Выпуск ЦФА: главные вопросы для эмитента

Вы хотите выпустить ЦФА, потому что это быстро, позволяет удобно привлекать финансирование, а накладные расходы и ставки ниже, чем при использовании многих традиционных инструментов? Всё верно, но, чтобы на практике получить все эти выгоды, будущему эмитенту обязательно надо учесть важные правовые, налоговые и даже маркетинговые соображения. Три волшебные буквы Ц, Ф и А сами по себе не принесут деньги. Успех выпуска сильно зависит от степени готовности команды и подходов эмитента.

Ценность для инвесторов

Ключевой вопрос:
Что мы предлагаем в ЦФА-упаковке? Чем это выгоднее, чем уже имеющиеся на рынке предложения?

Подробности
Поскольку тема ЦФА стала модной, складывается ощущение, что упаковка актива в формат ЦФА имеет самостоятельную маркетинговую ценность. Кажется, что инвесторы на платформах ОИС только и ждут очередного выпуска, чтобы потратить свои деньги, а спрос на любые ЦФА появится автоматически.

На практике новизна инструмента действительно может помочь продажам, но только в дополнение к верно просчитанным параметрам выпуска и модели дистрибуции, а также устойчивой репутации эмитента.

Стоит изначально решить, на кого ориентирован выпуск. Например, наиболее популярный сегодня «цифровой долг» можно привязать к ключевой ставке Банка России или другим плавающим индикаторам. Но это ограничивает аудиторию выпуска только квалифицированными инвесторами. А предложение фиксированной доходности расширяет аудиторию до неквалифицированных инвесторов, однако оно требует вдумчивых экономических расчетов.

Разумеется, на привлекательность выпуска влияет не только доходность, но и бренд эмитента. Выпуски от именитых эмитентов выкупаются быстрее и проще. Малоизвестные компании и стартапы тоже могут провести успешный выпуск! Но им придется приложить больше усилий, чтобы убедить сначала риск-менеджеров оператора по выпуску ЦФА, а затем инвесторов в своей способности выполнить финансовые обязательства по инструменту.

Что делать
В диалоге с оператором определить подходящий тип инструмента и его механику, а также аудиторию инвесторов. Найти баланс между финансовыми интересами эмитента и инвесторов. Опционально – проработать нефинансовые компоненты продукта, повышающие его привлекательность.

На этапе онбординга на платформу потребуется стандартная документация для оценки финансовой устойчивости эмитента. Плюс, если планируется физическое обеспечение, информация о нем.

Регуляторные и законодательные ограничения

Ключевые вопросы:

1. Корректна ли юридическая обвязка инструмента?

2. Существуют ли внешние регуляторные риски для всех участников?

Подробности
Зачастую описания ЦФА на популярных сайтах создают иллюзию, что в рамках этого инструмента можно «оцифровать» вообще любые правоотношения. Довольно часто у российских компаний возникают такие идеи:

  • ведение ВЭД при помощи ЦФА;
  • использование ЦФА как инструмента оплаты;
  • выпуск ЦФА на акции публичных компаний;
  • выпуск ЦФА на акции иностранных компаний, доступ к зарубежным биржам и другим инструментам, создающим риск вторичных санкций для всех участников оборота ЦФА.

Некоторые из них прямо запрещены законом о цифровых финансовых активах, другие ограничены регулятором или находятся в крайне непроработанном правовом поле.

Что делать

Проверить, что возникшая идея по выпуску ЦФА соответствует сути этого инструмента и действующему законодательству. В качестве первого этапа можно изучить наш плейбук по выпуску ЦФА и собственно Закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Обратиться в обладающий практическим опытом ОИС и совместно проработать структуру инструмента с учётом рекомендаций регулятора, либо взять готовый продукт из уже наработанного портфеля ОИС.

Маркетинг и дистрибуция

Ключевые вопросы:

1. Как инвесторы узнают о нашем выпуске?

2. Как и где они купят ЦФА?

3. Какова стоимость дистрибуции?

Подробности

В зависимости от аудитории выпуска, ему может потребоваться маркетинговая кампания. Для адресных выпусков и других «клубных» продуктов эта проблема обычно не стоит — в отличие от ЦФА для розничных инвесторов.

Если предполагается, что основным каналом продаж будет «витрина» самого ОИС или его банка-партнёра, то самый простой путь состоит в том, чтобы поручить и дистрибуцию, и продвижение самому оператору платформы ЦФА.

При этом нужно учитывать, что у разных ОИС постепенно появляется своя специализация. Некоторые из них ориентированы только на юридических лиц. Атомайз выстраивает партнёрскую программу с крупными банками с многомиллионной розничной аудиторией. Кроме того, на платформе уже имеют кошельки свыше 72 тыс. инвесторов – физических лиц.

Для компаний, у которых есть свои постоянные клиенты или поставщики, продвижение выпуска через каналы общения с ними может быть самым быстрым и недорогим способом привлечения инвесторов. Правда, придётся постараться, чтобы не только убедить их инвестировать в компанию через ЦФА, но и снабдить подробными пошаговыми инструкциями по регистрации на платформе ОИС и покупке ЦФА.

Что делать

Предварительно проработать каналы дистрибуции ЦФА с платформой и учесть стоимость этих усилий при оценке финансовой эффективности выпуска.

Налоги и бухучёт

Ключевые вопросы:

1. Как мы отразим на своём балансе выпущенные ЦФА?
2. Если мы хорошо знаем портрет своего будущего инвестора (корпоративного или институционального), как он будет учитывать купленные ЦФА у себя на балансе?
3. Как избежать неоптимального налогообложения?

Подробности
Из-за новизны инструмента пока отсутствуют РСБУ, регулирующие порядок бухгалтерского учета по операциям с ЦФА, а большинство финансовых департаментов ещё не знакомы с практикой учёта ЦФА и ГЦП.

Зачастую эмитенты используют сложившуюся практику учёта и налогообложения на основе предыдущих размещений на классическом рынке. Отражение ЦФА на балансе организации-эмитента может происходить разными способами (как займ, встроенный ПФИ, как доходы и расходы, связанные с выбытием дебиторской задолженности, по аналогии с учётом акций и т.п.), но это напрямую зависит от параметров инструмента и требует индивидуальной оценки. При этом у ЦФА и ГЦП есть свои особенности.

Это же касается и налогового аспекта: в зависимости от того, какие права удостоверяют ЦФА, налоговые ставки налогу на прибыль могут варьироваться от 13% до 20%, со своими нюансами по поводу определения налоговой базы, уменьшения налогооблагаемой базы и особым порядком учёта. Хотя реализация ЦФА не подлежит налогообложению НДС, есть важные моменты с его раздельным учётом. Более того, законодательство в налоговой сфере продолжает дорабатываться. В нашей практике, именно обсуждение этих деталей и поиск оптимального для каждого эмитента решения пока отнимают значительную часть времени при выпуске нового, индивидуального типа продукта.

Что делать
Изучить базовые положения законодательства о ЦФА, сложившиеся практики и рекомендации консультантов в сфере учёта и налогообложения цифровых прав (наш плейбук, обзорные материалы налоговых консультантов). Еще лучше – пройти дополнительное обучение (например, в рамках Академии ЦФА Атомайз) или обратиться к проверенным консультантам.

Следите за лучшими и самыми интересными выпусками ЦФА в нашем Telegram! Ну а инвестировать в них можно через мобильное приложение (RuStore)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда