{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Разработку «AliExpress Россия» перенесли из Китая в РФ: как проходил процесс, трудности и первые проекты

AliExpress работает в России уже 10 лет. Пять лет назад в Москве открылся офис компании и появилась небольшая команда инженеров, которая занималась поддержкой локальных фич.

Всё изменилось с созданием СП осенью 2019-го: было принято решение перенести основную разработку, которая активно началась весной прошлого года, из Китая в Россию. За прошедшее время в новую инженерную команду приняли более 300 специалистов, еще почти столько же планируется привлечь в наступившем году.

Иван Каздым, руководитель департамента IT в логистике «AliExpress Россия», рассказал, зачем понадобились столь масштабные изменения и как проходил процесс переноса разработки из Поднебесной в нашу страну.

Иван Каздым
руководитель департамента IT в логистике «AliExpress Россия»

Зачем это было нужно

Осенью 2019 года произошло важное событие в жизни «AliExpress Россия»: Alibaba Group, Mail.ru Group, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) создали совместное предприятие в сфере электронной коммерции.

Основная цель новой компании — активное развитие новых продуктов в России, включая их разработку с нуля или серьезную адаптацию сервисов «AliExpress Россия». Не секрет, что подходы к разработке продуктов и предпочтения пользователей в Азии и Европе довольно сильно различаются, а инженерам достаточно трудно перестроиться под новые требования. В результате продукт получается специфическим для местных пользователей и не учитывает все их потребности.

Кроме того, находясь в Китае, очень сложно понять многие особенности, характерные только для России. Например, нюансы русского языка при поиске, активное использование пунктов выдачи заказов и постаматов вместо обычной почты. Помимо этого, восприятие UX в Европе и Азии разное.

Кроме того, в рамках Alibaba Group российскому подразделению было трудно получить ресурсы на развитие: проекты холдинга внутри Китая имели приоритет из-за гораздо больших масштабов последних. Если стоял выбор — условно — сделать новую фичу для AliExpress.ru и TaoBao, то приоритет отдавался китайскому проекту, потому что изменение в нем потенциально принесло бы гораздо больше денег. Обо всём этом мы подробно писали ранее в блоге.

После того как AliExpress стал в том числе российским проектом, ситуация изменилась. Началась активная разработка в России, для чего вновь собранной команде инженеров пришлось взять многие процессы под свой контроль. Это был увлекательный, но не всегда простой процесс. Вот с какими трудностями мы столкнулись.

Незнакомый стек технологий

Для IT-специалистов не секрет, что в крупных компаниях решения часто построены на закрытом стеке технологий, который может очень сильно отличаться от того, что сегодня популярно в мире в целом. Это касается не только китайских компаний, но в них дополнительной сложностью проприетарного стека является то, что основной рабочий язык в документации — китайский.

В итоге, даже несмотря на то что одним из главных языков программирования во всей экосистеме является Java, многие окружающие его инструменты всё равно часто проприетарны. Как правило, это очень мощные и эффективные инструменты, но весьма специфические. Встречаются и форки (скопированная и измененная версия) известных открытых решений, но в общем объеме инфраструктуры их не так много. К тому же часто форк сильно допилен и имеет мало общего с публичным проектом.

С одной стороны, усилия местных китайских инженеров имеют свои неоспоримые плюсы. Однако развитие продукта на внешних рынках иностранными специалистами сопряжено с трудностями. Среди самых очевидных: потребуется немало времени, чтобы разобраться с кодом, а развивать его с помощью незнакомых инструментов непросто. Это усложняет онбординг новых инженеров, они дольше «втягиваются», им тяжелее выйти на максимальную продуктивность. Специалистов, которые бы имели опыт работы с такими технологиями в России, по понятным причинам нет.

Именно поэтому для AliExpress в России мы приняли решение в конечном итоге отказаться от изначального стека технологий в тех областях, где в open source есть сравнимые по качеству аналоги. В частности, от Java перешли к Kotlin, остальные технологии также старались брать по принципу современности и лучшей совместимости: Kubernetes, GitLab, C# и т. п. При этом многие проекты Alibaba Group останутся — например, среди инструментов, которые доступны и вне группы, можно назвать MaxCompute.

Построение коммуникаций

Alibaba — огромная компания, в которой работают тысячи людей. Это может затруднять коммуникации даже без учета некоторых различий в менталитете сотрудников. Скажем, при возникновении вопросов по устройству внутренних систем часто было трудно «найти концы» и понять, к кому обращаться за консультациями.

Такие ситуации приводили к необходимости тратить на исследования больше времени, чем планировалось изначально. Но с развитием собственной инфраструктуры AliExpress острота этой проблемы начала снижаться.

Отдельная тема — менталитет. В китайской культуре принят indirect feedback, то есть более мягкая обратная связь: в рабочих отношениях, когда что-то не нравится, принято «намекать», а не говорить напрямую. Например: «Всё очень здорово, вот это можно улучшить». Это сильно отличается от direct feedback, подчас принятого в России. Если в отечественных компаниях всегда есть кто-то, кто скажет: «Этот код не работает», то в китайских компаниях такая обратная связь без дополнительных вводных может быть воспринята некорректно. В итоге фидбэк китайских коллег не всегда хорошо считывается российскими инженерами и увеличивает время работы над задачей.

Другой подход к менеджменту

В открытых источниках можно найти упоминания о том, что в странах Азии управленческие методики отличаются от принятых в России. К тому же всегда есть специфика крупных компаний, которые работают в той или иной стране. В России наша компания не такая большая, как Alibaba для Китая. При переносе разработки из Китая в Россию мы столкнулись с разницей в подходах к управлению задачами и людьми.

Различий оказалось достаточно много, и они охватывали такие области, как, например, обмен информацией внутри компании. Потоки данных выстроены в китайских компаниях по-другому, серьезное внимание уделяется формальному согласованию многих шагов. Опять же, с развитием собственной платформы количество необходимых «апрувов» стало снижаться, что повысило скорость разработки.

При этом важным оказался сам факт того, что российская команда смогла в короткие сроки развернуть собственную инфраструктуру. Коллеги из Китая оценили этот шаг, мы доказали, что можем создавать проекты на привычном для Alibaba уровне.

На этом в целом с основными трудностями всё, теперь поговорим о том, что конкретно нам удалось сделать за последние несколько месяцев.

Чем занимались в первые месяцы

Задачи инженеров AliExpress в России делились на несколько категорий:

  • Создание собственной инфраструктуры, не привязанной к проприетарным китайским решениям. Это было нужно для более быстрой разработки, совместимости с современными технологиями и высокой надежности.
  • Качественная локализация — поиск, усовершенствование и адаптация UX/UI под привычки российских пользователей, новые удобные инструменты для продавцов из России.

  • Запуск новых продуктов, которые принесут пользу клиентам прямо сейчас. Для нас важно было не «закопаться» исключительно в решение глобальных задач, но нести пользу сразу.

Первым полностью российским продуктом стал проект «Есть!». Это приложение в приложении, где можно покупать продукты питания и товары повседневного спроса. Весь процесс разработки до запуска занял всего три месяца, включая и технические работы, и заключение договоров с партнерами. Мы использовали микросервисную архитектуру, backend был написан на С#, net core 3.1, frontend — на React, QA использовали Python. Инфраструктура приложения включает Kubernetes кластер, Gitlab — ci / cd, graylog, jaeger, grafana, apache kafka — то есть это уже привычный разработчикам инструментарий. В качестве БД используем родной Postgres.

Планы

Останавливаться мы не собираемся: в планах масштабные работы по корректировке UX и UI в части совершения заказа и взаимодействия продавцов с платформой, расширение географии сервиса «Есть!». О решении всех этих задач мы будем подробно рассказывать в блоге.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
lava

Как переключить сайт на глобальную англоязычную версию?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

В профиле просто выбираешь язык англ и все.

Есть смысл пользовать англ версию хотя бы из-за традиционно ушлепского поиска и корявого перевода.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ivan Kazdym

Давайте вы нам поможете лучше русскую починить. Что в ней не так по сравнению с английской?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Alexander Mitryashkin

Я как-то давно там все настройки (валюту тоже) сменил на англ/доллары. Винду не локализованную накатал. Вроде сейчас у меня глобальная версия.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergey K

А где тот розовощекий мужчина в полном расцвете сил, который год назад бодро раздавал интервью о том, что в Али наберут 300 программистов за год и все будет зашибись?

Нормального поиска как не было так и нет, к тому же регулярно что-то где-то ломается и товары могут не показываться в нем. 

Первым делом сломали механизм обмена сообщений - старый, доступный по API выпилили и вставили новый.
А к нему API нет и не планируется. Глобальная платформа, где даже автоматические сообщения надо писать руками... 

Судя по изменениям за год, набрали пару студентов, которые кодят то, что им интересно и как им интересно после учебы. А потом исправляют косяки в том, что накодили.

В общем, не особо жизнеспособно это все...

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kazdym

Студентов набрали чуть больше чем пару. Если вы можете нам помочь и починить, то мы с радостью вас примем в свои ряды. Розовощекий мужчина чинит поиск, на месте он)
Апи сообщений это какой? Не могли бы дать боьше подробностей?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Anatoliy Orlov

Мужчина тут, поиска да пока как не было так и нет - пишем, это не так быстро

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Del Ins Up

На несколько этажей ниже Озона разместились в той же башне ? :)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kazdym

А зачем далеко ходить?) Заходите в гости!

Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

Lol, корпорация, в которой принято отказыватся от отпуска, поскольку любишь контору. И в инструкции написанно, что в чате надо ставить  смайлики. А тот Легаси который к ним приплыл от китайцев с китайскими комментами в коде. Конечно разрабы туда так и побежали. Интересно кто те ненормальные

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kazdym

Потому что aliexpress.ru втч для всех стран СНГ. А что вам в православном не подходит?) Мы починим!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Повелитель Ондатр

Мэилрушечка, мегафон, какой то всратый фонд, перенос разработки в Россию...
Я правильно понимаю, что алиэкспресс теперь пойдет по пизде?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin
>> Создание собственной инфраструктуры, не привязанной к проприетарным китайским решениям.

т.е. бэкенд Aliexpress будет\ уже полностью переписан на другой тех. платформе\ стэке технологий?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kazdym

Конечно нет. Бекенд алибабы исчиляется сотнями тысяч мильонов строк кода, которые никто не знает как работает. Новый стек развернут сбоку и на нем запускаются какие-то отдельно стоящие фичи. Процесс его интеграции в али стек и использование в глобальном продукте повсеместно только идет. Ибо это очень больно.

Ответить
Развернуть ветку
Али Алиев

Зря. Создайте свой бренд и делайте что хотите на стороне. Какого х-— залезли и все испоганили.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Vasiliev

В последний год, к сожалению, столкнулся с сильной дергадацией качества сервиса, хотя до сих пор совершаю на нем покупки. Но то вместо масок пришлют губку для очистки сковородок, то вот из последних, заказал в 11.11 массу товаров у одного продавца. То есть 11.11, это было уже больше 2-х месяцев назад, представляете? Посылка по трекингу еще в Китае. Пишу продавцу, он пишет, ждите еще до 25 дней. Система раньше 29 января не даёт начать спор, то есть раньше 2.5 месяца ожидания нужно что бы принять решение, хотя посылка не двигается в трекинге уже 1.5 месяца и это не какая то мелочь, это покупка на более чем 7 000 руб. По этому да, сервис ранее был в моём личном рейтинге более популярен, не знаю с чем связано такое падение с качеством и как локализация позволит это качество улучшить, пройдя все эти проблемы, что описаны в посте.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kazdym

@AliExpress Россия ребята, помогите решить этот вопрос, пожалуйста, как можно скорее.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Anatoliy Orlov

Пришли pls номер заказа в [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Yan

Я думаю тут мешают китайский офис. Они же писали статью, что китайцам не привычно, что наши могут не отвечать в личное время.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Как российское подразделение взаимодействует с западными? мы же вроде находимся на границе между европой и китаем это как-то вам дает дополнительной работы?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kazdym

Никак. Мы взаимодействуем только с китайским. Насколько мне известно, на западе только продажники. Мы закрываем Россию и страны СНГ.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Барсуков

Когда снимут блокаду с Крыма?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kazdym

Когда весь мир примет какое-то однозначное решение, к сожалению, так как публичные компании не могут делать что-то без оглядки на стоимость своих акций.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Жданов

Технические штуки хорошо бы зашли на Хабре ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kazdym

готовим

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Как то не ищется новый сервис Есть!)). Нет его в магазинах приложений.

Потом удивляет что снова упор сделан в ux, чем в вечную боль в работе службы поддержки, не логичность поведение самой системы и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Здравствуйте.
Пришлите, пожалуйста,  в личные сообщения вашу почту, привязанную к аккаунту или последний номер заказ. + ваш город. Проверим.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ivan Kazdym

Так он же внутри приложения АлиЭкспресс. Это не отдельное приложение.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Vasiliev

Отправил

Ответить
Развернуть ветку
Егор Миронов

Еще бы цены оставались бы такими же как и в Китае)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Здравствуйте! Подробная информация по вашему вопросу была предоставлена в личных сообщениях. Сейчас мы можем подать апелляцию на обжалование, поэтому ожидаем видео, которое запросили в переписке. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Павел Карвер

О, офис в РФ свой есть, а судя по сайту али его прямиком переводят с китайского гугл транслейтом или промтом.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Есть пожелание, если это возможно, сделать по аналогии с Озон - возможность подписаться на изменение цены товара, на распродажу, но имено выбранного товара по подписке.  И присоединяюсь к пожеланию об установке языка пользователем, в не зависимости от места нахождения, а то приходится только через VPN работать в Ali, чтобы был английский язык. 

Ответить
Развернуть ветку
3216q114

@AliExpress Россия Верните кнопку показать название на английском, зачем вообще её убрали ?

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Добрый день! Причины почему та или иная кнопка убирается в приложении или на сайте, нам не уточняют, к сожалению. Интерфейс постоянно меняется и обновляется, поэтому некоторые функции в скором времени могут появиться на сайте, либо в приложении. 

Ответить
Развернуть ветку
Али Алиев

Плохая новость, раз перенесли часть алиэкспресс в Россию, пиши пропало. Какого черта надо было сувать свой нос туда, где до них все прекрасно работало и цены были на порядок ниже. Сейчас цены сравнялись и алиэкспресс потерял актуальность, вообщем похоронили его. Плюс мошеннические схемы при заказе доставки товара из РФ, без этого же никак нельзя. Пишут бесплатная доставка. Оплачиваешь, уведомление с кодом подтверждения оплаты не приходит, а деньги уходят сразу и обнаруживаешь, что оплатил цену в полтора раза больше первоначальной цены. Оказалось доставка 50 проц. стоимости товара. Вот так и мутят. Когда заказывал в Китае, такого никогда не было.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Botov

Прошло 2 года. Это конечно некропост, но до сих пор держу на телефоне глобальное приложение ради точного поиска товаров. И это реально работает, в отличие от локализованного. В глобале ищешь товар на английском, читаешь его спеки, кладешь в корзину и возвращаешься в локализованное, для уточнения цены, доставки и поиска доступных аналогов , если найденное в РФ не поставляется.
А еще локализованное приложение часто не поддерживает ссылки на товары и разные доплаты за изменение конфигурации товара, которые тебе скидывают продавцы из Китая... И когда это станет работать по человечески, не известно...

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда