Худшие уходят первыми: как бизнесу сохранить прибыль, а сотруднику — должность

Худшие уходят первыми: как бизнесу сохранить прибыль, а сотруднику — должность

Сильнее всего пандемия коронавируса ударила по сотрудникам сферы услуг, недвижимости, общественного питания, гостиничного бизнеса и туристической отрасли — в неоплачиваемый отпуск ушли от 15 до 38% человек. По официальным данным, в России зарегистрировано более 2 млн безработных.

В эти непростые времена бизнес перешел в режим экономии и оптимизации ресурсов. Компании прощаются с неэффективными кадрами, а ценные сотрудники сильнее держатся за свою работу.

Руководитель направления онлайн-поддержки «Битрикс24» Марина Вострикова рассказывает, как повысить эффективность работников. И как устроены трудовые отношения в эпоху COVID-19.

От бесплатных обедов — к стабильности

В этом году наступило время для новой системы корпоративной мотивации.

Раньше в нее входили позитивная рабочая атмосфера, тимбилдинг, признание заслуг, премии, оплата обедов и такси. Сегодня — стабильная зарплата, известный бренд работодателя, сильная команда, интересные задачи. Работа в стабильной компании — главная ценность этого года.

Ее сохранят только самые полезные члены команды. В таких условиях компания ждет от сотрудников повышенную отдачу. Как ее получить?

1. Проработайте план

Уже сейчас 90% компаний из категории товаров и услуг почувствовали снижение спроса. У бизнеса есть три варианта событий:

  • Оптимистичный. В 2020-м году получится сохранить весь коллектив и ключевые условия — уровень заработной платы и корпоративные привилегии.
  • Реалистичный. Придется расстаться с 15% неэффективных коллег, чтобы не сокращать продуктивных сотрудников.
  • Пессимистичный. В штате останется только половина команды, а зарплаты могут упасть на 20%.

Каждый план нужно тщательно проработать как для топ-менеджмента, так и для линейных сотрудников. Работники должны иметь полное представление о том, что может ждать компанию в ближайшие недели.

Составьте примерный таймлайн и порядок действий при любом из возможных исходов. Подумайте, как лучше рассказать команде об этих вариантах. Безликих писем в корпоративной почте стоит избежать. В стрессовой обстановке лучше сделать контакт максимально персонализированным.

2. Найдите продуктивных

Согласно исследованию Addison Group, 81% людей отметили, что стали искать новую работу тогда, когда разлюбили старую. В эпоху COVID-19 отношения с работодателем превращаются в брак по расчету: вместо того, чтобы подать резюме на новую вакансию, сотрудник держится за свое стабильное, но нелюбимое место. Рабочий день тянется вечность, продуктивность снижается, KPI падают.

Раньше HR-отдел мог позволить себе следить за состоянием работников и помогать им справляться с эмоциональным выгоранием. Теперь компания должна беречь ресурсы, которые до пандемии использовала для повышения личной эффективности.

Чтобы не тратить бюджеты зря, бизнесу придется провести ревизию кадров.

Как это сделать?

— Следите за эмоциями

Самые продуктивные сотрудники на работе чаще всего проявляют одни и те же эмоции: расслабленность, позитив и серьезность. Еще не значит, что грамотный спец не может грустить или быть в стрессе. Но это не те слова, которыми можно описать его образ в команде.

Я верю, что неэффективных людей нет. Есть те, кто недостаточно мотивирован.

Людей с низкой мотивацией можно распознать так: они раздражительны, пассивно-агрессивны, часто беспомощны.

— Оцените усилия для роста продуктивности

Если вы заметили, что чья-то мотивация страдает, не спешите прощаться с работником.

Поговорите с ним: чего ему не хватает? Может быть, хороший специалист погряз в рутине? Тогда стоит дать ему пару новых креативных задач, которые сново раскроют его потенциал. Возможно, небольшого усилия хватит, чтобы полностью пересмотреть чью-то роль в команде.

Если минимальное усилие не помогло — жаль. Но стоило попытаться.

Попросите руководителей отделов составить схематичные психологические портреты своей команды и сравните данные с показателями KPI. Это поможет понять процент «спокойных» и «агрессивных» в штате. А потом — принять верное решение, если придется кого-то сокращать.

3. Играйте на территории сотрудника

Сначала подготовьте план и поймите, из кого состоит костяк команды. Затем объясните работникам внешнюю ситуацию в мире и возможные последствия для компании.

Что еще можно сделать:

  • Продумать снижение дополнительных расходов. Предположим, вам придется отказаться от ежегодного корпоративного выезда на тимбилдинг в горах или от оплаты такси. Важно, чтобы все поняли: это для всеобщего блага, а не от жадности.
  • Дать советы по оптимизации личных финансов. Пусть работодатель станет еще одним каналом личной поддержки. Если не можете гарантировать квартальную премию, научите работников экономить — организуйте доступ к онлайн-курсам по семейному бюджету или делайте рассылки с полезными лайфхаками про сбережения.
  • Рассказать про оптимизацию рабочих процессов. Дайте сотрудникам знать, какое ПО поможет сосредоточиться на задаче, или введите новые практики распределения дел.
  • Установить новые KPI или подкорректировать прежние. Зафиксируйте изменения в общем чате или во внутренних документах. Обеспечьте более прозрачную отчетность по результатам. Точным KPI — точные результаты.

Что делать работнику

Если сотрудник думает об увольнении или оказался на его пороге по воле компании — важно помнить: теперь рынок ищет в основном звезд. Поиск новой работы — всегда стресс.

Как не уйти «в пустоту»:

  • Проведите ревизию своих умении и навыков. У вас должен быть четкий список того, что вы можете. Это пригодится как для поиска новой работы, так и для защиты своего положения в спорных ситуациях на действующей должности.
  • Оцените свою стоимость на рынке. Легче всего это сделать на тестовых собеседованиях. Попробуйте подать резюме в разные места, а потом изучите обратную связь.
  • Поговорите с карьерным консультантом. Возможно, третья сторона подскажет вам новые грани ваших собственных навыков.

Чтобы предупредить возможное сокращение, стоит развить гибкость и эффективность. Сохраняйте спокойствие и рассудительность, проявляйте личную инициативу и ответственность. Работайте лучше и, если нужно — больше.

Чек-лист для компании

1. Будьте готовы к любым вариантам событий. От оптимистичного до пессимистичного — когда придется прощаться с половиной штата.

2. Держите сотрудников в курсе ситуации. Вы и работники — на одной стороне. Им выгодно сберечь работу, вам — прибыль. Попробуйте сохранить этот баланс. Если нужно, скорректируйте KPI.

3. Мотивируйте людей стабильностью. Вам проще отказаться от оплаты такси, чем от одного ценного кадра. Сократите дополнительные расходы, но обеспечьте стабильный заработок.

4. Найдите и удерживайте самых продуктивных. Это поможет сохранить компанию на плаву при любом исходе.

5. Сделайте отчетность прозрачной для всех. Если кто-то уволен, все должны понимать, за что.

Чек-лист для сотрудника

1. Подготовьте подушку безопасности. Средств должно хватить как минимум на 4-6 месяцев.

2. Пересмотрите расходы и привычки. Оставьте траты только на самое необходимое. Проверьте подписки: может, вы уже давно не пользуетесь Netflix?

3. Обсудите новый бюджет с семьей. Наверняка найдется что-то, от чего близкие готовы на время отказаться. Если нужно, проконсультируйтесь с финансовым специалистом.

4. Оптимизируйте труд. Наведите порядок в документах, настройте горячие клавиши, попробуйте увеличить скорость печати и чтения, глубже изучите рабочее ПО.

5. Поймите, что умеете и сколько стоите на рынке. У вас всегда должен быть четкий ответ на вопрос о личных компетенциях.

Ответственность, инициатива, четкое выполнение KPI и гибкость — те самые «звездные» навыки, которые нужны рынку. Прокачаете их — сохраните возможность зарабатывать.

66
5 комментариев

теперь рынок ищет в основном звездЕсли вообще есть ресурсы на поиски)

1
Ответить

а как оценить свою стоимость на рынке - есть критерии?

Ответить

Лучше всего изучить, какая «вилка» заработной платы на релевантных позициях в компаниях, в которых вам интересно работать :) 

Ответить

Работать в компании, зная что вы в первых рядах на сокращение, нет смысла, если вы не студент. Заискивать перед работодателем, повышая свою производительность труда «горячими клавишами», очень унизительно. Если вы не ценны для работодателя, вероятно, вы выбрали не того работодателя. Либо не ту профессию, в которой можете добиться успеха

Ответить

В такой ситуации неизбежны кадровые ошибки, и расплатой будет увеличение бардака в конторе. А уж если дело дошло до экономии за счёт зарплатного фонда, конторе хана - раньше надо было фиксировать падение, предпринимать меры. И какие меры предпринимать - со стороны не определишь. Нужно быть в теме, и очень глубоко. 

Ответить