Регулирование ИИ в Европе и США: сходства и различия

Я всерьез увлечен темой ИИ и внимательно слежу за тем, как разные страны осуществляют законодательное регулирование этой сферы. Это важно, поскольку быстрое развитие технологий открывает компаниям и пользователям нейросетей реально крутые возможности, но одновременно несет в себе серьезные риски. В первую очередь к ним относятся проблемы с защитой данных, этические противоречия и даже угрозы национальной безопасности. В Европе и США эти риски регулируются по-разному. Предлагаю сравнить их и разобраться в отличиях.

Регулирование ИИ в Европе и США: сходства и различия

Особенности регулирования ИИ в Европе

Европейский союз подходит к регулированию ИИ с позиции защиты прав человека. Акт об искусственном интеллекте, сокращенно AI Act, который вступил в силу в конце марта 2024 года, основывается на рискоориентированной модели. Все ИИ-технологии AI Act классифицирует по уровням риска:

  • Неприемлемый риск. Полностью запрещены модели, которые присваивают социальный рейтинг или распознают лица в реальном времени.
  • Высокий риск. Охватывает ИИ-системы для здравоохранения, образования и правоприменения. Такие технологии должны проходить строгую сертификацию.
  • Ограниченный и минимальный риск. Включает чат-боты и рекомендательные алгоритмы, для которых требуется только базовая прозрачность.

Кажется, весь потенциал нейросетей в управлении персоналом Евросоюз использовать не сможет, а ведь он так эффективен! Про три реальных кейса вы можете узнать из статьи «Как российский бизнес использует ИИ в HR».

Особое внимание AI Act уделяет защите данных: он обязывает компании раскрывать, как ИИ принимает решения, чтобы исключить дискриминацию и манипуляцию.

Например, от разработчиков ИИ для анализа данных о клиентах в розничной торговле могут потребовать доказательства того, что система не создает скрытые барьеры для определенных групп людей. Когда я изучал этот закон, меня особенно впечатлило, как Евросоюз ограничивает применение технологий для массовой слежки и вторжения в частную жизнь.

Однако критики указывают, что такие жесткие рамки замедляют внедрение передовых технологий. Особенно сложно придется стартапам, у которых редко есть ресурсы для соответствия всем законодательным требованиям.

Особенности регулирования ИИ в США

В отличие от ЕС, США делают ставку на поддержку инноваций. Указ президента, подписанный в октябре 2023 года, задает стратегию регулирования искусственного интеллекта и акцентирует внимание на ключевых направлениях:

  • Безопасность данных. Разработчики ИИ обязаны проводить проверки кибербезопасности.
  • Ответственность. Создатели генеративных моделей должны принять все меры, чтобы их алгоритмы не создавали незаконный контент.
  • Прозрачность. Разработчики высокорисковых систем должны раскрывать данные о том, как их модели ИИ принимают решения.

Особенность американского подхода — акцент на добровольные стандарты. Например, разработчикам дают рекомендации по тестированию моделей на дискриминацию, но это не обязательное требование.

Важным преимуществом регулирования ИИ по версии США я считаю его гибкость. Она помогает компаниям быстрее внедрять инновации и не преодолевать в процессе многочисленные бюрократические барьеры. Когда я сравнивал эту модель с европейской, то понял, что такой подход дает весомые конкурентные преимущества американским стартапам, хотя и увеличивает риски для пользователей.

Сходства и различия подходов Европы и США

К общим чертам в регулировании ИИ в Евросоюзе и за океаном можно отнести два момента:

  • Важность регулирования для защиты данных и этики.
  • Ответственность разработчиков — основной принцип.

Главных отличия тоже два:

  • ЕС делает упор на строгие регламенты, а США предпочитают гибкие рекомендации.
  • Европейский подход более жесткий, нацелен на защиту пользователей, но замедляет развитие технологий. Американский — более лояльный, но создает больше рисков.

Регулирование ИИ — неизбежный и необходимый шаг к созданию безопасного и прозрачного будущего. Для бизнеса это возможность демонстрировать ответственность, а для пользователей — гарантия защиты личных данных и прав человека.

Интересный случай был у меня в работе с ChatGPT. Нейросеть однажды отказалась переводить одну стать — сказала, что контент в ней слишком шокирующий. А ведь OpenAI — американская компания, да и по классификации Евросоюза не рискованная. Как думаете, цензура — политика компании, или это необходимость на таком уровне распространенности? Доступ к нейросети я, кстати, получил через JDAI Hub на сайте JustDoAI.

Скажу о себе: когда я стал изучать подходы к регулированию ИИ и его необходимости в целом, то понял, что правила — не барьер на пути прогресса, а способ выстроить доверительные отношения между обществом и разработчиками ИИ-моделей. В конце концов, ответственное отношение компаний к своим продуктам и уважение к правам пользователей ИИ идет на пользу всей отрасли.

11
Начать дискуссию