5 млн рублей в месяц на CRM-виджетах: прибыльный бизнес на дополнениях для amoCRM и Битрикс24

Одни предприниматели стремятся к полной независимости своего дела, другие – встраиваются в денежный поток крупных игроков и зарабатывают миллионы на дополнениях для чужого продукта...

5 млн рублей в месяц на CRM-виджетах: прибыльный бизнес на дополнениях для amoCRM и Битрикс24

Если вы предпочитаете слушать, то сделать это можно на подкаст-площадках:

«Стартап-секреты» – это подкаст для тех кто развивает свой айти-бизнес, большой-маленький-микроскопический – не важно. Ну и для тех, кто пока только мечтает о запуске стартапа.

Гость выпуска

Радик Юсупов
основатель и гендиректор онлайн-сервиса «Радист Онлайн»

Radist.Online помогает сделать интеграцию мессенджеров и банков с CRM-системой, чтобы менеджеры вели переписку с клиентами внутри привычного интерфейса Битрикс24 и amoCRM.

У сервиса Radist.Online 2000 клиентов, в числе которых Теле2, Модульбанк, Первый ОФД. Виджет пользуется популярностью и делает оборот в 5 миллионов рублей в месяц.

Зависимость от крупного игрока – почему выбрал такую стратегию развития бизнеса

Так сложилось исторически: первый успешный бизнес был построен на интеграции с CRM-системами и большинство последующих запросов приходило на чат-боты и лендинги в мессенджерах. В это же время в amoCRM пришли операторы WhatsApp. У CRM была начата автоматизация ботов, но никто не брался за связку этих возможностей. Увидев эту потребность клиентов, Радик решил создать дополнение.

Интеграции в бизнес крупного партнера – это реальный шанс для молодой IT-компании: появиться с каким-то продуктом, заработать первые деньги, заявить о своем бизнесе, выстроить маркетинг, продажи и команду. Это был подходящий вариант и потому, что Радик не хотел и не любил продавать, а через «маркетплейс» amoCRM клиенты сами находил продукт и покупали без дополнительного убеждения.

По статистике Росстата в России 6 миллионов бизнесов: действующих ипшек и юрлиц, которые открыты и которые работают. Если посмотреть на количество клиентов у amoCRM и Битрикс24, то до 6 миллионов все еще очень далеко, потому что у Амо порядка 100-150 тысяч клиентов, и у Битрикса платящих примерно столько же. Мы вместе с CRM-системами пытаемся рынок освоить и дать предпринимателям хорошее решение.

Радик Юсупов, основатель и гендиректор онлайн-сервиса «Радист Онлайн»
Радик развивает свой проект вместе с женой
Радик развивает свой проект вместе с женой

Плюсы и минусы заработка на виджетах для крупных CRM

В случае заработка на маркетплейсах крупных CRM-систем плюсы и минусы тесно связаны друг с другом и в какой-то степени минусы нивелируются плюсами.

Плюсы:

  • Не нужно искать аудиторию и продавать, и это – самый большой плюс, особенно для начинающей IT-компании. Первые полтора года виджет «Радист Онлайн» продавал бот в WhatsApp, и только по мере роста компании появились менеджеры продаж. Под крылом у крупного бизнеса всегда есть клиенты, которым можно предложить решение тех или иных проблем.
  • Существенный плюс: если продукт действительно хороший и успешно решает проблемы клиентов, если ты в диалоге с партнером, то варианта что тебя выкинут из системы просто нет.

Минусы:

  • Крупный партнер может влиять на развитие компании в худшую сторону, например, тормозить ее.
  • Главным минусом Радик назвал то, что компания ограничена экосистемой продукта, который сопровождает. Ведь на рынке много других CRM-систем, которым может пригодится разработанный функционал.

Но этот минус нивелируется плюсом: ограничение только одной экосистемой гарантирует глубокое погружение в проблему, что позволяет максимально проработать все аспекты и сделать самый крутой продукт. Без распыления внимания.

Например, в 2020 году «Радист Онлайн» сделал интеграцию с банками, а через полгода amoCRM запустила свою интеграцию, которая входила в тариф. Вроде конкуренция, но виджет от CRM был менее функциональным. А если бы клиенту потребовалось что-то дорабатывать, amoCRM потребовалось бы больше времени. Руководство только поддержало наличие виджета конкурента, наравне со своим.

Такие крупные IT-машины, как amoCRM и Битрикс24, очень тяжело маневрируют в мелких задачах для клиентов. Иногда требуется быстро дополнить функционал, который соответствовал бы изменившимся требованиям бизнеса или закона. Небольшой компании это сделать легче и бизнес готов платить за быстрое решение своих вопросов.

Радик Юсупов, основатель и гендиректор онлайн-сервиса «Радист Онлайн»
Как выглядит виджет в каталоге маркета Битрикс24
Как выглядит виджет в каталоге маркета Битрикс24

Как разработчику заработать на обновлениях amoCRM и Битрикс24

У каждой CRM есть функция, которая закрывает 80% задач. Но бывает так, что какая-то потребность не закрывается, а клиентам это важно. Поэтому нужно смотреть на то, что выкатывается разработчиками CRM-системы, и делать тоже самое, только лучше. Искать задачи клиента и делать продукт, который решать их, даже узкую задачу.

Мы узнали, что экономика CRM-маркетплейсов отличается от привычных: у Amo и у Битрикса есть по 2 разных варианта заработка, которые сосуществуют. Первый вариант, одинаковый для amoCRM и Битрикс24 – виджет есть на витрине маркетплейса, клиент находит, покупает, пользуется. Клиент платит напрямую создателю виджета.

Второй вариант различается.

У Битрикс24 – виджет, наравне с другими продуктами CRM, входит в подписку (Битрикс24.Маркет Плюс) в рамках которой он может установить любой виджет. Маркетплейс платит компании-создателю виджета процент с подписки клиента. Размер процента зависит от того, насколько активно клиент использует продукт. И именно процент за подписку дает хорошую прибыль: «Радист Онлайн» – это интеграция с мессенджером, которым пользуются очень активно, а значит и процент приличный.

AmoCRM дает возможность зарабатывать своим партнерам, даже если у них нет для этого инфраструктуры: CRM-система принимает деньги от клиентов, а партнеру переводится сумма за вычетом своего процента. И клиентам удобно - они платят в «одно окно», и партнеру настраивать интернет-банкинг не нужно.

Способы продвижения в маркетплейсах Битрикс24 и amoCRM

Если сравнить возможности продвижения продукта в вебсторах и CRM-маркетплейсах, тут опять нарисуется плюс: не нужно ломать голову, как привлечь внимание к виджету.

На маркетплейсе amoCRM можно покупать рекламные места на определенный период. «Радист Онлайн» пробовал этот способ продвижения, но лучший эффект дает наличие оценок и отзывов. Если у виджета высокая оценка и много отзывов, то клиенты уверенно приходят. Поэтому компания Радика плотно работает с отзывами от текущих клиентов.

У Радист Онлайн высокий рейтинг в каталоге дополнений amoCRM
У Радист Онлайн высокий рейтинг в каталоге дополнений amoCRM

Про работу с отзывами и негативом

Команда Радика разработала систему, чтобы получить отзыв от клиента. Через 3 недели после установки виджета клиент получает сообщение с просьбой оставить отзыв. Стимулом к действию становится прибавление нескольких дней сверх имеющегося тарифа. Этот процесс автоматизирован при помощи amoCRM.

Если получен негативный отзыв, то его можно исправить. Компания связывается с клиентом, оставившим отрицательный отзыв, узнает причину и предлагает компромиссное решение в обмен на изменение оценки.

Это хорошо работает в случае с реальным негативом: клиент идет на контакт и рассказывает, что было плохо, а что хорошо. Но бывает, что клиенту не успели ответить достаточно быстро, и он написал отзыв на эмоциях, а не по факту. Тогда его можно попросить исправить комментарий, потому что он не имеет прямого отношения к функционалу виджета. Но иногда найти клиента, оставившего негативный отзыв, не получается (он не отвечает на сообщения), и отзыв остается.

Кто больше всех зарабатывает на виджетах для Битрикс24 и amoCRM

В маркетплейсе немало виджетов, но не все они приносят ощутимую прибыль. Это видно по количеству скачиваний, по отзывам. Тем не менее, есть явные лидеры, по которым можно сделать выводы о размере прибыли.

Взлетают те виджеты, которые предоставляют клиентам весь необходимый функционал для решения конкретной задачи. Тут важно отметить, что это должен быть не просто набор популярных фишек, а связка полезностей, которые упрощают или ускоряют конкретный рабочий процесс.

Для примера Радик привел виджет Textback – функциональное предложение для рассылок. Команда получает много обратной связи и лидов, дает клиентам аналитику (open rate по мессенджерам, возврат клиентов, эффективность продаж). И есть с чем сравнить: в виджете «Радист Онлайн» рассылка была сделана еще полтора года назад, но в ней не было аналитики. Предприниматели пользуются, но уходят в поиске более функционального решения. Поэтому сейчас команда Радика активно дорабатывает виджет рассылки, чтобы клиентам было удобнее решать свои задачи.

5 млн рублей в месяц на CRM-виджетах: прибыльный бизнес на дополнениях для amoCRM и Битрикс24

Где потолок выручки бизнеса на виджетах для CRM

Несмотря на замкнутость экономики маркетплейсов, уровень дохода на них ограничен только недостаточными характеристиками готового продукта. Всегда есть возможности для увеличения прибыли:

  • если у amoCRM 100-150 тысяч прибыльных клиентов, а у виджета 2 тысячи, решение – привлекать новых клиентов.
  • можно расти вширь и сделать еще какой-то виджет.

Есть еще одна очевидная возможность для компании, но уже за пределами маркетплейса: разработать самостоятельный продукт, который продается вне маркетплейса. Так «Радист Онлайн» запустил Телегомагазин – интернет-магазин в мессенджере Телеграм. Ни amoCRM, ни Битрикс не пойдут пока в эту сторону, а небольшая компания вполне может завоевать некоторую долю рынка, а потом и расшириться под CRM-маркетплейсы. Потолка в выручке можно достигнуть, только если сфокусироваться на одном продукте или узкой задаче.

В целом, если посмотреть на объем российского рынка, то даже у самих CRM-систем не так много клиентов (из 6 млн бизнесов – только малая часть рынка), поэтому есть масса возможностей для роста.

Радик Юсупов, основатель и гендиректор онлайн-сервиса «Радист Онлайн»

В ближайшем будущем CRM-маркетплейсы будут активно развиваться и брать на вооружение опыт продуктовых маркетплейсов, таких как WildBerries, внедрять продвинутую систему оценок и отзывов, легкую оплату и удобство продления подписок. Также будут упрощать и путь для партнеров: предлагать более гибкие условия и удобные API, развивать взаимодействие на уровне win-win.

5 млн рублей в месяц на CRM-виджетах: прибыльный бизнес на дополнениях для amoCRM и Битрикс24

С чего начинался Radist.Online

Бизнес Радика построен на его умении объединять мелкие разрозненные продукты в единое решение. И главный рецепт успеха – понимать, искать и решать задачи бизнеса.

Уже было понимание потребности целевой аудитории, на основании предыдущего опыта работы в интеграторах. Радик решил действовать как в инфобизнесе: сначала собрать лиды, чтобы понять, существует ли спрос, а потом делать продукт. На такой волне летом 2018 года запустили лендинг с рекламой (WhatsApp лендинг в amoCRM) и за 2 дня получили 80 заявок.

Фишка такого подхода в том, что не приходится перебирать гипотезы: зная потребности и проблемы аудитории, выбираешь работающую гипотезу. В самом начале помогли соцсети, в которых Радик развивал свои аккаунты, рассказывая про amoCRM подписчикам. Там и прорекламировал лендинг.

Первым этапом был сбор предварительных заявок, а после приступили к созданию продукта, который будет решать задачи для уже готовой аудитории. «Радист Онлайн» появился в январе 2019 года, прошло полгода с получения заявок. Потом поднимали ту аудиторию (часть из них до сих пор с нами), и привлекали новую.

Продукт был на стадии MVP: тогда интеграции с WhatsApp еще никто не делал. Сначала делали все вручную, но потом подсчитали: на подключение одного клиента нужен час, больше 8 клиентов в день не подключишь. И решили абсолютно все автоматизировать на базе amoCRM. Доработка автоматизации заняла 2 года. Только в 2021 году появился личный кабинет, который позволил снять нагрузку с менеджеров.

5 млн рублей в месяц на CRM-виджетах: прибыльный бизнес на дополнениях для amoCRM и Битрикс24

Вести бизнес с женой – каково это?

Над проектом Радик работает вместе с супругой Еленой.

На Радике вопросы, связанные за стратегию развития компания и продукта, Елена – операционный директор, закрывает все текущие вопросы.

Мы разобрали, какие могут быть плюсы и минусы такого семейного дела. Самый главный плюс – семья на одной волне, муж и жена полностью понимают проблемы и задачи друг друга, работа не мешает жизни.

Совместный бизнес гарантирует наличие общих интересов, проще планировать совместный отдых и состыковывать графики.

Радик Юсупов, основатель и гендиректор онлайн-сервиса «Радист Онлайн»

Есть и минус: иногда происходит столкновение мужского и женского эго, ведь сбалансировать видение и потребности бывает непросто. В целом получается, что пара развивает не только бизнес, но и друг друга.

Как не бросить, когда сложно

Как и у многих предпринимателей, у Радика были моменты, когда что-то не получалось, долги росли. Удержаться помогали люди вокруг: такие же начинающие бизнесмены, более успешные, которые тоже посещали тусовки Бизнес-Молодости или Лайк-центра, на которых смотришь и понимаешь, что у тебя тоже все получится.

Ну и конечно,всегда нужен источник вдохновения. Радик выбирает чтение, но читает непросто по настроению или рекомендациям. Он выбирает литературу, которая может помочь найти подсказку, идею, помощь в конкретном моменте.

Например, недавно нашел книжку Мелиссы Перри «Product-management без ошибок» и купил сразу два экземпляра, себе и продакт-менеджеру. Ведь развивать продукт – это не про развитие функционала, это больше про отношение к продукту, маркетингу и клиентам. После прочтения книги Радик и Елена поняли, что идут верным путем, но есть что докрутить, чтобы развиваться еще успешнее.

3 совета тем, кто хочет создать бизнес на виджетах для amoCRM и Битрикс24

  1. Найдите проблему клиента при работе с каким-то продуктом и сделайте на основе этого принципиально новую или улучшенную версию имеющихся продуктов.
  2. Не бросайте клиентов: сделайте так, чтобы они закрыли свою задачу с опережением ожиданий.
  3. Не останавливайтесь в развитии своего продукта, особенно если этого просят клиенты.

Остались вопросы к Радику после прочтения статьи? Задавайте их в комментариях к статье 👇

или подписывайтесь на ТГ-канал сервиса, чтобы спросить там.

Если вам понравилась статья, поставьте ей лайк и поделитесь с коллегой или другом – вдруг им тоже будет полезно получить эту информацию именно сейчас.

Подписывайтесь на мой VC-блог и жмите 🔔 чтобы узнать больше о развитии ИТ-бизнеса и стартапов. А для ценителей аудио-формата я веду подкаст на всех доступных площадках. AppleЯндексYouTubeИ еще в 5 плеерах. Присоединяйтесь и слушайте каждую неделю новый эпизод «Стартап-секретов»!

4242
23 комментария

Есть вопрос по созданию виджетов для CRM? Напиши в комментах

Ответить

Радик, крутой путь вы проделали, спасибо за статью!

Я развиваю свой сервис для создания коммерческих предложений и смет онлайн – https://estimates.guru/ . И сейчас заканчиваем интеграцию с Битрикс24.

Как по твоему мнению, в Б24 сидят более взрослые компании (в которых больше отделы продаж) по сравнению с amoCRM или разницы особой в поведении и инвестициями в инструменты повышающие эффективность процессов нет?

4
Ответить

Спасибо большое )
По поводу вопроса: Если про отделы продаж, то это амо безусловно, потому что они нацелены на этот рынок. В Б24 они конечно тоже есть, но это уже компании с большим количеством отделов и необходимостью взаимодействия )

2
Ответить

Один из самый сложных пунктов это не бросить, когда сложно, всем бы побольше веры в себя, но часто просто руки сами по себе опускаются

3
Ответить

Поэтому я каждому гостю в своем подкасте задаю этот вопрос – очень интересно слушать что и кого мотивирует продолжать)

2
Ответить

Чаще всего дополнения к Битриксу 24 исполнены лучше самой CRM.
P/S: семейная фотка клевая 🤗

3
Ответить

Спасибо большое!

1
Ответить