«Самое сложное — это понятно объяснить, чем я в принципе занимаюсь»

Как победители стипендиальной программы Альфа-Шанс преподают нотную грамоту незрячим детям и бросают вызов Илону Маску.

Весной мы узнали новых победителей ежегодного конкурса Альфа-Шанс, стипендиальной программы, в рамках которой Альфа-Банк награждает талантливых студентов со всей страны. В этом году в конкурсе приняли участие более 2000 человек из 50 городов России. Мы поговорили с триумфаторами последнего Альфа-Шанса о том, что было сложнее всего при составлении заявки, с какими трудностями они сталкиваются в своей научно-исследовательской деятельности, и зачем им нужен грант от Альфа-Банка.

Как участники узнали о программе Альфа-Шанс

…и что им придавало уверенности в возможной победе.

Программа Альфа-Шанс существует уже 29 лет, и за это время она успела превратиться из московской инициативы в федеральный проект. Ежегодно члены экспертного совета определяют студентов, которые лучше всех презентовали себя и рассказали не только о своей научной деятельности, но и о жизненных целях, увлечениях и мечтах. Принять участие в программе может любой студент российского государственного вуза, который учится на 3, 4 и 5 курсах бакалавриата или на последних курсах специалитета. Многие из них следят за конкурсом на протяжении нескольких лет.

Данил Косихин

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 3 курс. Разрабатывает портативную нейрогарнитуру для считывания сигналов головного мозга.

— Я участвую второй год подряд, несмотря на то, что сейчас я на третьем курсе. В первый раз я подавался вместе со своим университетским товарищем, который учится на том же направлении, но на год старше. В социальных сетях увидели объявление и решили вместе податься. В этом году я уже решил попробовать свои силы самостоятельно, и у меня получилось, чему я очень рад. Мне нравится то, что я делаю, нравятся инженерные задачи, которые нужно решать в рамках проекта. Я понимал, что если я по пути куда-то подамся и выиграю — отлично, не выиграю — значит опыт будет.

Карина Смирнова

Московский городской педагогический университет, самарский филиал, 3 курс. Хочет пройти обучение в российской кинологической федерации по танцам с собаками и продолжить популяризацию кинологического спорта в стране.

— О конкурсе узнала в одной из самарских групп в ВК, ещё на втором курсе, и точно настроилась подавать заявку в будущем. Уверенности придавали мои разносторонние увлечения и успехи в них. А ещё именно на третьем курсе, благодаря аккредитации самарской региональной федерации кинологического спорта, я смогла официально участвовать на всероссийских соревнованиях, и получить звание мастера спорта! И это именно наши заслуги — мои и моих собак.

Евгения Тягушева

Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 4 курс. Занимается исследованиями в области определения нарушения сердечно-сосудистой системы у младенцев.

— О конкурсе Альфа-Шанс я узнала совершенно случайно. Как обычно и бывает в таких историях, за три дня до окончания подачи документов. Был поздний декабрьский вечер, когда я вдруг решила перед сном поискать информацию с ключевым словами «гранты, медицина, 2024». И на третьей странице нашла ссылку на стипендиальную программу. Ознакомилась и поняла, что, скорее всего, студенту медицинского института здесь не совсем место, и благополучно закрыла вкладку. Но на следующий день мне всё же не давало покоя прочитанное. Уверенности именно в победе, конечно, не было. В связи с этим изначально двигало олимпийское правило —«главное не победа, а участие». А ещё опыт и возможность быть оцененным компетентными членами жюри.

Что было сложного при подаче заявки на Альфа-Шанс

…и о чём участники не успели рассказать экспертной комиссии.

Стать участником очень просто — достаточно подать онлайн-заявку с мотивационным письмом или небольшим видео. Студенту нужно в свободной форме рассказать о себе, своих проектах и увлечениях, а также приложить любые подтверждения своих успехов, например, грамоты или сертификаты. Впрочем, одна сложность все же есть. Победители отмечают, что иногда невозможно уместить все свои достижения в пару минут.

Евгения Тягушева

— Больше всего меня интересовало и волновало видео для видеовизитки. Необходимо было вставить как можно больше визуализации деятельности, которой ты живешь — учёба, наука, педиатрия. Единственное, не смогла запечатлеть на видео маленькие отрывки игры моей волейбольной команды, не хватило времени.

Булат Минуллин

Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 3 курс. Занимается продвижением инклюзивного образования, обучает нотной грамоте незрячих, планирует приобрести необходимые материалы и инструменты для обучения.

— При подаче заявки сложнее всего было уложиться в определённые параметры, но мы с этим справились. Хотя о каких-то достижениях я всё же не успел рассказать. Например, в 2016 году я выступал с Казанским камерным оркестром La Primavera, играл концерт Баха для клавира с оркестром, для меня это важное и знаковое событие. Также много достижений связаны с ансамблем «НеЗаМи», в составе которого я выступаю, и которому исполнилось уже 11 лет. В 2019 году при поддержке благотворительного фонда, созданного нашими родителями, открыли студию, где я преподаю сольфеджио, фортепиано и нотную грамоту по Брайлю. Сейчас её посещают около 50 человек.

У меня не было какой-то уверенности в победе. Я просто хотел, чтобы больше людей знали об этой проблеме. Хотелось, чтобы люди понимали, что незрячим детям также нужно заниматься музыкой, а для этого надо овладеть нотной грамотой по Брайлю.

Ярослав Смирнов

Новосибирский государственный университет, 3 курс. Работает над устройством, решающим проблемы адаптации существующих моделей искусственного сердца под размеры грудной клетки детей.

— Сам процесс составления заявки нельзя назвать трудоёмким, это большой плюс. Наверное, больше всего времени я потратил на монтаж ролика-визитки. Одной из своих сильных сторон я считаю многозадачность — ведение нескольких проектов, учёба, работа, наука. Это закаляет.

Данил Косихин

— Наверное, главная трудность для меня — донести информацию о том, что я делаю, объяснить, почему это важно. Поэтому самое сложное — это понятно сформулировать, чем я в принципе занимаюсь, и почему мое устройство (портативная нейрогарнитура для считывания сигналов головного мозга) может быть полезно миру.

Каждый год мы открываем имена невероятно талантливых молодых ребят. Эти студенты ищут лекарства от болезней, обучают собак для помощи особенным детям, создают новые технологии, учат незрячих нотной грамоте — в общем, совершают великие дела. И здорово, что нам удаётся помочь с реализацией их идей.

Алексей Гиязов, генеральный директор благотворительного фонда Альфа-Шанс

Какими проектами и исследованиями занимаются участники

…и с чего начинался их путь в науке, разработке и преподавании.

Никаких ограничений по специализации в программе нет: в этом году заявки подавали программисты, математики, экономисты, юристы, биологи, психологи, физики, музыканты и многие другие. Все они достаточно давно занимаются своими проектами, периодически сталкиваясь с трудностями в процессе своей научной или творческой деятельности, и стипендия Альфа-Банка может помочь в их разрешении.

Карина Смирнова

— С самого детства я любила животных, всегда ходила с маленьким белым игрушечным пуделем в обнимку. Долго упрашивала родителей завести собаку, и в 2013 году случилось чудо — папа шел из магазина и увидел маленького щеночка под балконом, мы с мамой пошли его покормить и вернулись вместе с ним. Сейчас этому щенку почти 11 лет! Это Жужа, моя первая собака, с которой я начала свой путь в спорте и кинологии.

Самое сложное, как ни странно, это погода и отсутствие в Самаре специализированных манежей. Дождь, снег, ветер, палящее солнце — все то, с чем приходится бороться в тренировочном процессе. Кинологические центры в помещениях, как правило, совсем небольшие, но мы рады и такому.

Идея моего проекта — образовательные мероприятия, в процессе которых мы вместе с моей собакой Денди рассказываем школьникам и детям о танцах с собаками, основах бытового обучения собак и взаимодействия с ними, акцентируем внимание на ответственном отношении к своим питомцам. Дети в восторге от умений Денди, их восторженные глаза и высказывания — вот то, ради чего всё это!

Евгения Тягушева

— Научный интерес к определению нарушений сердечно-сосудистой системы проявлялся у меня ещё с первого курса. Над этой темой в разных её аспектах работают многие ведущие учёные нашей страны. Сейчас мы занимаемся поиском маркеров, которые могли бы послужить прогностическим критерием развития нарушений сердечной деятельности у детей. Теперь я могу с уверенностью рассчитывать возможности выполнения определённого этапа работы. Верю, что благодаря именно этой победе мы будем на один шаг ближе к цели и сможем внести частицу наших знаний в огромный пласт современной науки!

Булат Минуллин

— В ноябре 2022 года мы были с концертом в Набережных Челнах в специализированной школе №75, где познакомились с педагогом Татьяной Садыковой. Ребята, которые там обучались, устроили импровизированную творческую встречу, концерт, где пели песни, играли произведения на фортепиано, и Татьяна Владимировна поведала нам о проблеме. В Набережных Челнах нет педагогов по нотной системе Брайля, и детям автоматически становится недоступно поступление в высшие и средние учебные заведения. Мы увидели очень много одарённых ребят, которые действительно стремятся заниматься музыкой. Я сам знаю, что проблема с педагогом может решаться не один год, и решил поделиться своими знаниями, чтобы они смогли продолжать обучение. Моя мама меня поддержала, и с января прошлого года мы стали ездить в Набережные Челны. Приходилось преодолевать по 500 километров в день туда и обратно, это очень тяжело. Для первого группового занятия я заготовил нотные материалы, и когда дети смогли их прочитать, это у них вызвало большой восторг.

Совместная работа незрячего и зрячего педагога приносит очень хорошие результаты, особенно если зрячий педагог — музыкант. Но нам не хватает учебного материала. Кроме того, в нашей республике за пределами столицы нет зрячих или нормотипичных педагогов, которые владели бы нотной грамотой по Брайлю.

Данил Косихин

— Я только в самом начале пути, хотя у меня есть опыт прототипирования. С детства я занимался в технопарке «Кванториум» в своем регионе. Мне была интересна тема киберпанка, но отправной точкой можно назвать историю с Илоном Максом и чипом Neuralink. Я подумал — а может быть есть решение, где не надо что-то встраивать в голову, чтобы можно было также пользоваться подобной технологией.

Изначально идея была связана с восполнением утраченных человеческих функций, но такие решения уже существуют. Тестируя гипотезы, мы пришли к тому, чтобы помогать нейропсихологам в терапии, а именно — работать над повышением концентрации внимания у детей с СДВГ, улучшении их обучаемости и общего самочувствия. Впрочем, пока это тоже гипотеза.

Чтобы заниматься этой темой, нужно учить много всего — это электроника, бизнес, биологии и нейробиология. Одному это сделать было бы нереально, благо у меня есть небольшая команда из четырех человек, включая меня. С распределёнными ролями как-то попроще. Для нас это первый опыт разработки с нуля, поэтому весь процесс тоже нельзя назвать простым.

Что изменится в жизни, учёбе и работе победителей конкурса

…и на что они планируют потратить свою стипендию.

Победители Альфа-Шанса сами определяют, на что потратить стипендию. Это может быть как инвестиция в дальнейшее обучение, разработку инновационного проекта или исследовательскую деятельность, так и в саморазвитие, творческие увлечения, путешествия или покупку техники, которой не хватает для более комфортной жизни и учёбы.

Булат Минуллин

— Изначально я планировал выпустить сборник, который будет состоять из простых песенок: «В лесу родилась ёлочка», «Маленькой ёлочке холодно зимой» и так далее. Но со временем у нас в Набережных Челнах стали проводиться интересные уроки, где ребята на стихи одной из учениц написали музыку, и песни, которые получились, войдут в этот сборник. Также помимо ребят из Набережных Челнов я хочу подключить своих учеников из студии, и я думаю, у нас получится очень хорошая совместная работа.

За год работы с ребятами мы достигли хороших результатов: они закрепляют и изучают новые темы по нотной системе Брайля с помощью композиций, песенок, своих сочинений. Поддерживает мама, педагог и фонд и команда ансамбль «НеЗаМи». К освещению проблемы присоединилась Казанская консерватория, в которой я учусь, и Министерство культуры Республики Татарстан.

Карина Смирнова

— С победой в конкурсе у меня появилась уверенность в себе и своих силах. Победа позволит мне получить кинологическое образование, пройти обучающие тренинги и семинары. После них я смогу применить эти знания в тренировочном процессе моих спортсменов, во время проведения образовательных дог-уроков и показательных мероприятий, которые помогут привлечь желающих на занятия.

Данил Косихин

— С получением нового финансирования мы начнём разрабатывать улучшенную версию нашей гарнитуры, отрабатывать недостатки предыдущего образца. И да, эти деньги позволят обрести определённый план действий. В идеале это оплата аутсорса для разработки нескольких блоков в устройстве, покупка компонентов, и, возможно, сырья для наших датчиков, какого-то оборудования для тестирования, чтобы понять, правильные ли мы сигналы в принципе ловим.

Ярослав Смирнов

— Проблема лечения сердечной недостаточности очень актуальна, так как до сих пор не предложено оптимального лечения таких пациентов. Большое число осложнений и трудностей заставляет думать над их решением. После победы я смогу использовать средства для создания лабораторной модели и проведения экспериментов, что позволит оценить устройство в действии и внести необходимые корректировки.

Участие в программе Альфа-Шанс это не только денежные гранты, но ещё возможность присоединиться к сообществу с доступом к дополнительным образовательным возможностям и нетворкингу. Узнать больше о программе можно на официальном сайте.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Николай Борисов

Красавчики, что поддерживаете так👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
vinniy pogreb
Впрочем, одна сложность все же есть. Победители отмечают, что иногда невозможно уместить все свои достижения в пару минут.

Эх, завидую таким ребятам, надо было учиться в свое время побольше)

Ответить
Развернуть ветку
Городищев

Двух минут не хватит, чтобы рассказать о всех моих успехах в русском медвежонке

Ответить
Развернуть ветку
Рубль Упалов
свои достижения в пару минут

Я, гордящийся тем, что проснулся и покушал)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Ш.

Мда, поскорей бы нейрогарнитура вышла, а то некоторым она просто необходима

Ответить
Развернуть ветку
Панова

Прикольно, слышала про эту программу, но в нужные моменты такое почему-то из головы вылетает(

Ответить
Развернуть ветку
Морковкин

Как жаль, что я заканчиваю уже бокалавриат, раньше бы узнал - может мои старпапы кому интересны были(

Ответить
Развернуть ветку
Дон Дракон

Не переживайте, сможете поучаствовать, будучи в МОГИстратуре

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волк

Ммм, букварь изобрели, небось:?

Ответить
Развернуть ветку
Edward

У нас в универе особо ничего такого не рекламировали, хотя мотивация хорошая

Ответить
Развернуть ветку
Зенин

Хотелось бы подробнее узнать про дополнительное образование, которое идет к программе

Ответить
Развернуть ветку
Дамир Пустынов

Написано, что на сайте есть инфа. Ну или в вк можно написать, там поддержка сориентирует

Ответить
Развернуть ветку
Ярослава Радионова

Раз в год, получается, проходит награждение? А заявки, я так поняла, подаются в любое время или как?

Ответить
Развернуть ветку
Лара Бёрд

Столько интересных задумок у людей, хорошо, что есть возможности их реализовать. А то на своей инициативе много не вытянешь

Ответить
Развернуть ветку
Марина Крылова

Вот это я понимаю талантливые ребята) Даже первая история достойна огромного уважения

Ответить
Развернуть ветку
Вася Ефреев

Мы с одногруппниками в свое время брали все возможные и невозможные гранты и поддержки, это не так уж и сложно, если есть что предложить

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Викторович

Ну 300к - вполне хорошая такая мотивация для старта или продолжения проекта

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Почему ленивые филантропы не хотят посмотреть по сторонам и узнать про инновационный способ обучения детей и взрослых музыке ?
Тут одна американка украинского происхождения придумала новый способ обучения чтению нот.
С 1 мая для профессиональных музыкантов предоставляет бесплатный доступ к своим урокам.
Посмотрите, пожалуйста, вдруг пригодится в вашей работе ?
Её сайт:
https://www.softmozart.com/

Ответить
Развернуть ветку
Usmonjon Jo raboyev

Kim bor

Ответить
Развернуть ветку
Brawl stars gamer

Проверяйте текст перед публикацией, очень много ошибок

Ответить
Развернуть ветку
Аня Шума

Мою карту заблокировали, приехала в отделение банка и написала заявление для разблокировки. Ответ от банка о решении не поступил, позвонила в тех. поддержку для перевода оставшихся денежных средств на другой счет в другом банке, сказали ехать опять в отделение и отчитываться о переводах за 3 месяца!!! (доступа к онлайн-банку нет, как я могу вспомнить что я переводила?). Оператор на это ответил, что можно указать информацию о последнем переводе, но опять же, нужно ехать в отделение банка за 60 км. Почему сразу нельзя было проконсультировать, что где и как указывать. Детальную информацию о последнем переводе я уже указывала в заявлении, ничего нового я сказать не смогу!!!! Что за бред?Почему я не могу получить свои же деньги!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Анна, приветствуем!

Хотим разобраться и помочь, но нужно побольше деталей. Видим, что написали нам в личку. Как всё уточним, вернёмся с ответом 👌

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда