Сказать жизни ДА! Виктор Франкл - Цитаты из книги

<i>Самый распространенный вариант обложки книги</i>
Самый распространенный вариант обложки книги

Привет! Прочитав книгу всегда хочется ее с кем-то обсудить, но сейчас книг так много, что порой встретить человека, который читает ту же книгу, что и ты можно только в читальном клубе 😁 Поэтому мне нравится для этих целей использовать VC. Тем более, что тут я могу оставить заметки, которые даже находясь в поездке будет легко открыть. Поэтому публикую цитаты, которые мне особенно откликнулись в тексте.

Я не пишу отзыв и никак не склоняю к прочтению, потому что у разных людей эта книга может вызвать разный отклик.

Наше время - всеобщей относительности, неуважения к знаниям и равнодушия к авторитетам

В конечном счете выясняется: то, что происходит внутри человека, то, что лагерь из него якобы "делает", - результат внутреннего решения самого человека. В принципе от каждого человека зависит, что, даже под давлением таких страшных обстоятельств, произойдет в лагере с ним, с его духовной, внутренней сутью: превратится ли он в "типичного" лагерника или останется и здесь человеком, сохранит свое человеческое достоинство.

Духовная свобода человека, которую у него нельзя отнять до последнего вздоха, дает ему возможность до последнего же вздоха наполнять свою жизнь смыслом.

Страдание является частью жизни, точно так же, как судьба и смерть. Страдание и смерть придают бытию цельность.

Самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой.

Вместо того чтобы рассматривать внешние тяготы лагерной жизни как испытание своей духовной стойкости, они относились к своему настоящему бытию как к чему-то такому, от чего лучше всего отвернуться, и, замкнувшись, полностью погружались в свое прошлое.

И жизнь их шла к упадку.

Вопреки лагерной действительности снова обратить его к будущему, к какой-то значимой для него цели в этом будущем.

Человеку вообще свойственно ориентироваться на будущее, существовать в его свете, как бы с точки зрения вечности.

К просвету в будущем, к попытке заглянуть в будущее он прибегает в свои самые тяжелые минуты.

Тот, кто не верит в будущее, в свое будущее, тот в лагере погиб. Он лишается духовной опоры, он позволяет себе опуститься внутренне, а этому душевному упадку сопутствует телесный. Это происходит иногда внезапно, в форме какого-то кризиса, признаки которого хорошо знакомы сколько-нибудь опытным лагерникам. И мы все боялись увидеть - не столько у себя, ибо это было бы уже неотвратимо, сколько у своих друзей - начало такого кризиса.

Для того, кто знает, какая связь существует между душевным состоянием человека и иммунитетом организма, достаточно ясно, какие фатальные последствия может иметь утрата воли к жизни и надежды. Мой товарищ умер в конечном счете от того, что жестокое разочарование ослабило его защитные силы и он не смог больше противостоять инфекции, которая и до того была очень распространена. Иссякла его вера в будущее и устремленность к нему - и организм сдался болезни.

Жить - в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.

Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия у разных людей и в разные мгновения жизни разный. - А это значит, что вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь конкретна и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны.

Ни одного человека нельзя приравнять к другому, как и ни одну судьбу нельзя сравнить с другой, и ни одна ситуация в точности не повторяется - каждая призывает человека к иному образу действий.

Для нас вопрос о смысле жизни давно уже был далек от того распространенного наивного взгляда, который сводит его к реализации творчески поставленной цели. Нет, речь шла о жизни в ее цельности, включавшей в себя также и смерть, а под смыслом мы понимали не только "смысл жизни", но и смысл страдания и умирания. За этот смысл мы боролись!

Единственность, уникальность, присущие каждому человеку, определяют и смысл каждой отдельной жизни. Неповторим он сам, неповторимо то, что именно он может и должен сделать - в своем труде, в творчестве, в любви.

Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое "как".

То, что ты переживаешь, не отнимут у тебя никакие силы в мире.

... "На каждого из нас, - говорил я, - в эти часы, которые, может быть, для многих уже становятся последними часами, кто-то смотрит сверху требовательным взглядом - друг или женщина, живой или мертвый. Или - Бог. И он ждет от нас, что мы его не разочаруем, что мы не будем жалкими, что мы сумеем сохранить стойкость и в жизни, и в смерти..."

Наша жертва в любом случае имеет смысл. Ведь суть жертвы в том, что в этом мире - мире успеха - она не приводит ни к какому результату, будь то жертва ради политической идеи или ради другого человека.

На свете есть две "расы" людей, только две! - люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти "расы" распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных.

Лагерная жизнь дала возможность заглянуть в самые глубины человеческой души. И надо ли удивляться тому, что в глубинах этих обнаружилось все, что свойственно человеку. Человеческое - это сплав добра и зла. Рубеж, разделяющий добро и зло, проходит через все человеческое и достигает самых глубин человеческой души. Он различим даже в бездне концлагеря.

Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно предшествующее поколение. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах.

Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко. Но над этим надо работать...

Испытывая разочарование, человек чувствует себя игрушкой судьбы. Годами он считал, что познал уже всю мыслимую глубину страдания, - теперь же он видит, что погружаться в него можно все глубже и глубже.

Так или иначе, но для каждого человека наступает день, когда он, оглядываясь на все пережитое, делает открытие: он сам не может понять, как у него хватило сил выстоять, вынести все то, с чем он столкнулся. И главным его достижением становится то несравненное чувство, что теперь он уже может не бояться ничего на свете - кроме своего Бога.

Выдержка из биографии (кратко):

Виктор Эмиль Франкл родился в еврейской семье 26 марта 1905 года. Оканчивая гимназию, он посвятил дипломную работу психологии, которой увлекался с юных лет. Получив диплом, Виктор поступил в университет Вены, чтобы изучать медицину, но позднее перевелся на факультет психиатрии и неврологии. Он глубоко погрузился в изучение состояния людей, подверженных депрессии и испытывающих суицидальные мысли.

Позднее Франкл разработал программу для студентов, которая помогала им избавиться от стресса во время сдачи экзаменов и получения аттестатов. В 1933 году психолог устроился в отделение по предотвращению самоубийств одной из венских клиник. Через пять лет он занялся частной практикой, а в 1940 году возглавил отделение неврологии Ротшильдской больницы.

Осенью 1942 года Виктор Франкл с женой, сестрой и родителями был отправлен в концлагерь Терезинштадт. Узнав о специализации, ему предложили работать с прибывающими узниками, которые нуждались в адаптации к новым условиям. Будучи заключенным, врач не расстался с чувством собственного достоинства, он регулярно читал лекции о психотерапии, представляя себя перед аудиторией. Через два года его перевели в Аушвиц, затем в Тюркгейм, где он стал чернорабочим. Весной 1945 года Франкл был освобожден. К этому времени его родные были убиты или умерли от болезни в концлагерях. Выжить удалось лишь сестре, которая позднее уехала в Австралию.

Начать дискуссию