История IPG: создать компанию с выручкой в 24 млн рублей — вопреки кризису и неудачам

В 2008 году предприниматель из Екатеринбурга Павел Баранчиков готовился к запуску стартапа. Он собрал команду и нашёл первых клиентов — но его планам помешала рецессия. Выручка упала, деньги заканчивались — и ему требовалось найти выход, чтобы не подвести сотрудников.

История IPG: создать компанию с выручкой в 24 млн рублей — вопреки кризису и неудачам

Тогда он запустил digital-агентство и занялся внедрением продуктов «1С-Битрикс». За 12 лет IPG стала золотым партнёром компании и работает с самыми сложными проектами — и вот какой путь прошёл предприниматель.

Предприимчивый студент

Основатель IPG Павел Баранчиков занялся бизнесом в 2004 году — ещё во время учебы в УрФУ им Ельцина, где он учился на специалиста по стандартизации и сертификации в приборостроении.

Он начал оказывать услуги по системному администрированию. Работа оказалась непыльная, — большую часть вопросов удавалось решать дистанционно, — и параллельно Павел взял ещё одного клиента, а затем и ещё нескольких.

Его навыков хватало, а если возникал аврал или чрезвычайная ситуация — Павел нанимал опытных админов-фрилансеров, и всё равно оставался в плюсе.

В месяц я зарабатывал 25-30 тысяч рублей в месяц (с учётом инфляции эта сумма эквивалентна доходу 110 тысяч рублей в 2019 году— прим. ред.), чего в то время с лихвой хватало на все мои увлечения: сноуборд, горный велосипед, мотоцикл.

Часть денег я откладывал на различные предпринимательские проекты. Например, мы с другом организовали неофициальную вечеринку для студентов нашего вуза, которые достигли экватора учёбы.

А после нас чуть не отчислили из университета за несогласованное распространение рекламных материалов вечеринки. Зато мы хорошо заработали: по 60 тысяч рублей на каждого.

История IPG: создать компанию с выручкой в 24 млн рублей — вопреки кризису и неудачам

Однажды клиент Павла, — производитель насосов «Электрогидромаш», — решил обновить сайт и заняться его продвижением в поисковиках. Опыта у молодго человека было не так много (он ограничивался школьным сайтом), но всё же он вызвался помочь — чтобы разобраться в процессе.

Это сработало: директор предприятия не только остался доволен результатом, но и взял Павла на работу в отдел маркетинга — а через три года назначил его руководителем.

Чем обернулась попытка запустить стартап

Некоторое время спустя у Павла возникла идея — создать маркетплейс для насосного оборудования. Он заметил, что в рунете нет сервиса, с помощью которого клиент мог бы выбрать товар по подходящим характеристикам и изучить отзывы о поставщике или производителе.

Павел поделился идеей с руководителем, они открыли компанию и начали готовить сервис к запуску. Однако Павел понял, что не может совмещать работу и бизнес — и решил полностью переключиться на новый проект.

Зарабатывать партнёры планировали на продаже рекламных мест под баннеры и выделенных мест в выдаче для поставщиков и производителей. А позже хотели реализовать личный кабинет и быть гарантом сделки, получая процент от поставщика.

Создавать «Яндекс.Маркет» для насосов решили на CMS «1C-Битрикс: Управление сайтом» и обратились в веб-студию из Петербурга. А дальше начались проблемы.

На середине проекта они извинились и сказали, что не могут его закончить — уволился программист, который им занимался. Но любезно предоставили нам контакты этого разработчика.

Мы стали работать напрямую, но он срывал все сроки, часто не выходил на связь. И как только я не пробовал его мотивировать! В предложили ему переехать на время проекта в Екатеринбург. Сначала он жил у меня, потом мы снимали ему квартиру, я ежедневно возил его в офис и отвозил домой.

Но работа двигалась со скоростью улитки. В итоге мы выжали из него первую рабочую версию, запустились и далее уже дописывали сами. В то время я пережил все проблемы, которые переживает клиент, работая с некачественным подрядчиком, и понял, как работать нельзя.

Вместо выбывшего фрилансера Павел нанял программиста, дизайнера и верстальщика в штат, став руководителем отдела.

Новый сайт назвали iPumps. Он заработал весной 2008 года и благодаря продажам рекламы уже через пару месяцев приносил партнёрам выручку до 300 тысяч рублей в месяц при операционных затратах около 200 тысяч рублей.

Они планировали запустить ещё несколько похожих проектов в смежных отраслях — но помешал кризис: «насосники» свернули рекламные бюджеты, а iPumps и вовсе пришлось закрыть. Павлу срочно требовалось придумать — что делать дальше и как платить зарплату команде.

Увеличить оборот на 70% за два года и привлечь новых клиентов

Команда в итоге и стала главным активом предпринимателя. Её навыки позволяли браться за сложные проекты — оставалось только их найти. Баранчиков пошёл от простого: обзвонил бывших рекламодателей-«насосников» и выяснил, что им нужны сайты. Так IPG превратилась в веб-студию и начала специализироваться на продуктах «1С-Битрикс».

Чуть позже Павел выкупил долю в бизнесе у своего партнёра и договорился о сотрудничестве с уральским рекламным агентством «МедиаПартнер». У агентства не было направления по созданию и продвижению сайтов, а в IPG как раз появился специалист по SEO — и студия студия стала работать как субподрядчик «МедиаПартнера», от его имени.

Так IPG получил первых крупных клиентов — например, сеть лингвистических центров «Талисман», которая работает в Екатеринбурге, Тюмени и других городах УФО.

Благодаря сарафанному радио и успешным выступлениям на конференциях при поддержке «1С-Битрикс» Павлу удалось создать бренд IPG — и привлечь ещё больше заказчиков. В результате оборот студии с 2014 по 2016 год вырос почти на 70% — с 8,5 млн рублей до 12,7 млн рублей.

Однако Павел заметил, что рынок разработки сайтов на CMS постепенно «перегревается», и решил охватить другие направления. В 2012 году IPG одной из первых внедрила у себя в студии новый продукт для автоматизации процессов — «Корпоративный портал» (позже он станет «Битрикс24»), — и стала предлагать его клиентам.

Это решение оказалось удачным: в то время на рынке как раз возник большой спрос на решения для автоматизации процессов, ведения CRM, учёта сквозной аналитики и других бизнес-задач. В итоге к 2016 году внедрение и кастомизация «Битрикс24» начала приносить до 70% выручки.

Корпоративный портал на 2300 человек и другие проекты IPG

Одним из клиентов IPG стала челябинская сеть салонов оптики «Оптик Центр». У компании была проблема: из-за разрозненного учёта данных, — изготовление, продажа, ремонт и доставка очков, история взаимодействия с каждым клиентом отслеживались в «1С», на бумаге или не отслеживались вовсе, — страдал сервис и взаимодействие между разными отделами.

IPG унифицировала эти процессы и перенесла их в «Битрикс24» — а заодно объединила 500 сотрудников компании с помощью корпоративного портала.

Вот небольшой пример: раньше сотрудникам HR-отдела нужно было вручную публиковать объявления на карьерных сайтах, разбирать отклики, назначать собеседования.

Сейчас им достаточно нажать одну кнопку, и объявление автоматически опубликуется на нужных сайтах, все отклики будут собираться в одном месте, а приглашение на собеседование синхронизируется с календарём всех сопричастных.

Вся работа растянулась на год. «Единственное место, куда мы не забрались — их медицинский центр, — улыбается основатель IPG, — и то только потому, что по закону хранить медицинские данные нужно в специальной системе».

Таких масштабных проектов у IPG довольно много. Для компании Boxberry перевели в корпоративный портал 2300 сотрудников, а заодно помогли перенести данные из CRM «Мегаплан», которую компания использовала до этого, в «Битрикс24».

Для организации «Уральское объединение строителей» автоматизировали выставление счетов, мониторинг оплаты и другие рутинные процессы для 1800 строительных компаний.

Крупные контракты еще и прибыльные. Сложный и продолжительный проект может стоить заказчику до 3 млн рублей. В количественном отношении на такие проекты у IPG приходится 70%, но в структуре выручки они занимают 85%. В 2019 году именно за счет «тяжёлых» внедрений «Битрикс24» выручка компании выросла на 35%, а число сотрудников — до 26-ти.

Впрочем, чтобы не терять малый бизнес, которому не нужны масштабные внедрения, в IPG придумали услугу «День с экспертом»: к клиенту приезжает наставник из IPG, за день поднимает и настраивает «Битрикс24» и проводит обучение, как наиболее эффективно пользоваться сервисом. День с экспертом стоит 30 тысяч рублей, два дня — 60 тысяч рублей.

Новый инсайт

Несколько лет назад Павел Баранчиков увидел, что рынок веб-разработки снова меняется. «Раньше мы в 90% случаев разрабатывали индивидуальные сайты, а сейчас их не больше 15%, — говорит основатель IPG, — а остальные заказы — это сайты на основе готовых решений из маркетплейса “1С-Битрикс”».

То есть изменились потребности клиентов — они видят, что под их бизнес-задачу есть готовое решение, которое можно добавить к себе в «Битрикс24», чтобы расширить функциональность платформы: например, встроить один из конструкторов отчётов или прикрутить платёжную систему или добавить монитор загрузки сотрудников.

Тогда у предпринимателя возникла новая идея — искать потребности, для которых в маркетплейсе ещё нет приложений, и разрабатывать их самим. Например, раньше из «Битрикс24» было нельзя проверить контрагентов в «Контур.Фокусе» — в IPG создали сервис, который связывает обе системы.

Помимо этого компания выложила ещё 4 продукта — для интеграции с сервисами «Эльба», «МойСклад» и МТС, а также для доступа к «Картотеке арбитражных дел».

А ещё два приложения, — для автоматизации поиска и найма сотрудников и для автоматизации проведения мероприятий, — IPG пока продаёт сама, но тоже готовит к выкладке в маркетплейс.

Сейчас проект находится только в начальной стадии, поэтому подводить итоги пока рано — однако по расчётам Павла через три года приложения будут приносить IPG до 30% выручки.

2121
Начать дискуссию