Нужно ли регистрировать товарный знак и авторские права для игры на Kickstarter

Нужно ли регистрировать товарный знак и авторские права для игры на Kickstarter

Добрый день, мы молодая команда EDDA и сейчас работаем над своей первой игрой The Traveller's Notes.

Проект делается на полном энтузиазме, а выход на Kickstarter планируем осенью. Игра для российского и западного рынка. В связи с этим у нас возник серьезный вопрос: Нужно ли регистрировать авторские права отдельно в России и в мире? Нужно ли регистрировать товарный знак? Нужно это все делать до выхода на Kickstarter, или можно после? Нужно ли вообще это делать?

Спасибо и с уважением, команда EDDA.


Отвечает Владимир Беляев, координатор «Центра управления законом»

EDDA, привет!

Лучший способ решить юридическую проблему — не решать её, поэтому проще всего ответить на первый вопрос: авторские права регистрировать не нужно, ни в России, ни в мире.

Авторские права возникают с момента создания произведения, поэтому как только вы нарисовали картинку, сняли видео или набросали скетч на салфетке в перерыве между двумя порциями доброго эля, вы сразу же стали автором произведения. Отсутствие необходимости в регистрации авторских прав совсем не значит, что можно расслабиться и получать удовольствие.

Наверняка в вашей команде несколько человек и, скорее всего, вас не связывают юридически значимые отношения. Кажется, что это круто, ведь у вас есть возможность сосредоточиться на разработке и тестировании игры. На самом деле это не так, и главная причина — юридическая неопределённость.

Что будет, если ваш программист уволится, иллюстратор сбежит в декрет, а дизайнер свалит на Гоа, прихватив наброски и наработки? Боюсь, что ничего хорошего не произойдёт, ведь если в вашей папке нет документов, подтверждающих передачу прав, вы останетесь у разбитого корыта.

Поэтому для начала проверьте, как у вас обстоят дела с правами.

Если есть договоры на разработку чего угодно — найдите в них пункт об отчуждении исключительного права на произведение и, если повезёт, пункты о разрешении на переработку произведения и праве использовать произведение без указания имени автора.

Если вдруг вы уже зарегистрировали юридическое лицо или имеете статус индивидуального предпринимателя, а все ваши коллеги по проекту — работники, проверьте в договоре наличие пунктов о служебных произведениях, о передаче прав и об отдельно прописанном за это вознаграждением.

Если есть договоры о соавторстве — проверьте в них условия о том, как распределяется вознаграждение от игры, как защищаются и как распределяются права. Следующий уровень крутости — прочитать статью Павла Мищенко здесь же, на ЦП.

После этого запишите всё, что у вас есть, на стопку DVD-R, сделайте пару-тройку экземпляров и отправьте сами себе, воспользовавшись услугами Почты России. Не забудьте отправить диски письмом или бандеролью с уведомлением о вручении и описью вложения.

Как только корреспонденция придёт, оставьте её спокойно валяться в дальнем ящике стола, не вскрывая, но и не забывая о ней. Момент истины настанет, когда и если вам понадобится подтвердить в суде авторство: невскрытый конверт может стать неплохим доказательством того, что контент появился у вас раньше, чем у злодеев-нарушителей ваших прав.

Регистрация товарного знака — безусловно, полезная процедура, результат которой — не только эффектная бумажка и статус achievement unlocked, но и усиление юридической мощи команды, а заодно и увеличение привлекательности в глазах инвесторов. Единственный нюанс — для этого придётся регистрировать юридическое лицо или получать статус индивидуального предпринимателя, а готовы ли вы к этому?

Ответить на два последних вопроса мне чертовски сложно. Будь я на вашем месте, я бы озаботился всем как можно раньше, но это только потому, что я юрист. Будь я дизайнером, я бы посоветовал начать с дизайна, а будь я менеджером по проектам — я порекомендовал бы начертить диаграмму Ганта.

P.S. Видел трейлер вашей игры на YouTube, весьма неплохо. Эх, где мои семнадцать лет…

4 комментария

Мы свой проект FriendHelp запустили на Boomstarter.ru с такой идеей: "Как только станет очевидно, что проект успешен, то имеет смысл вкладываться ресурсами." Вот сейчас у нас 19 спонсоров - как вы думаете, стоит ли для подтверждения своих прав на бренд идти к нотариусу или подавать заявку на регистрацию торговой марки?

Ответить

Нотариус не заверяет "бренд". Нотариус может зафиксировать какой-то документ (распечатанный текст или графику, в том числе) и сделать копию с датой заверения. Т.е. по факту получите доказательство того, что на такое-то число Вы обладали результатом, который присутствует на документе.
Подробнее можно посмотреть тут: http://ivanbardov.info/st/obespechenie-dokazatelstv-avtorstva
Пардон за много ссылок на себя, просто я не вижу смысла целиком переписывать ранее изложенные мысли заново)

1
Ответить

Насчёт авторских прав - целиком и полностью согласен с Владимиром.
Если интересно, то обосновал тут: http://ivanbardov.info/st/pochemu-avtorskie-prava-ne-trebuyut-registracii (там же ссыль на видео).
Что касается товарного знака - надо учесть, что правовая охрана знака имеет территориальный принцип: зарегистрированный в РФ ТЗ сам по себе не будет охраняться в других странах, для этого необходимо проводить затратную процедуру по Мадридской системе.

Ответить

Владимир, отправка результата интеллектуальной деятельности почтой - это банальщина, причем малоэффективная. Почта не осуществляет проверку содержимого диска и не гарантирует, что после его получения диск не был подменен. На это грамотный юрист сошлется в первую очередь. Если уж надо подстраховаться, то лучше заверить его у нотариуса. Это, конечно, заметно более дорогая процедура, да и не каждый согласиться так поступить, но действия нотариуса оспорить гораздо сложнее (можно сказать, что даже нельзя). А еще можно получить свидетельство в ФИПСе, причем именно на программу для ЭВМ.

Ответить