На какие экономические противоречия вынуждены реагировать государства

О том, насколько трудно находить компромиссные решения в макроэкономической политике.

Сергей Пенкин
Финансовый аналитик АО УК «Апрель Капитал»

Под экономикой (данное слово впервые упомянуто в трудах древнегреческого философа Ксенофонта в IV веке до н.э.) понимается совокупность отношений между индивидами, сообществами и государствами в процессах создания, обмена, распределения и потребления ресурсов, товаров и услуг.

Поскольку в этих процессах участвуют несколько сторон, то их интересы зачастую противоречат друг другу. Самым ярким примером служит антагонизм позиций продавца («продать подороже») и покупателя («купить подешевле»).

Сложность экономических отношений напрямую определяется количеством и остротой противоречий, которые по мере их обострения трансформируются в дисбалансы, провоцируя конфликты и кризисы.

На какие экономические противоречия вынуждены реагировать государства

Важнейший принцип для понимания экономических противоречий заключается в следующем: в экономике нет бесплатных благ или безболезненных решений. Все явления, процессы или их изменения происходят за чей-то счёт (населения, бизнеса, государства или внешнего мира).

Экономические дискуссии до появления макроэкономики

Экономика как одна из важнейших сфер жизни человека издавна привлекала к себе внимание учёных. Древнегреческий философ Аристотель уже в IV веке до н.э. противопоставлял экономику как естественную хозяйственную деятельность человека хрематистике как этически неприемлемой деятельности по извлечению прибыли и накоплению богатств.

По мере перехода от феодализма к централизованной государственности и формированию капитализма развернулась дискуссия о том, какая отрасль является ведущей в экономике. Физиократы считали базовым сельское хозяйство, их оппоненты – меркантилисты – промышленность и торговлю. Этот спор имел следствием появление новой науки об устройстве экономики государства: политической экономии (данное словосочетание было впервые использовано французским драматургом и философом Антуаном де Монкрестьеном в 1615 году).

Основным вопросом политической экономии была природа стоимости товаров. Классическая политическая экономия, наиболее яркими представителями которой являются Адам Смит и Карл Маркс, исходила из того, что товар есть овеществленное рабочее время.

На основе трудовой теории стоимости марксизм выделил основные противоречия:

  • между трудом и капиталом;

  • между промышленным и торгово-финансовым капиталом;
  • между экономическим «базисом» и внеэкономической «надстройкой» общества.

Маржинализм, конкурирующая с марксизмом экономическая теория, исходил из того, что в создании стоимости товара принимают участие различные факторы производства, которые до некоторого порога взаимозаменяемы. Помимо труда это земля и капитал (промышленное оборудование, деньги, нематериальные активы).

До XX века экономика как наука имела малое прикладное значение с точки зрения государственного управления. Но ситуация резко изменилось после Первой мировой войны. Шокирующие колебания экономической конъюнктуры в период интербеллума (1918 – 1939 годы): от бума «ревущих двадцатых» до Великой депрессии (острая фаза: 1929 – 1933 годы) – привели к появлению макроэкономики (термин введён норвежским экономистом Рагнаром Фришем в 1934 году) как особой сферы экономической науки. Становление макроэкономики связано с именем британского экономиста Джона Кейнса, его книгой «Общая теория занятости, процента и денег», изданной в 1936 году, и названной в его честь экономической школой – «кейнсианством».

Научно-практические дебаты в области макроэкономики

1. Участие государства в регулировании экономики: либерализм или дирижизм?

Важнейшим вопросом макроэкономической политики является степень вмешательства государства в экономические процессы.

Любое государственное регулирование сдерживает частную инициативу, искажает мотивацию участников рынка и систему ценообразования на основе баланса спроса и предложения.

С другой стороны, рынки в долгосрочной перспективе стремятся к монополизации, а в целях максимизации получаемой прибыли их участники могут совершать действия, наносящие вред не только друг другу, но и обществу в целом.

Более того, государство как владелец самого крупного денежного фонда в стране – бюджета – является крупнейшим покупателем и заказчиком. И оно же как владелец большого количества объектов собственности часто является крупнейшим собственником и работодателем.

Считается, что Великая депрессия, окончательно преодолённая только после окончания Второй мировой войны (1939 – 1945 годы), разрушила существовавшие на тот момент представления о возможности саморегулирования экономики без вмешательства государства. А учреждение в 1922 году социалистического государства – СССР – и превращение его к середине ХХ века в одну из двух мировых сверхдержав показало, что наличие рыночной экономики не является необходимым условием научно-технического и социального прогресса.

Однако, в свою очередь, распад СССР (1991 год) на фоне успешного перехода КНР к «Политике реформ и открытости» (с 1979 года) продемонстрировал, что для крупных экономик в условиях глобализации не существует альтернатив существованию рыночных отношений при одновременном активном государственном регулировании.

2. Что первично: спрос или предложение?

Классическая политическая экономия и маржинализм основаны на главенстве предложения. Французский экономист XVIII века Жан-Батист Сэй сформулировал закон, названный в его честь: «Предложение порождает свой собственный спрос». Согласно данному принципу, спрос и предложение сбалансированы, а диспропорции быстро нейтрализуются.

К.Маркс существенно уточнил этот фундаментальный постулат, раскрыв механизмы возникновения кризисов перепроизводства и понижения нормы прибыли в долгосрочной перспективе.

Дж.Кейнс, в свою очередь, «перевернул» закон Ж.-Б.Сэя: «Спрос рождает предложение». Следовательно, обеспечив покупательную способность потребителей, можно создать условия для роста производства. Это стало основой государственной бюджетной политики, особенно в социальной сфере.

Практическим отголоском дискуссии о приоритете спроса или предложения являются государственные программы поддержки различных отраслей промышленности. Например, как эффективнее стимулировать автомобилестроительную отрасль: путём субсидирования автопроизводителей или потребителей (за счёт льготных кредитов, финансируемых государством программ трейд-ин и прочих инструментов)?

3. Временной период: кратко-, средне- или долгосрочный?

Один из определяющих вопросов макроэкономической политики заключается в том, требуется ли устранять возникающие проблемы срочно и любой ценой, не считаясь с долгосрочными последствиями. Например, всегда ли нужно стремиться к сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или же допустимо периодически покрывать бюджетный дефицит за счёт формирования государственного долга, учитывая, что любой долг есть заимствование у собственного будущего.

Классическое кейнсианство ставит во главу угла достижение краткосрочных целей. Дж. Кейнс писал: «Долгосрочная перспектива – плохой советник в текущих делах. В долгосрочной перспективе все мы мертвы».

Такой подход не может не вызывать возражений хотя бы потому, что в экономике существуют экономические циклы: от сезонных колебаний цен на продукты питания до длительных 50-60 летних волн, названных «кондратьевскими» в честь советского экономиста Николая Кондратьева. Следовательно, далеко не всегда принимаемые меры, кажущиеся правильными с точки зрения решения текущих вопросов, являются оптимальными с позиций долгосрочных интересов общества.

Как правило, на уровне государственных финансов краткосрочным периодом является один год (срок планирования годового бюджета). Вопрос определения долгосрочного периода более сложный и в значительной мере зависит от продолжительности избирательных циклов органов законодательной и исполнительной власти.

4. Драйвер роста: экспорт или внутренний спрос?

Развитие процессов глобализации мировой экономики с XVI века имело как позитивные, так и негативные последствия для различных государств и общественных групп. Ярким примером является конфликт вокруг «Хлебных законов» в Великобритании (1815 – 1846 годы): длительное и напряжённое противостояние между сторонниками пошлин на импорт зерна, выражавших интересы землевладельцев (как правило, аристократов), и противниками пошлин, отстаивавших позиции торгово-промышленной буржуазии и в конечном итоге одержавших победу.

Сегодня большинство стран мира выбирают внешнюю стратегию роста, стремясь экспортировать за рубеж товаров и услуг больше, чем импортировать из-за рубежа. При этом за счёт мер налогово-бюджетной политики правительства стараются перераспределить экспортные доходы таким образом, чтобы сформировать как можно более независимые от импорта внутренние рынки и создать платёжеспособный спрос среди как можно более широкого круга членов общества.

Расширение внутреннего спроса как источник роста имеет давние исторические корни. Так, смысл процесса урбанизации заключается в том, чтобы создать широкую прослойку горожан: высококвалифицированную мобильную рабочую силу и одновременно платёжеспособных потребителей широкой номенклатуры товаров и услуг (средний класс).

Если в силу ряда причин валюта какого-либо государства становится мировой, то правила внешнеторговой деятельности для него меняются. Американский экономист Роберт Триффин сформулировал парадокс, позже названный «парадоксом Триффина»: чтобы удовлетворить спрос на национальную валюту, ставшую мировой, государству-эмитенту нужно импортировать больше, чем экспортировать. Однако этот дисбаланс снижает конкурентоспособность отечественных производителей и в долгосрочной перспективе будет делать мировую валюту менее востребованной.

5. Курс национальной валюты: дорогой или дешёвый?

С моделью роста экономики неизбежно связана проблема курсообразования на валютном рынке.

Дешёвая национальная валюта создаёт для отечественных производителей существенные конкурентные преимущества на внутреннем рынке и стимулирует экспорт. Это, в свою очередь, положительно влияет на темпы роста экономики, занятость и доходы бюджета.

С другой стороны, дорогая национальная валюта способствует притоку в страну относительно дешёвого импорта, что повышает качество жизни граждан и стимулирует технологическую модернизацию бизнеса.

Не менее важным вопросом является модель курсообразования: должен ли центральный банк за счёт валютных интервенций поддерживать «оптимальный» для экономики курс или же курс должен устанавливаться путём рыночного механизма?

С курсом валюты связано также важное с практической точки зрения противоречие, называемое «невозможной троицей»: нереалистичность обеспечения фиксированного курса национальной валюты, свободного трансграничного движения капитала и независимой денежно-кредитной политики одновременно. Иными словами, невозможно одновременно поддерживать оптимальный для экономики уровень процентных ставок и курса национальной валюты, не вводя при этом ограничений на ввоз/вывоз капитала из страны.

6. Финансовая политика: стимулирующая или консервативная?

В материале про базовые ставки центральных банков упоминалась дилемма между низкими и высокими процентными ставками. Но вопрос стимулирования экономического роста за счёт налогово-бюджетной и денежно-кредитной политик более многогранный.

Экономическая политика на основе кейнсианской модели оказалась не в состоянии эффективно справиться с последствиями нефтяного кризиса 1973 года, породившего в США и Европе стагфляцию: сочетание спада производства и роста инфляции одновременно.

В противоположность кейнсианству хорошо себя зарекомендовала в 1970-1980 годах альтернативная экономическая теория – монетаризм, основным представителем которого стал американский экономист Милтон Фридман. В соответствии с монетаристской моделью, одной из важнейших функций государства как регулятора является поддержание ценовой стабильности, то есть недопущение ни высокой инфляции, ни дефляции. Основным инструментом для этого служит консервативная монетарная или денежно-кредитная политика (отсюда и происходит название данной научной школы). Чем устойчивее цены в стране, тем лучше условия ведения бизнеса и выше уровень жизни граждан.

Важность поддержания сбалансированной финансовой политики иллюстрирует зависимость, выявленная британским экономистом Уильямом Филлипсом и названная в его честь «кривой Филлипса». Согласно ей, если государство за счёт мер монетарного характера будет повышать темпы роста экономики и сокращать уровень безработицы, то при снижении безработицы до так называемого «естественного» уровня, начнёт резко расти инфляция. Иными словами, потенциал монетарного стимулирования экономики всегда ограничен инфляционными рисками.

7. Налогообложение: высокое или низкое?

Налоговая дилемма относительно проста: высокие налоги снижают экономическую активность граждан и компаний, но расширяют доходную базу государственного бюджета, давая возможность правительству вливать больше денег в экономику. И наоборот: низкие налоги стимулируют деловую активность, но ограничивают способность государственных инвестиций и социальных выплат.

Ещё одним аспектом налогового вопроса является зависимость между налоговой нагрузкой и налоговыми сборами, названная «кривой Лаффера» в честь американского экономиста Артура Лаффера. До некой оптимальной точки данная зависимость положительная, однако в дальнейшем по мере роста налогового бремени всё больше компаний и граждан активизируют усилия по уклонению от уплаты налогов, поэтому налоговые поступления снижаются.

8. Рост: количественный или качественный?

Под экономическим ростом понимается индекс физического объёма валового внутреннего продукта (ВВП). В свою очередь, ВВП и его компоненты рассчитываются в денежном выражении. И достаточно долго преобладала точка зрения, что состояние экономики и уровень жизни граждан определяются только денежными и материальными показателями.

Но теперь признано, что экономические процессы нужно оценивать с использованием и иных факторов, в том числе социальных, культурных, экологических. Более того, они могут конфликтовать друг с другом. Например, рост производства требует увеличения потребления и генерации энергии, что оказывает негативное влияние на окружающую среду и требует роста расходов на здравоохранение. Поэтому зачастую проекты и программы по развитию отраслей или территорий необходимо корректировать в сторону снижения финансовой отдачи.

Неэкономические факторы, согласно научной школе, получившей название «новая институциональная экономика» также существенно влияют на экономические процессы посредством формирования институтов. Под институтами понимаются формальные и неформальные законы, правила, обычаи, традиции, модели поведения, принятые в обществе. Так, история Великобритании предопределила появление британской правовой системы и особенностей финансовой системы страны. В свою очередь, экономические процессы и явления порождают позитивные или негативные внешние эффекты – экстерналии – на общество в целом.

Приведённый перечень противоречий не является исчерпывающим, поскольку реальная экономическая политика не осуществляется изолированно от геополитических, социальных, энергетических и иных внешних факторов, делающих её ещё более сложной и многоаспектной.

На практике макроэкономическая политика требует либо поддержания компромисса между многочисленными интересантами для сохранения статуса-кво, либо наличия политической воли или мощного лобби для изменения сложившегося ранее баланса интересов.

77
1 комментарий