Как «подружиться» с нейросетью и использовать ее в маркетинге?

Кто пользуется нейросетями? Какие есть сценарии использования? Как нейросети используются в маркетинге? На эти вопросы ответили представители программы онлайн-магистратуры от Яндекс и онлайн-кампуса НИУ ВШЭ «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом».

Еременко Дмитрий
Академический руководитель онлайн-магистратуры НИУ ВШЭ «ИИ в маркетинге и управлении продуктом»
Юлиана Нам
Преподаватель программы онлайн-магистратуры НИУ ВШЭ «ИИ в маркетинге и управлении продуктом»

Есть ли спрос на нейросети?

По данным «Нейростат», интерес к нейросетям вырос в 15 раз с 2022 года. За два года как профессионалы, так и обычные пользователи стали все больше интересоваться этими технологиями.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fya.ru%2Fai%2Fstat&postId=1692832" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Нейростат</a>. Статистика знания и использования генеративных нейросетей 
Нейростат. Статистика знания и использования генеративных нейросетей 

Наиболее популярные функции ИИ сегодня — генерация текста и изображений. Что касается текстовой генерации, статистика показывает, что 63% россиян от 18 до 65 лет уже знают об этой технологии, и более половины из них активно используют ее в работе и жизни. Генерация изображений тоже востребована, о ней знает 77% россиян, однако только 28% ее используют для решения каких-либо задач, поэтому подобные решения немного уступают инструментам для создания текста. Эта статистика достаточно динамична, и можно предположить, что показатели продолжат расти.

Сейчас нам доступно огромное количество интерфейсов, которые интегрированы в нашу жизнь: чат-боты, открытые интернет-сервисы. Нам больше не нужно пытаться получить доступ к нейросетям, через какие-либо сложные пути. Процент аудитории, которая внедряет нейросети в свою жизнь, будет с каждым месяцем лишь увеличиваться.

Сценарии использования

Большая часть пользователей (70%) рассматривает нейросети как инструмент для решения непосредственно практических задач, 21% же используют технологии для развлечения.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fya.ru%2Fai%2Fstat&postId=1692832" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Нейростат</a>. Статистика знания и использования генеративных нейросетей 
Нейростат. Статистика знания и использования генеративных нейросетей 

Самый популярный сценарий использования текстовых нейросетей — это помощь ИИ для решения проблемы «чистого листа». Они помогают облегчить задачи в области написания рассылок, постов и прочего текстового контента. Зачастую креативная составляющая, например, при запуске нового проекта, вызывает некие вопросы на старте, когда нужно придумать несколько гипотез, описаний проекта под разные целевые аудитории. Делегирование некоторых задач нейросети позволяет намного быстрее справиться с этой работой, сэкономив время, которое можно потратить на стратегические вопросы.

Второй самый популярный запрос к нейросети — это помощь с поиском ответа на вопрос. Пользователи начали использовать нейросети как продвинутый поиск, что привело к трансформации Яндекс Браузера (интеграция режима Нейро), где в поисковой строке вы можете получить как классический ответ, так и ответ с применением нейросетей.

Подавляющее большинство пользуется генерацией изображения по текстовому запросу, как правило, для решения быстрых запросов, направленных на создание «картинки» для сайта, социальных сетей, обновления уже существующих визуальных объектов и прочее.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fya.ru%2Fai%2Fstat&postId=1692832" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Нейростат</a>. Статистика знания и использования генеративных нейросетей 
Нейростат. Статистика знания и использования генеративных нейросетей 

Все сценарии — это зачастую вопросы, которые стоят на стыке между работой и развлечениями.

Кто пользуется нейросетями?

Если рассматривать статистику по возрастам, то мы обнаружим интересные данные. Как оказалось, нейросети — это не только новомодный инструмент для молодежи, к ним обращается и аудитория старше 55 лет.

От 18 до 24 лет — аудитория студентов (бакалавры, магистры, отчасти аспиранты). Чаще всего эта возрастная группа использует технологии для создания презентаций, написания студенческих работ и решения учебных задач. Благо нейросети очень быстро научились это делать качественно.

От 25 до 34 лет — сотрудники компаний или молодые предприниматели. Их интересует создание карточек товаров, коротких видео и генерация названий для брендов. Происходит взросление аудитории, следовательно, изменяются задачи, которые они ставят перед нейросетями.

От 35 до 44 лет — самыми популярными запросами являются написание постов в социальных сетях, создание дизайна интерьеров и опять же создание карточек товаров. Это уже повзрослевшая аудитория, поэтому к рабочим задачам прибавляется желание получить от нейросети помощь еще и в бытовых вопросах.

От 45-54 — в данной возрастной категории сохраняется тренд на использование ИИ для бытовых и рабочих задач продолжается, но к ним подключаются и ностальгические моменты: обработка и восстановление старых фотографий, оцифровка архива и прочее.

55 лет и старше — лидирует запрос на замену лиц на фото и видео. Интересный факт, что более старшее поколение использует нейросети, чаще всего, в развлекательных целях.

С чего начать использование нейросетей?

Для успешного начала работы с нейросетями важно следовать трем основным шагам.

Определите цели и задачи. Как и в любом проекте, прежде всего, необходимо ясно понимать, что именно вы хотите достичь. Это поможет подобрать подходящие инструменты и платформы.

Оцените возможности и составьте список инструментов. Важно помнить, что нейросети не волшебные решения для всех проблем. Они ограничены в функционале и лучше всего работают, когда задачи четко сформулированы и реалистичны. Найдите, какие нейросети могут подойти под ваши задачи. Об этом можно спросить в том же GPT.

Тренируйтесь и экспериментируйте. Работа с нейросетями требует практики. Чем больше вы экспериментируете и уточняете запросы (промты), тем лучше будут результаты. Не бойтесь пробовать разные подходы и нарабатывать опыт — именно так приходят навыки работы с искусственным интеллектом.

Как «подружиться» с нейросетью и использовать ее в маркетинге?

Важно помнить, что нейросеть не сделает все за вас. Она поможет вам, безусловно, выполнить ряд задач, особенно рутинных, но при всем при этом важно немного поменять свое мышление — научиться мыслить промтами. Нам всем стоит научиться понимать, как правильно ставить задачи нейросетям, чтобы получить хороший результат.

ИИ в маркетинге

Во-первых, ИИ поддерживает персонализацию контента, анализируя огромные массивы данных и предлагая рекомендации, соответствующие интересам пользователя. Эти функции, знакомые нам по стриминговым платформам и маркетплейсам, позволяют рекомендовать пользователям наиболее релевантный контент или товары на основе их предпочтений и истории действий. Все это, безусловно, работа искусственного интеллекта. Во-вторых, нейросети дают маркетологам более глубокие знания о клиентах. С их помощью компании могут оперативно обрабатывать данные, создавать персонализированные предложения, выстраивать правильную системную коммуникацию. Например, для этого используют чат-ботов, которые позволяют персонализировать общение с клиентом при сервисной коммуникации, где необходима поддержка. На основе исторических данных можно достаточно быстро обучать любые чат-боты и сервисы, которые помогут быстро и четко отвечать пользователям, тем самым снижая время ожидания. Следовательно, это приводит к повышению уровня сервиса и росту лояльности.

Также нейросети неплохо справляются с креативными вопросами, такими как создание текста, изображений и прочего, что значительно облегчает жизнь маркетологам при промышленном масштабе таких задач. Исходя из этого, в сервис Яндекс Рекламы были внедрены возможности создания креативов, изображений, описаний карточек товаров. Это позволяет буквально за 15-20 секунд получить креативы для рекламного объявления, которое будет достаточно успешно продвигать компанию и ее услуги.

Помимо контентной части, ИИ может частично взять на себя следующие функции в маркетинге:

  • Оптимизация воронки продаж. ИИ может отслеживать поведение пользователей на каждом этапе воронки продаж и предлагать действия или улучшения для повышения конверсий.
  • Динамическое ценообразование. Использование ИИ для анализа рыночных условий, конкуренции и поведения клиентов для установления адаптивных цен и создания персонализированных предложений.
  • Оценка узнаваемости бренда. ИИ анализирует упоминания бренда в социальных сетях, отзывы и тренды, чтобы реагировать в реальном времени или прогнозировать потенциальные кризисы.
  • A/B тестирование в реальном времени. Автоматизация тестирования различных креативов, текстов, дизайна или предложений с быстрым определением эффективного варианта.
  • Креативная стратегия. Использование ИИ для анализа лучших практик в контенте конкурентов и формирование рекомендаций для разработки новых креативов.
  • Оптимизация медиа-планирования. ИИ может распределять бюджеты между каналами наиболее рационально, основываясь на ROI разных платформ.

Помимо этого, технологии могут помочь и с подготовкой маркетинговой стратегии:

  • Аналитика данных. Анализ огромных объемов информации о целевой аудитории, покупке продуктов, пользовательских предпочтениях и трендах. Выявление скрытых закономерностей и новых точек роста.
  • Прогнозирование трендов и поведения. ИИ может проанализировать данные рынка или ваши данные, чтобы предсказать, как изменятся рыночные условия и предпочтения клиентов в будущем.
  • Проверка стратегических решений. ИИ позволяет моделировать различные варианты и предсказать результаты различных стратегий еще до их внедрения.
  • Сочетание креатива и данных. ИИ может предложить оригинальные идеи для маркетинговых активностей, которые основываются на анализе данных, например, новых сегментов аудитории.

И, конечно, искусственный интеллект существенно ускорит процесс проверки маркетинговых гипотез благодаря быстрой обработке данных, генерации идей и контента, а также качественного разделения аудитории для тестирования.

Все варианты использования ИИ в сфере маркетинга формируют определенные тренды. Самый главный - это персонализация не только по демографии, но и с учетом ценностей, привычек и психотипов. Также можно выделить применение умных рекомендательных систем подобно тем, что предлагают музыкальные и стриминговых сервисы. А также рост количества сервисов для автоматизированного маркетинга, которые способны запускать, отслеживать и оптимизировать рекламные кампании.

Что делать маркетологам?

Расширять знания об ИИ. Сейчас самое время обучиться основам работы с искусственным интеллектом и узнать про его ограничения, чтобы эффективно использовать его возможности в работе.

Начинать с малого. Внедряйте ИИ в решение простых задач (например, автоматизация письма или анализ данных) прежде чем переходить к более сложным процессам.

Определять цели. Не стоит внедрять ИИ без четкого понимания того, как именно он может помочь с решением конкретной бизнес-задачи.

Не бояться исследовать технологии. Задавайте как можно больше вопросов. Постоянно тестируйте новые формулировки, подходы и сервисы, чтобы находить наилучшие варианты.

99
Начать дискуссию