{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Разработку «AliExpress Россия» перенесли из Китая в РФ: как проходил процесс, трудности и первые проекты

AliExpress работает в России уже 10 лет. Пять лет назад в Москве открылся офис компании и появилась небольшая команда инженеров, которая занималась поддержкой локальных фич.

Всё изменилось с созданием СП осенью 2019-го: было принято решение перенести основную разработку, которая активно началась весной прошлого года, из Китая в Россию. За прошедшее время в новую инженерную команду приняли более 300 специалистов, еще почти столько же планируется привлечь в наступившем году.

Иван Каздым, руководитель департамента IT в логистике «AliExpress Россия», рассказал, зачем понадобились столь масштабные изменения и как проходил процесс переноса разработки из Поднебесной в нашу страну.

Иван Каздым
руководитель департамента IT в логистике «AliExpress Россия»

Зачем это было нужно

Осенью 2019 года произошло важное событие в жизни «AliExpress Россия»: Alibaba Group, Mail.ru Group, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) создали совместное предприятие в сфере электронной коммерции.

Основная цель новой компании — активное развитие новых продуктов в России, включая их разработку с нуля или серьезную адаптацию сервисов «AliExpress Россия». Не секрет, что подходы к разработке продуктов и предпочтения пользователей в Азии и Европе довольно сильно различаются, а инженерам достаточно трудно перестроиться под новые требования. В результате продукт получается специфическим для местных пользователей и не учитывает все их потребности.

Кроме того, находясь в Китае, очень сложно понять многие особенности, характерные только для России. Например, нюансы русского языка при поиске, активное использование пунктов выдачи заказов и постаматов вместо обычной почты. Помимо этого, восприятие UX в Европе и Азии разное.

Кроме того, в рамках Alibaba Group российскому подразделению было трудно получить ресурсы на развитие: проекты холдинга внутри Китая имели приоритет из-за гораздо больших масштабов последних. Если стоял выбор — условно — сделать новую фичу для AliExpress.ru и TaoBao, то приоритет отдавался китайскому проекту, потому что изменение в нем потенциально принесло бы гораздо больше денег. Обо всём этом мы подробно писали ранее в блоге.

После того как AliExpress стал в том числе российским проектом, ситуация изменилась. Началась активная разработка в России, для чего вновь собранной команде инженеров пришлось взять многие процессы под свой контроль. Это был увлекательный, но не всегда простой процесс. Вот с какими трудностями мы столкнулись.

Незнакомый стек технологий

Для IT-специалистов не секрет, что в крупных компаниях решения часто построены на закрытом стеке технологий, который может очень сильно отличаться от того, что сегодня популярно в мире в целом. Это касается не только китайских компаний, но в них дополнительной сложностью проприетарного стека является то, что основной рабочий язык в документации — китайский.

В итоге, даже несмотря на то что одним из главных языков программирования во всей экосистеме является Java, многие окружающие его инструменты всё равно часто проприетарны. Как правило, это очень мощные и эффективные инструменты, но весьма специфические. Встречаются и форки (скопированная и измененная версия) известных открытых решений, но в общем объеме инфраструктуры их не так много. К тому же часто форк сильно допилен и имеет мало общего с публичным проектом.

С одной стороны, усилия местных китайских инженеров имеют свои неоспоримые плюсы. Однако развитие продукта на внешних рынках иностранными специалистами сопряжено с трудностями. Среди самых очевидных: потребуется немало времени, чтобы разобраться с кодом, а развивать его с помощью незнакомых инструментов непросто. Это усложняет онбординг новых инженеров, они дольше «втягиваются», им тяжелее выйти на максимальную продуктивность. Специалистов, которые бы имели опыт работы с такими технологиями в России, по понятным причинам нет.

Именно поэтому для AliExpress в России мы приняли решение в конечном итоге отказаться от изначального стека технологий в тех областях, где в open source есть сравнимые по качеству аналоги. В частности, от Java перешли к Kotlin, остальные технологии также старались брать по принципу современности и лучшей совместимости: Kubernetes, GitLab, C# и т. п. При этом многие проекты Alibaba Group останутся — например, среди инструментов, которые доступны и вне группы, можно назвать MaxCompute.

Построение коммуникаций

Alibaba — огромная компания, в которой работают тысячи людей. Это может затруднять коммуникации даже без учета некоторых различий в менталитете сотрудников. Скажем, при возникновении вопросов по устройству внутренних систем часто было трудно «найти концы» и понять, к кому обращаться за консультациями.

Такие ситуации приводили к необходимости тратить на исследования больше времени, чем планировалось изначально. Но с развитием собственной инфраструктуры AliExpress острота этой проблемы начала снижаться.

Отдельная тема — менталитет. В китайской культуре принят indirect feedback, то есть более мягкая обратная связь: в рабочих отношениях, когда что-то не нравится, принято «намекать», а не говорить напрямую. Например: «Всё очень здорово, вот это можно улучшить». Это сильно отличается от direct feedback, подчас принятого в России. Если в отечественных компаниях всегда есть кто-то, кто скажет: «Этот код не работает», то в китайских компаниях такая обратная связь без дополнительных вводных может быть воспринята некорректно. В итоге фидбэк китайских коллег не всегда хорошо считывается российскими инженерами и увеличивает время работы над задачей.

Другой подход к менеджменту

В открытых источниках можно найти упоминания о том, что в странах Азии управленческие методики отличаются от принятых в России. К тому же всегда есть специфика крупных компаний, которые работают в той или иной стране. В России наша компания не такая большая, как Alibaba для Китая. При переносе разработки из Китая в Россию мы столкнулись с разницей в подходах к управлению задачами и людьми.

Различий оказалось достаточно много, и они охватывали такие области, как, например, обмен информацией внутри компании. Потоки данных выстроены в китайских компаниях по-другому, серьезное внимание уделяется формальному согласованию многих шагов. Опять же, с развитием собственной платформы количество необходимых «апрувов» стало снижаться, что повысило скорость разработки.

При этом важным оказался сам факт того, что российская команда смогла в короткие сроки развернуть собственную инфраструктуру. Коллеги из Китая оценили этот шаг, мы доказали, что можем создавать проекты на привычном для Alibaba уровне.

На этом в целом с основными трудностями всё, теперь поговорим о том, что конкретно нам удалось сделать за последние несколько месяцев.

Чем занимались в первые месяцы

Задачи инженеров AliExpress в России делились на несколько категорий:

  • Создание собственной инфраструктуры, не привязанной к проприетарным китайским решениям. Это было нужно для более быстрой разработки, совместимости с современными технологиями и высокой надежности.
  • Качественная локализация — поиск, усовершенствование и адаптация UX/UI под привычки российских пользователей, новые удобные инструменты для продавцов из России.

  • Запуск новых продуктов, которые принесут пользу клиентам прямо сейчас. Для нас важно было не «закопаться» исключительно в решение глобальных задач, но нести пользу сразу.

Первым полностью российским продуктом стал проект «Есть!». Это приложение в приложении, где можно покупать продукты питания и товары повседневного спроса. Весь процесс разработки до запуска занял всего три месяца, включая и технические работы, и заключение договоров с партнерами. Мы использовали микросервисную архитектуру, backend был написан на С#, net core 3.1, frontend — на React, QA использовали Python. Инфраструктура приложения включает Kubernetes кластер, Gitlab — ci / cd, graylog, jaeger, grafana, apache kafka — то есть это уже привычный разработчикам инструментарий. В качестве БД используем родной Postgres.

Планы

Останавливаться мы не собираемся: в планах масштабные работы по корректировке UX и UI в части совершения заказа и взаимодействия продавцов с платформой, расширение географии сервиса «Есть!». О решении всех этих задач мы будем подробно рассказывать в блоге.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Roman Vasiliev

В последний год, к сожалению, столкнулся с сильной дергадацией качества сервиса, хотя до сих пор совершаю на нем покупки. Но то вместо масок пришлют губку для очистки сковородок, то вот из последних, заказал в 11.11 массу товаров у одного продавца. То есть 11.11, это было уже больше 2-х месяцев назад, представляете? Посылка по трекингу еще в Китае. Пишу продавцу, он пишет, ждите еще до 25 дней. Система раньше 29 января не даёт начать спор, то есть раньше 2.5 месяца ожидания нужно что бы принять решение, хотя посылка не двигается в трекинге уже 1.5 месяца и это не какая то мелочь, это покупка на более чем 7 000 руб. По этому да, сервис ранее был в моём личном рейтинге более популярен, не знаю с чем связано такое падение с качеством и как локализация позволит это качество улучшить, пройдя все эти проблемы, что описаны в посте.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Я думаю тут мешают китайский офис. Они же писали статью, что китайцам не привычно, что наши могут не отвечать в личное время.

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда