Нужна ли ИИ помощь человека?
После волны увольнений из-за автоматизации бизнес столкнулся с новой проблемой: ИИ часто ошибается и требует контроля. В результате компании массово нанимают специалистов для корректировки и обучения алгоритмов.
О том, почему без человека все еще не обойтись, рассуждает руководитель лаборатории ИИ Школы СКОЛКОВО Александр Диденко:
Скорее всего, компании не нанимают «новых» людей — они переоформляют отношения со старыми сотрудниками, закрепляя за ними новые обязанности. Это дешевле, а нужные компетенции уже есть.
Почему так происходит — и можно ли назвать это шагом назад? На мой взгляд, нет. Парадокс в том, что ИИ легко осваивает сложные когнитивные задачи — речь, логику, структурирование текста. Но то, что считается «простым»: здравый смысл, понимание контекста, формулирование целей, дается ему куда сложнее.
Например, кажется, что решить проблему с неработающей функцией в приложении — пустяк, достаточно подключить базу знаний к боту. Но на практике все иначе — каждый запрос уникален. Сотрудник поддержки каждый раз вместе с клиентом заново конструирует проблему, которую «голая логика языка» ИИ не распознает, потому что не может построить себе сама.
Поэтому сейчас ключевая задача — «перевести» в цифровую среду сложное умение человека создать себе ситуативное знание под задачу. Именно этим и займутся так называемые «ИИ-корректоры» — они научат алгоритмы работать с реальными задачами и передадут человеческие умения своим кремниевым наследникам.