В Альфа-Банке уже создали 800 приложений с помощью ИИ — и не собираются останавливаться

Для сотрудников открыли доступ к сервису, где каждый может сделать нейропомощника для своей работы.

В Альфа-Банке уже создали 800 приложений с помощью ИИ — и не собираются останавливаться

Двигать ИИ-инновации в бизнесе невозможно, если нейросети использует узкий круг сотрудников, например, только ИТ-специалисты. Потенциал ИИ-сервисов раскрывается на максимум тогда, когда каждый сотрудник — от стажёра службы поддержки до владельца продукта — понимает, чем ему могут быть полезны инструменты ИИ и как их применять.

В Альфа-Банке подошли к вопросу системно — и создали среду, в которой сотрудники изучают, как с помощью ИИ экономить силы и время, и сразу применяют знания на реальных задачах. Сердцем этой системы стал сервис Alfa AI, который запустили в сентябре 2025 года.

Alfa AI открывает прямой доступ к нейросетям, растущему каталогу приложений, а также позволяет работать с файлами и чувствительными данными. Специальные навыки не нужны: всё просто и понятно даже для новичков — с дружелюбным интерфейсом и онбордингом. Сервис помогает писать тексты, анализировать показатели, суммаризировать данные, генерировать изображения, принимать экзамены — и не только. А если нужного решения ещё нет, пользователь может создать своё ИИ-приложение и поделиться им с коллегами.

Пользоваться сервисом может любой сотрудник банка — бесплатно и без ограничений.

«Мы как Data-driven компания хотим сделать ИИ частью всех бизнес-процессов, поэтому открыли доступ к нейросетям для всех сотрудников. Как именно специалист будет использовать Alfa AI — не имеет значения: главное, чтобы появился навык работы с ИИ. Когда этот навык есть, возникает и желание оптимизировать свои рабочие задачи».

Елена Гаврина, лидер HR Tech

Как всё работает

В Альфа-Банке уже создали 800 приложений с помощью ИИ — и не собираются останавливаться

Alfa AI реализовали на базе собственной ИИ-платфомы банка AlfaGen. В основе сервиса — 7 больших языковых моделей, и это лучшие LLM на мировом рынке прямо сейчас.

«Модели развёрнуты в контуре банка на наших серверах. Такое решение в три раза ускоряет работу нейросетей и позволяет безопасно использовать любые данные, включая чувствительные. Так как данные не выходят за контур банка — риска утечек внутренних документов нет».

Дмитрий Манафов, руководитель по развитию продукта Alfa AI

Сотрудники используют Alfa AI на корпоративном портале Alfa People. Чтобы запустить чат с нейросетью, достаточно одного нажатия — оформлять заявки и ждать согласований не нужно.

Там же доступна программа обучения работе с инструментами ИИ. Она разделена на три уровня:

  • Базовый — новички знакомятся с основами и учатся составлять промпты для типовых задач.
  • Фокусный — помогает получить специфичные навыки для решения профессиональных задач и внедрить ИИ в рабочую рутину.
  • Продвинутый — сотрудники прокачивают скиллы в работе с нейросетями и становятся амбассадорами ИИ-решений в банке.

Также в сервисе работает система приложений — готовых наборов промптов для решения конкретной задачи. Глобально приложения делятся на два типа: системные и пользовательские.

Системные приложения

Системные приложения встроены в Alfa AI по умолчанию. Они решают самые частые запросы: составить описание вакансии, сгенерировать изображение, отредактировать письмо или коммерческое предложение. Всё это — по стандартам банка. Например, можно написать черновик делового письма своими словами, загрузить в приложение — и получить оформленный текст без ошибок.

Самое популярное приложение — Анализ файлов. К нему обращаются 42% пользователей. Туда можно выгружать договоры, отчёты, графики, таблицы и другие документы, чтобы получить выжимку или выделить закономерности. Например, аналитики Альфы теперь получают сводку по набору данных в один запрос и уделяют время погружённому анализу вместо того, чтобы самостоятельно писать формулы в Excel.

Пользовательские приложения

Эти приложения создают сами сотрудники. Только за первую неделю работы в Alfa AI появилось 550 таких приложений.

Функции — самые разные: от игр-тренажёров для обучения специалистов до всевозможных помощников. Благодаря одному из них специалисты службы поддержки пишут ответы клиентам за 10 секунд вместо нескольких минут, как было раньше.

Какие приложения создают пользователи

В Альфа-Банке уже создали 800 приложений с помощью ИИ — и не собираются останавливаться

Экзаменатор для контакт-центра

Прежде чем приступить к работе, специалисты контакт-центра сдают экзамен на знание продуктов банка. Раньше испытания проводил опытный наставник: он играл роль клиента и задавал в чате типичные вопросы, с которыми обращаются в службу поддержки. По итогам эксперт заполнял бланк и подсчитывал баллы.

Теперь эту часть работы берёт на себя приложение в Alfa AI. Экзаменационные вопросы задаёт бот, а затем система автоматически анализирует скорость и качество ответов — наставнику остаётся только проверить результаты.

«Оценка, которую по итогам экзамена ставит ИИ, в 98% случаев совпадает с оценкой, которую поставил бы наставник. Благодаря приложению эксперт экономит время, которое может посвятить обучению менее опытных сотрудников и другим задачам. Автоматизация исключает риск субъективной оценки и технических ошибок, например, при заполнении бланков. А ещё мы отметили эмоциональную составляющую: новички переживают меньше, чем на экзамене с человеком».

Виктор Забалуев, руководитель Департамента дистанционной поддержки клиентов

Аналитик Voice of the Customer — голоса клиента

Чтобы следить за обратной связью клиентов, руководители групп контактного центра регулярно изучают выгрузки по своим сотрудникам: разбирают причины негатива, статусы завершения диалогов и ещё десятки показателей.

Если раньше таблицы с данными анализировали вручную, теперь это можно доверить нейросети — и за несколько секунд получить всю нужную информацию. Например, система может выявить топ-10 причин негатива, проанализировать оценки диалогов, построить тренды по каждому оператору и предложить варианты дополнительного обучения по темам, в которых он проседает.

«Мой рабочий день начинается с оценки показателей. Ручной анализ занимает несколько часов, а в это время нужно ещё проводить созвоны и помогать коллегам. Сейчас я занимаюсь другими, не менее важными делами, пока Alfa AI проводит анализ за меня. Ещё сервис подсказывает, на какие показатели обратить внимание и что можно улучшить в нашей работе именно сегодня».

Полина Оха-Мук, начальник отдела дистанционного контакт-центра цифровых каналов

Тренажёр по продажам инвестпродуктов

Приложение создано для обучения специалистов по продаже инвестиционных продуктов, но на самом деле его можно использовать для любых розничных продуктов банка: от вкладов до кредитов. Тренажёр помогает отрабатывать скрипты продаж, выявлять слабые места в знаниях о продукте и лучше понимать возражения клиентов.

«Мы постоянно обучаем наших сотрудников новым навыкам. На это уходит много времени, и наша рабочая группа по внедрению ИИ автоматизировала процесс с Alfa AI. Сотрудники тренируются с ИИ-моделью, которая полностью моделирует процесс общения с клиентом. Это именно тренажёр, а не просто чат-бот — его функционал гораздо шире. Приложение помогает и новичкам, и опытным специалистам, которые начинают продавать новый для себя продукт и хотят понять, как выстраивать с ним работу».

Виктория Сластухина, руководитель экспертной поддержки продаж сети в Альфа-Банке

Первые итоги и планы по развитию

В Альфа-Банке уже создали 800 приложений с помощью ИИ — и не собираются останавливаться

Только за первые две недели работы на платформу зашли более 10 тысяч сотрудников банка. Они обработали четыре тысячи файлов, сделали четыре миллиона запросов и создали 829 приложений.

Всё это — только начало: у команды Alfa AI большие планы по развитию проекта. Например, недавно сервис интегрировали с общебанковской базой знаний. Теперь система работает не с отдельными файлами по каждой задаче, а сразу со всем массивом внутренних данных банка. Это улучшит качество работы Alfa AI и поможет реализовывать с помощью сервиса большие проекты, такие как обучающие курсы.

В ближайшие месяцы команда планирует ещё три больших обновления:

  1. Доступ к внешним моделям, которые нельзя развернуть локально. Чувствительные данные при этом по-прежнему будут оставаться в контуре банка.
  2. Alfa AI будет доступен не только в веб-версии, но и в мобильном приложении Alfa People.
  3. Автоматическая генерация презентаций. Создание презентаций — неотъемлемая часть работы многих специалистов банка. Все они хотят ускорить этот процесс.

«Технологии, основанные на использовании ИИ, развиваются очень стремительно и становятся частью как бизнеса, так и нашей повседневной жизни. Мы очень гордимся первыми результатами нашей работы и в особенности тем, что смогли предоставить доступ к ИИ-инструментам каждому сотруднику Альфа-Банка. Впереди очень много работы по обучению, популяризации, внедрению в бизнес-процессы, но — первые шаги уже сделаны».

Дмитрий Манафов, руководитель по развитию продукта Alfa AI
37
12
9
3
36 комментариев