AI в рекрутменте: как технология сокращает расходы на наём

С релиза ChatGPT прошло чуть больше полутора лет. Всё это время мы постоянно слышим про новые продукты, боты и функции на базе AI (Artificial Intelligence или Искусственный Интеллект). И встречают новости про искусственный интеллект по-разному: где-то с повышенным интересом, где-то — с повышенным скептицизмом.

По моим наблюдениям, сотрудников сферы HR и рекрутмента можно отнести к тем, кто готов адаптироваться к новой реальности и «сотрудничать» с AI. Почему? Всё просто: внедрение AI сокращает затраты на наём. Это выгодно как для корпораций, так и для компаний с небольшим и маленьким штатом.

О том, как технология обосновалась в рекрутменте и как сокращает расходы на наём, рассказывает Марк Виноградов, CBDO AI-сорсера Щавель и платформы для поиска IT-специалистов Подбор.

Причины роста популярности AI в рекрутменте

Я выделил 2 основные причины: растущие затраты на наём в IT-сфере и высококонкурентный рынок после событий 2022 года. Разумеется, причин намного больше, но они вытекают из этих двух.

Причина #1. Растущие затраты на наём в IT-сфере

Согласно Glassdoor, стоимость найма составляет 3 900 долларов (~336 000 рублей) и 27,5 дня. При этом, цена ошибки достаточно высока: если на место выйдет специалист, не подходящий команде, стоимость возрастает практически в два раза за счет дополнительных расходов.

В цепочку найма вовлечено достаточно большое количество сотрудников. Комбинации могут быть разными — рассмотрим одну из них: нанимающий менеджер — сотрудник, который инициировал запрос на поиск и принимает финальное решение по кандидатам; тимлид рекрутмент-отдела, который распределяет нагрузку внутри команды; сорсер — тот, кто занимается холодным поиском (зачастую эту роль выполняет рекрутер); рекрутер, отвечающий за поиск и отбор заявок, скрининг кандидата.

Если посчитать все затраченные ресурсы (финансовые и временные) на поиск кандидатов, стоимость окажется невероятно высокой.

Причина #2. Высокий спрос на IT-специалистов и конкурентный рынок после 2022 года

Минцифры оценивает дефицит кадров в IT-отрасли в 500–700 тысяч человек. И несмотря на отток иностранных компаний, количество проектов, в которых требуются IT-специалисты на территории РФ, продолжает расти.

Как так получилось? Мы же видим бесчисленное количество курсов для тех, кто хочет «войти в IT». Нюанс в том, что junior-специалистов ищут и нанимают гораздо реже, хотя их становится всё больше. По данным Habr Career, в первом квартале 2024 года всего 6% вакансий от общего числа искали кандидатов на junior-позицию.

«Тренд, ставший реальностью, таков: компании преимущественно нанимают middle-специалистов. На это влияет множество факторов, но главным стал высокий темп развития продукта. Командам не хватает ресурса на обучение стажеров и джунов, ведь времени на «раскачку» нет. Отсюда и спрос на экспертов с богатым бэкграундом, умением работать автономно и быстро.»

Светлана Иванова, HR BP AI-сорсера Щавель

Как используется искусственный интеллект в рекрутменте

1. ATS

Дорогу к AI в своё время проложила автоматизация. Всё началось с ATS — системы автоматизации рекрутмента, в которой HR-специалисты и руководители могут управлять подбором персонала на разных этапах воронки. Такие инструменты ещё называли CRM в мире рекрутмента.

94% HR-специалистов отмечают позитивное влияние использования ATS на рекрутмент-процессы. А именно — на прозрачность и визуализацию, удобство аналитики и ускорение процесса подбора. Эти данные предоставила консалтинговая компания Capterra ещё в 2015 году. Осмелюсь предположить, что статистика не сильно изменилась, а ATS стали ещё удобнее и эффективнее.

2. AI-инструменты для поиска кандидатов

Далее к необходимым инструментам подключились различные платформы с базами IT-специалистов. Например, в Подборе — платформе для поиска IT-специалистов с 8+ млн резюме — есть AI-алгоритм, который анализирует поведение пользователя и предлагает более релевантных кандидатов.

По такому же принципу работают поисковые системы, ленты в социальных сетях и рекомендации внутри приложений.

3. ChatGPT и аналоги

Релиз ChatGPT от OpenAI буквально разделил жизнь на «до» и «после». Как и весь мир, рекрутеры начали активно использовать ChatGPT для составления вакансий, текстовых сообщений кандидатам и так далее.

Редактура персонализированного письма или вакансии, сгенерированных с помощью AI, занимает гораздо меньше времени, чем написание обеих форм с нуля.

По нашим подсчетам, на самостоятельное составление качественного письма кандидату уходит от 8 до 30 минут. В то время как Генератор Писем на базе ChatGPT в Подборе делает это за 15 секунд.

4. AI-сорсеры

С помощью нейронных сетей и AI-помощников можно не только написать кандидатам письмо или сообщение, но и найти их. Хоть и полного доступа в Интернет у инструментов на базе AI нет, обучаются они на данных, доступных всем пользователям.

Если не «докручивать» алгоритм и делать ошибки в промтах, может получиться нечто подобное — так perplexity выдал нам ссылку на девопсов-вахтовиков.

«Все большие языковые модели (LLM) — это сложный алгоритм, обученный на каком-то контексте, который имеет карту связей между теми или иными словами, предложениями, лексическими структурами.

Фактически это «попугай», который перескажет в деталях «Войну и Мир». Следовательно, никакого сознания у LLM нет, и, при просьбе найти что-то в интернете, алгоритм попытается зацепиться за совпадение вашего запроса и ссылок. Также работают и поисковики. Однако, если вы подробно объясните, как правильно составлять запрос (например, Х-Ray), то LLM как верный помощник будет делать почти то же самое.

Вот почему любой LLM я советую давать подробную инструкцию не только потому, что найти, но и как это найти. Касается это и промтов, и фундаментального обучения нейронки.»

Станислав Субботин, Data Scientist AI-сорсера Щавель

Как и в случае с ATS — тренд задают западные компании. Уже сейчас есть множество AI-решений, которые самостоятельно ищут кандидатов, общаются с ними и даже проводят интервью с помощью аватаров. Но, кажется, до последнего нам ещё очень далеко!

Как AI снижает затраты на поиск

Для начала разберемся, почему AI начали внедрять в этап сорсинга.

Сорсинг (или «холодный поиск») — это первый этап процесса найма, в котором компания начинает поиск кандидатов на вакансию. Его можно разделить на три подэтапа:

  • Определение стратегии поиска.
  • Поиск кандидатов и скрининг резюме. Если нет контактов — поиск контактов;
  • Первичная коммуникация с кандидатами (персонализированные письма).

«По нашим подсчетам, в среднем, рекрутер отправляет около 20-30 первичных писем в день. На этом коммуникация с кандидатом не заканчивается: рекрутеры задают уточняющие вопросы и отвечают на встречные, назначают первичные интервью.

Однако прежде чем вступить в диалог со специалистом, важно проанализировать резюме — это требует дополнительной экспертизы, времени.

И, в отличие от рекрутеров, обучить AI легче и быстрее. Кроме того, мощность алгоритмов сильно выше мощности человека, сами понимаете. Например, Щавель может отправить более тысячи первичных писем в день.»

Светлана Иванова, HR BPr AI-сорсера Щавель

Сорсинг занимает значительную часть времени рекрутеров. Чем больше объем найма, тем выше нагрузка на HR-специалиста либо больше штат сорсеров/рекрутеров. И то и другое сильно увеличивает затраты на наём.

Вcё это привело к разработке технологичных AI-решений, которые полностью автоматизируют процесс поиска и общения с кандидатами.

Как AI влияет на подбор и найм кандидатов:

  • Оптимизированный поиск

Алгоритм за секунды находит и анализирует профиль кандидата, тем самым снижая затраты на ручной поиск. Да, есть boolean search и X-Ray, но это по-прежнему отнимает очень много времени у рекрутеров.

А значит, AI за счет скорости может «отсмотреть» и проанализировать больше профилей кандидатов, чем рекрутер.

  • Повышенная точность подбора

В отличие от рекрутера, AI-алгоритм не устает. То есть, ни один привычный «человеческий» фактор не влияет на точность подбора.

Тут вполне уместен вопрос: «А как же бренд работодателя? Мы помним разлетевшийся мем про нейронку, которая написала код!»

<i>Источник: тг-канал «Кабачковая икра по акции» </i>
Источник: тг-канал «Кабачковая икра по акции» 

Можно ответить, что от этого никто не застрахован, но это не так. Уровень дозволенности AI контролируется, и зависит это от того, насколько Data Scientist ограничил AI в возможностях.

  • Автоматизация рутинных задач

Тут мы ещё раз вспоминаем про ATS, которые помогают вести кандидатов без многочисленных неудобных таблиц. В ближайшем будущем рекрутеры смогут гарантированно отдать AI все рутинные задачи. В том числе, этап сорсинга: поиск кандидатов, анализ резюме и опыта, первичную коммуникацию в мессенджерах.

В итоге AI не только сокращает финансовые затраты на наём, но и сокращает сам процесс найма. Рекрутеры тратят гораздо меньше времени на поиск, написание писем и коммуникацию с кандидатами.

Выводы

Как в любой статье про AI, скажу сразу: AI не заменит человека. Бояться этого точно не стоит.

AI — это друг и помощник рекрутера и сорсера. При правильном применении алгоритм ускорит этап сорсинга и усилит команду, освободив время на более важные задачи, требующие прямого вмешательства человека и креативного подхода. Важно научиться взаимодействовать с новыми инструментами, которые сделают жизнь лучше и освободят от рутины.

AI-сервисы дешевле любых других решений, потому что не нуждаются во вовлеченности человека: «под капотом» искусственного интеллекта только код, а не большая команда.

А что вы думаете об использовании AI в рекрутинге? Внедряете ли нейронки в рутинные задачи?

55
22
реклама
разместить
7 комментариев

Супер статья, Марк! 🙌🏻

3

Интересно, но непонятно, каким образом, происходит мэч кандидата и вакансии, посмотрел сайт щавеля, но так и не понял.

Герман, здравствуйте!

Щавель ведет поиск в 15 разных job-ресурсах, например: Stack Overflow, GitHub, LinkedIn и т.д.

Перед тем, как взять вакансию в работу, внутренний рекрутер брифует по профилю кандидата, а дальше мы настраиваем модель поиска, включая обязательные требования к релевантному профилю кандидата.

AI-алгоритм пишет релевантным кандидатам персонализированные сообщения, ведет коммуникацию и задает вопросы. Как только кандидат готов согласие на собеседование и ему интересна вакансия, мы передаем его компании. Они уже проводят HR-интервью.

1

Я так понимаю это работает только на разрабах?

Николай, здравствуйте!

Сейчас в основном ведем IT-вакансии, но также часто берем в работу digital-направление. Недавно закрыли нашим клиентам вакансию маркетингового аналитика :) А также работали над вакансиями продуктовых дизайнеров.

1

Комментарий удалён модератором

Ну так джунов после курсов навалом, но они мало кому нужны, ресурсов на их обучение у компаний нет. Ну и зарплаты сейчас не назовешь низкими.