«Тревога – это нормальная реакция на изменение», – ученая-психолог о том, как пережить стресс в период поступления

Приемная кампания в вузы – в самом разгаре. Это время для абитуриентов ознаменовано сильными переживаниями. Старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, кандидат психологических наук Анастасия Воробьева рассказала, почему мы тревожимся в ответственные периоды жизни, является ли тревога нормой и дала несколько советов, как справляться с этим состоянием.

«Тревога – это нормальная реакция на изменение», – ученая-психолог о том, как пережить стресс в период поступления

Тревогу вызывает сам факт поступления или страхи и установки, связанные с ним? Как вообще разделить эти понятия и есть ли в разделении этих понятий практическая польза на уровне понимания?

— Трудно и, я думаю, практически невозможно отделить сам факт поступления от тех смыслов, которыми он нагружен, и которые вызывают беспокойство. Но их можно проанализировать, переоценить и тем самым снизить тревогу.

Поступление в вуз вызывает тревогу по целому ряду причин: во-первых, это рубежное событие, предполагающее изменение статуса в обществе, первый шаг на пути к профессионалу; во-вторых, для многих это изменение образа жизни, переезд в другой город, начало самостоятельной взрослой жизни (есть данные исследований, свидетельствующие о том, что у «приезжих» абитуриентов уровень тревоги выше, чем у местных); в-третьих, перспектива непоступления в вуз рассматривается как серьезный провал, которого абитуриент и его семья стремятся избежать.

Существует ли какая-то шкала тревожности? Есть ли, условно, нормальный уровень тревоги? А в какой момент уже нужно переживать и обращаться к специалистам? Какие проявления этого состояния должны настораживать?

— В психологии есть тесты на определение как тревоги, вызванной конкретной ситуацией, так и в целом склонности человека тревожиться по любому поводу.

Тревога – это нормальная реакция на изменение, ситуацию неопределенности. До определенного предела она даже полезна, потому что активизирует человека, мобилизует ресурсы организма (физические, интеллектуальные и др.). Но по мере прояснения ситуации тревога должна снижаться, потому что за счет этой мобилизации человек адаптировался, приспособился к ситуации, справился с ней.

Если же тревога не снижается, а растет, если объективно уровень тревоги по поводу некоторой ситуации превышает степень ее серьезности, ее уже нельзя считать нормальной. Чрезмерная тревога приводит не к мобилизации всех ресурсов, а к истощению, невозможности выполнения какой-то деятельности, к тому, что все валится из рук, она начинает влиять на все сферы жизни, отношения, здоровье.

Возможно развитие тревожного расстройства из-за хронического стресса вследствие психологических травм, внутренних конфликтов, нарушений соматического здоровья (эндокринной, сердечно-сосудистой системы). О тревожном расстройстве можно говорить, если напряжение сохраняется несколько недель, человек не может расслабиться, присутствуют вегетативные симптомы (сухость во рту, учащенное сердцебиение и т.д.).

В таком случае нужно вмешательство специалистов (невролога, психолога, психотерапевта, психиатра).

Бывает ли так, что этой самой тревожности человек не испытывает?

Конечно, человек – сложно организованное существо, и потому индивидуальные различия в поведении в ответ на какие-то ситуации могут быть довольно большими. Разные люди по-разному реагируют на одни и те же ситуации. Низкий уровень тревоги по поводу какой-либо ситуации может быть связан как с тем, что данная ситуация не значима для этого человека, так и с тем, что данный человек в принципе подавляет все свои эмоции (сформировался такой защитный механизм психики) или он их не переживает вследствие органического (мозгового) или психиатрического дефекта.

Всегда ли при тревожности нужно обращаться за помощью к квалифицированному специалисту и в каких случаях? Почему это важно?

Если тревожность мешает нормальному функционированию в разных сферах жизни, способствует ухудшению взаимоотношений с людьми, ухудшению здоровья, конечно, нужно обращаться к специалистам для сохранения физического и психологического здоровья.

Не каждый абитуриент может себе позволить обратиться к психологу в этот непростой период, что делать таким ребятам, к кому обращаться? Как помочь самому себе? Есть ли какие-то техники? Дыхание и так далее?

Во-первых, есть бесплатная психологическая и медицинская помощь, во-вторых, если речь о времени и приоритетах, то забота о себе (своем психологическом и физическом здоровье) – это такой же хороший вклад в будущее, как и получение высшего образования.

Как помочь самому себе: есть техника прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону, техника заземления 5-4-3-2-1, техника дыхания по квадрату, техника брюшного и диафрагмального дыхания (можно загуглить эти словосочетания и найти описания техник). На начальном этапе освоения техник релаксации хорошо, если кто-то будет читать вам инструкцию, описывающую последовательность действий, чтобы вы не сбились, потому что часто люди, сталкиваясь с трудностями освоения какого-то полезного навыка, бросают его слишком рано, не доведя до автоматизма.

Многие взрослые, уже работающие люди, период поступления в вуз вспоминают с улыбкой, как то, что не стоило таких переживаний. Почему этот аргумент не работает с ребятами, которые поступают сейчас? Стоит ли им вообще говорить, что «вот увидишь, поступишь и поймешь, что поступление таких переживаний не стоило»?

Взрослые люди, воспоминая поступление в вуз, ставят его в целый ряд других, как более важных, так и менее важных жизненных событий, в таком ряду сравнения это событие воспринимается иначе. К тому же они уже знают, что поступить – это полдела, потом еще нужно выучиться, а это тоже очень непростая задача, так как обучение в вузе требует гораздо больше самостоятельности и самоорганизации, чем учеба в школе. Для взрослого человека поступление в вуз – это событие из прошлого, из молодости, это та проблема, с которой он справился. Воспоминания о событиях прошлого часто предстают перед нами в приукрашенном свете (так работают наши защитные механизмы, позитивные эмоции о прошлом – это хороший ресурс для того, чтобы справляться с текущими трудностями).

Для абитуриентов поступление – это актуальное событие, финал которого пока неизвестен. В их жизни это очень важный этап, с которым связано много надежд, изменений. Если говорить, что поступление не стоило таких переживаний, это будет обесцениванием переживаний, которые у них уже есть сейчас, и эти переживания никуда не денутся просто от того, что вы сообщите, что они из-за пустяка. Говорить стоит о том, что именно тревожит и почему, обсуждать запасные варианты, учиться снимать тревогу.

Как абитуриентам могут помочь родители и другие близкие взрослые в период поступления?

Говорить о переживаниях, не отмахиваться от них; переоценить значимость события, продумать альтернативные варианты; не нагнетать страх, не драматизировать неудачу в поступлении.

старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, кандидат психологических наук Анастасия Воробьева
старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, кандидат психологических наук Анастасия Воробьева

Подпишитесь на наш канал, чтобы не упускать новости науки. Важная информация есть в нашем Telegram.

1
Начать дискуссию