запросы бизнеса почти в реальном времени.
  • Качество: Количество критических инцидентов на продакшене после релизов сократилось на 90%.
  • Эффективность команды: Мы вернули ~20% времени разработчиков, которое раньше уходило на исправление ошибок и рутинные деплои. Теперь это время тратилось на создание новой ценности.
  • Нематериальный бонус: В команде выросла ответственность за код, снизилось напряжение, а диалог с бизнесом перешел из режима «когда уже?» в режим «давайте обсудим приоритеты на следующую неделю».

Главный вывод, который я вынес:

Нельзя решить проблему скорости, просто закричав «Бегите быстрее!». Нужно убрать камни из ботинков бегунов. В нашем случае камнями были ручные операции, отсутствие стандартов и страх перед изменениями.

Процессы важнее героизма. Отлаженный CI/CD и культура код-ревью дали нам большую Predictability — предсказуемость. Бизнес стал точно знать, когда получит результат, а разработчики перестали бояться вносить изменения.

А в ваших командах уже налажены эти процессы? С какими самыми неочевидными препятствиями на пути к скоростной разработке сталкивались вы? Жду ваши кейсы в комментариях!

2
Начать дискуссию