Появился ИИ-ассистент для отдела кадров. Стоит ли к нему присмотреться

Берет часть работы кадровиков на себя, всегда на связи и не требует зарплату. Мечта любого работодателя, которую воплотили ТТК.Облако. Они создали виртуального ассистента, а я решил узнать о проекте подробнее. Рассказываю, как разрабатывали ИИ-помощника, в новой рубрике «ИИ для бизнеса».

Появился ИИ-ассистент для отдела кадров. Стоит ли к нему присмотреться

Недавно делал подкаст про тренды стартапов на нейросетях — обсуждали с экспертами отрасли, где искать идеи для новых ИТ-бизнесов.

И вот появился кейс прямо по теме: компания «ТТК.Облако» придумала решение для отдела кадров и создала ИИ-ассистента.

Пока продукт работает в пилотном режиме, но уже здорово облегчает работу сотрудникам.

Я решил сделать краткий обзор этого кейса для новой рубрики в блоге #иидлябизнеса. Надеюсь, она вам понравится и вскоре в ней появятся новые примеры удачных решений.

Подготовили базу знаний и обучили нейросеть

Чтобы виртуальный ассистент отвечал верно и по делу, специалисты собрали базу знаний. На работу создатели бота потратили три недели, и вот что вошло в базу:

Правовые документы. Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях РФ, федеральные законы и поправки.

Внутренние документы. Штатное расписание, положение о премировании и льготах, правила внутреннего распорядка.

Вопросы сотрудников. Кадровая служба собрала популярные запросы специалистов и подготовила на них ответы.

За основу виртуального ассистента разработчики взяли готовую языковую модель и прописали для нее специальный промпт.

В подробной инструкции рассказали, чем будет заниматься искусственный интеллект, кто и по каким вопросам к нему станет обращаться. Объяснили, в каких источниках искать информацию и что отвечать пользователям, если они пишут запрос не по теме.

Вот так выглядит небольшой кусок промпта для нейросети
Вот так выглядит небольшой кусок промпта для нейросети

Интегрировали с Телеграмом

Ребята из ТТК.Облако решили не создавать отдельную платформу или приложение для ИИ-помощника, а запустить его в мессенджере. Выбрали Телеграм по нескольким причинам:

Популярность. Мессенджером пользуется большинство сотрудников компании — не придется привыкать к новой программе.

Удобный интерфейс. У Телеграма простая и понятная навигация. Чтобы общаться с виртуальным помощником, нужно лишь открыть новый чат.

Простая интеграция. В мессенджере нужно создать бота и прописать код ассистента. После этого программы начинают взаимодействовать между собой. Команда справилась с этой задачей за два часа.

Чтобы начать общение с виртуальным ассистентом, нужно нажать кнопку «Старт»
Чтобы начать общение с виртуальным ассистентом, нужно нажать кнопку «Старт»

Разработали решение на собственных мощностях

Чтобы создать ИИ-помощника и обрабатывать конфиденциальную информацию, нужна мощная и надежная ИТ-инфраструктура. С этим у ребят из ТТК.Облако проблем не возникло: у них есть собственные центры обработки данных, серверы, базы данных и кластеры.

Нейросеть потребляет много энергии и памяти, поэтому ее развернули на сервере с GPU — он ускоряет работу алгоритмов и помогает быстрее выполнять сложные вычисления.

Чат-бот, который принимает запросы и передает их нейросети, запустили в кластере Managed Kubernetes. Он позволяет автоматически разворачивать и масштабировать приложение, а также управлять им с помощью системы контейнеров. Кластер обеспечивает отказоустойчивость программы и распределяет нагрузку.

Если сотрудники отправляют много запросов одновременно, количество экземпляров чат-бота увеличивается и ассистент может обрабатывать больше данных. Когда нагрузка снижается, количество экземпляров уменьшается — так компания экономит ресурсы.

Все центры обработки данных соответствуют требованиям закона «О защите персональных данных»
Все центры обработки данных соответствуют требованиям закона «О защите персональных данных»

Запустили тестовый режим

Сейчас ИИ-ассистента тестирует пилотная группа из 150 человек — сотрудников кадровой службы и ИТ-отдела. Виртуальный помощник стал палочкой-выручалочкой для кадровиков. Если сотрудникам нужна консультация, вопросами можно мучать искусственный интеллект. Протестировать публичную версию бота можно по ссылке.

Чат-бот отвечает на запросы меньше, чем за минуту
Чат-бот отвечает на запросы меньше, чем за минуту
Боту можно поставить оценку. Пока средний результат 0,9 — хороший показатель для тестового периода
Боту можно поставить оценку. Пока средний результат 0,9 — хороший показатель для тестового периода

Чтобы проанализировать работу виртуального кадрового ассистента, разработчики собирают все вопросы, ответы и оценки в отдельную таблицу. Вот какие сделали выводы:

Хорошо отрабатывает вопросы не по теме. Если сотрудник спрашивает что-то не по кадровому учету, ассистент отвечает так.

И это только один из примеров :)) Разработчики поняли, что у сотрудников богатая фантазия
И это только один из примеров :)) Разработчики поняли, что у сотрудников богатая фантазия

Не всегда отвечает на вопросы с конкретикой. У ассистента пока нет доступа к рабочим данным по каждому сотруднику, например о количестве дней отпуска и информации о зарплате. Из-за этого виртуальный помощник может дать пользователю очень общий ответ на вопрос.

Виртуальный помощник превратился в «Капитана Очевидность» и не смог ответить правильно на вопрос
Виртуальный помощник превратился в «Капитана Очевидность» и не смог ответить правильно на вопрос

Что ждет виртуального ассистента дальше

В июле 2024 года разработчики начнут дорабатывать помощника: учтут все ошибки и замечания пользователей. Например, добавят в базу знаний актуальные данные из кадрового учета компании по всем сотрудникам. Тогда бот сможет отвечать на индивидуальные вопросы — например, какая премия полагается в текущем месяце и сколько дней отпуска осталось в этом году. Чтобы работать с персональными данными, ИИ-ассистента запустят на внутренних ресурсах компании с использованием доработанной Open Source LLM-модели.

Еще улучшат промпт: объяснят нейросети, как реагировать на разные типы запросов. Например, на некоторые можно дать информацию из базы знаний, на другие — собирать данные из разных источников, анализировать ее и отвечать.

Другое изменение — интеграция ИИ-ассистента с корпоративным супераппом eXpress. Это расширит возможности бота: например, он будет сообщать новости компании, помогать оформлять командировки, бронировать гостиницы. Внедрить помощника на всю компанию планируют к концу 2024 года — тогда им смогут пользоваться десять тысяч сотрудников.

Андрей Малов
генеральный директор ТТК.Облако
На разработку виртуального ассистента мы потратили полтора месяца и 500 000 рублей.

Разобрались, что и как нужно делать, наладили все процессы и теперь можем масштабировать решение для других сфер бизнеса. Например, создавать ИИ-помощников для строительных, юридических компаний или маркетинговых агентств.

Что я думаю о сервисе

На рынке ИИ-сервисов высокая конкуренция. Многие разработчики выпускают умных чат-ботов для бизнеса и голосовых ассистентов с кучей фич. Виртуальные помощники могут создавать документы, делать саммари совещаний, ставить ТЗ сотрудникам.

Пока ИИ-ассистент от ТТК.Облако выглядит сыровато — иногда долго думает над ответами или «грузит» пользователей длинным списком законов. Сможет ли он переплюнуть другие решения и выйти вперед, зависит от разработчиков. Потенциал у проекта есть и меня радует, что команда работает над обновлениями и внедряет новые фичи.

Думаю, скоро можно будет отказаться от услуг личного ассистента и просто установить умного чат-бота на свой смартфон. Мне бы точно он пригодился. А в данный момент я использую собственного ассистента-конспектолога для своего сериала про ИИ-стартапы. Научил его перегонять текстовые транскрибации интервью в формат лаконичных и емких конспектов :)

Если вам понравилась новая рубрика «ИИ для бизнеса», ставьте лайки и пишите в комментария или в личные сообщения, как вы применяете нейросети в работе и что мечтаете им делегировать.

Подписывайтесь на тг-канал площадки – Product Radar — лучшие стартапы России и новые выпуски подкаста про ИТ-бизнес «Стартап-секреты».

1414
44
11 комментариев

Нужен отдельный ассистент для каждого отдела!
Потом общий для департаментов и дивизионного уровня (-:

3

Понимаю, что реклама, но блин такие сервера накатили, будто запустили свой фейсбук :))

Тем временем мой телеграмм бот с интеграцией к Open AI, которым пользуется 100-150 человек, работает чуть ли не на банке пива.

1

Теперь захотелось увидеть этот сервак - банку пива 😂

1

А это получается, что любой другой сотрудник сможет через бота найти инфу про тебя? Про отпускные и тд. Как же приватность

1

Да, права доступа обязательно стоит добавить!

Вот все-таки, если сотрудник новый, бот ему вряд ли поможет. Всегда проще поговорить с живым человеком, чтобы он тебе объяснил все процессы и ответил на самые тупые вопросы. Вряд ли ИИ сможет всё разжевать в доступной форме

👎👎👎👎👎👎👎👎