Технологический словарь коммерческого директора – что нужно знать об ИИ и особенностях автоматизации отделу продаж в 2024 году

Всем привет! На связи Анастасия Архипова – сооснователь и CEO AI-стартапа HyperSales. Вместе с командой мы разрабатываем инструмент, который избавляет бизнес от рутины продаж, автоматизируя процессы от первого касания до заключения сделки. Читайте мой блог – узнайте, как AI уже сегодня помогает увеличивать продажи и освобождать время для стратегических задач!

Успешная продажа — быстрая продажа. Но как провести сделку качественно, без потери лида? Для многих компаний ответ на этот вопрос — автоматизация. По данным Exploding Topics, 76% компаний уже используют автоматизацию в маркетинге. Тот же тренд актуален для продаж. Для качественной автоматизации бизнес использует новейшие дополнения своего технологического стека, в том числе нейросети. Чтобы понять, как пользоваться всеми этими инструментами, нужно “знать матчасть”. Тогда и процессы будут выстроены грамотно.

Технологический словарь коммерческого директора – что нужно знать об ИИ и особенностях автоматизации отделу продаж в 2024 году

Основные термины и технологии

1. Martech (Marketing Technology)

Martech — технологии для решения задач маркетинга. Они упрощают и автоматизируют привлечение лидов. Для сегодняшних задач маркетинга актуальны следующие инструменты:

  • CRM-системы;
  • E-mail-маркетинг;
  • SEO-оптимизация запросов;
  • SMM и социальные сети.

С подобными решениями у компании появляется возможность:

  • Лучше понимать своих потенциальных покупателей, правильно их квалифицировать;
  • Создавать персонализированные под клиента обращения и варианты услуг;
  • Оценивать качество проводимых сделок;
  • Отслеживать обратную связь лидов по своему продукту.

Сегментация и персонализация увеличивает доход от e-mail-маркетинга, как показывают данные Forbes.

2. Salestech (Sales Technology)

Salestech — технологии для автоматизации продаж. Компании внедряют их для повышения эффективности продаж, доверия клиента и темпа заключения сделок. Инструменты Martech отделы продаж также используют в работе. Стек Salestech чаще всего имеет:

  • Чат-боты: для круглосуточного и быстрого общения с клиентами;
  • CRM-системы: для отделов продаж это многофункциональные платформы, где менеджеры по продажам ведут отчетности, связываются с клиентами и прогнозируют сделки;
  • E-mail-рассылки: в продажах важна персонализация и ведение клиентов до закрытия сделки. Сегментация лидов позволяет делать рассылки более точечно, а анализ поведения клиента — доводить сделки до продажи продукта;
  • Инструменты предиктивной аналитики: предсказывают ход сделки и поведение клиента или менеджера.

Развитый стек Salestech позволяет:

  • Грамотно перераспределять силы агентов на закрытие сделок;
  • Экономить силы сотрудников;
  • Получать больше квалифицированных лидов;
  • Автоматически вести воронку продаж;
  • Увеличить удержание клиентов.

Для увеличения конверсии продаж 79% специалистов по продажам используют или планируют внедрить аналитику продаж. При этом в каждом из перечисленных инструментов используют ИИ.

3. Нейросети

Нейросетями или искусственным интеллектом принято называть программы и модели, которые обучаются на основе данных. По своей работе и структуре они напоминают человеческие нейронные связи. В работе компаний этот принцип помогает автоматизировать рутинные процессы. В частности нейросети помогают:

  • Создавать идеи и гипотезы по продвижению продукта;
  • Предсказывать поведение клиентов и сотрудников;
  • Формировать отчеты из данных, делать полезные для компаний выводы;
  • Создавать увлекательный обучающий контент;
  • Автоматически заполнять формы и данные о клиентах.

На 2024 год 81% отделов продаж инвестирует в ИИ. Для бизнеса полезны нейросети разных типов:

  • Популярные генеративные решения (ChatGPT, Midjourney). Они выполняют широкий диапазон задач. Нейросети часто используют для наработок визуальных и текстовых идей. Конкретные задачи для бизнеса, вроде написания кода, нейросети часто выполняют неправильно;
  • Специализированные решения (NER, SpaCy). Помогают компаниям решить конкретную задачу. Требуют затрат на инфраструктуру и обучение. Функционал разнообразен: от маркировки частей речи в тексте до сбора данных о конкурентах (как у инструментов от IBM).

Рост программ с использованием ИИ существенный. В мире ежегодный рост специалисты оценивают в 31,7%. В России с 2022 по 2023 год количество ПО увеличилось с 10 до 139.

Как понять, что бизнесу пора использовать новые технологии?

Автоматизация должна происходить после тщательного анализа, зачем ее делать. В противном случае компания нерационально потратит средства. Если компания понимает, что можно делать лучше — это повод искать новые решения. Бизнесу полезно ответить на следующие вопросы:

  • Довольны ли мы текущей выручкой компании?
  • Эффективно ли обрабатываются входящие заявки? Каковы конверсии в них? Сколько мы теряем из-за того, что конверсия не 100%?
  • Работает ли команда над реактивацией? Какая доля спящих лидов обрабатывается? С какой конверсией в продажу?
  • Эффективно ли мы работаем с холодными базами?
  • Насколько эффективно работают менеджеры? Корректны ли они? Следуют ли скриптам? Знают ли все о продукте? Выкладываются в каждом диалоге с клиентом на максимум?
  • Насколько качественно заполняется CRM? Вся ли информация о клиентах хранится в базе?
  • Как долго нужно искать нового менеджера отдела продаж? Сколько длится его погружение и обучение? Сколько мы на этом теряем?
  • Какова текучка? Сколько менеджеров уходят сами, как быстро? Сколько приходится уволить из-за плохой эффективности?

Любой отрицательный ответ на вопрос — повод задуматься над автоматизацией. К 2025 году 80% продаж в В2В секторе будут использовать цифровые инструменты, в том числе ИИ.

Технологический словарь коммерческого директора – что нужно знать об ИИ и особенностях автоматизации отделу продаж в 2024 году

Итак, мы выяснили:

  • Martech и Salestech решения тесно связаны. Они улучшают работу в маркетинге и продажах засчет автоматизации процессов;
  • ИИ-решения помогают автоматизировать процесс. Нейросети влияют на качество и количество сделок. Это дает конкурентное преимущество и лучшую конверсию;
  • Внедрение новых решений происходит согласно задачам и запросам компании. Анализ показателей и неудовлетворенность ими — повод задуматься о новых решениях;
  • Не всегда отсутствие продвинутой цифровизации — препятствие к цифровым решениям. Главное, чтобы к новинкам в стеке была готова команда.

Основные рекомендации для работы с инструментами:

  • Не гонитесь за популярными решениями;
  • Убедитесь, что конкретное решение подходит вашим актуальным задачам;
  • При необходимости — проведите обучение команды перед внедрением инструмента;
  • Не полагайтесь на инструмент полностью — человека они пока не заменят;
  • Не перегружайте свой стек множеством решений;
  • Укрепляйте доверие клиентов — тогда повысится их квалификация как лида.

Сколько из перечисленных здесь терминов вы ещё не знали? А что уже актуально для вашего бизнеса? Расскажите об этом в комментариях и подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в теме всех актуальных трендов продаж и маркетинга.

О HyperSales
Инструмент для полной автоматизации рутинных задач в продажах на базе собственной нейросети
55
22
Начать дискуссию