Книжная полка: Что читает генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров

Генеральный директор российской компании Cognitive Technologies Андрей Черногоров написал для vc.ru колонку о своих любимых книгах по управлению и о том, как он применяет полученные знания на практике.

Книжная полка: Что читает генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров

Хотя я патологически привязан к чтению хорошей литературы, по-настоящему настольными книгами, к которым постоянно обращаюсь во время работы и откуда черпаю своё вдохновение, могу назвать лишь несколько.

Каждая из них представляет для меня максимальный концентрат опыта и знаний, не теряющих своей актуальности с течением времени, и открывается по-новому по мере моего собственного развития, профессионального и личностного становления.

В этом списке вы не найдете бизнес-макулатуры из серии «7 навыков по раскрепощению своей креативности» и прочих вторичных изданий, являющих собой пример механической компиляции из давно исследованных источников. Только те книги, за содержание которых я могу нести персональную ответственность.

1. Элий Белютин, «Искусство в тебе: педагогическая система Элия Белютина. Новая реальность»

Эта книга — основа моей системы ценностей как предпринимателя. Сейчас наша компания находится в процессе принятия новой корпоративной философии, она объединит в общий периметр и наших выдающихся докторов наук, на экспертизе которых построены флагманские продукты компании, и молодое поколение менеджеров.

Эту философию мы решили выстроить на основе теории «всеобщей контактности» из моей любимой книги российского педагога, художника и философа Элия Белютина.

Его методика позволяет переключать работу мозга таким образом, что он начинает использовать незадействованные ранее участки, приходя к нестандартным и оригинальным решениям. В свое время из 250 учеников Белютина не менее 20 стали основоположниками новых направлений в мировом искусстве. Важная книга для понимания собственного творческого потенциала, принципов и путей его развития. И главный источник инноваций в области менеджмента, которые удается успешно внедрять уже не первый год.

Для повышения производительности труда наших сотрудников мы активно прорабатываем управление их когнитивными функциями, то есть следим за их показателями концентрации, внимания и памяти (поскольку именно эти метрики напрямую влияют на скорость оборачиваемости технологических процессов в компании и на качество выпускаемой нами продукции в виде программного обеспечения) и стараемся постоянно их развивать.

Для этого мы применяем нестандартную методику, взятую нами из отрасли, максимально далекой от сферы ИТ. Речь идёт об изобразительном искусстве. Наши программисты без отрыва от производства регулярно участвуют в специальных мозговых штурмах и упражнениях по визуализации всех своих текущих задач, проблем, процессов с использованием методик креативного раскрепощения, разработанных Элием Белютиным и изложенных в его ключевой книге.

Даже если сотрудники никогда не проявляли интерес к живописи (а надо честно сказать, что таких большинство), специально разработанные пятиминутки по визуализации пользуются огромным спросом даже среди самых технически ориентированных специалистов нашей компании.

Наши программисты несколько раз за определённый цикл работ (как правило, один раз в 20 рабочих часов) делают специальный перерыв, который тратят на то, чтобы вместе с нашим методистом-педагогом из Фонда русского абстрактного искусства в буквальном смысле нарисовать на холсте (как вариант: зафиксировать карандашом на бумаге или на худой конец — стилусом в планшете) свои текущие задачи и определённые переживания, связанные с рабочими процессами.

Педагог детально прорабатывает с программистом то, что тот интуитивно изобразил на бумаге, анализирует цветовую гамму, символьный ряд, психологическое настроение созданной миниатюры. Многие проблемы и сложные рабочие ситуации удается решить путём простой фиксации их в абстрактных образах или схемах на холсте или ватмане.

В результате внедрения этой практики нам удалось заметно улучшить качество продукта: снизилось количество «багов» в коде, повысилась производительность и концентрация программистов. Мы ощущаем всё это по конкретным метрикам. А я делаю в книге Белютина очередную закладку или пометку nota bene на полях.

2. Виктор Пелевин, «Generation П»

Яркий и доходчивый инструментарий по рекламе и продвижению своего продукта на рынок. Перечитывая эту книгу, каждый раз понимаю, насколько иллюзорны и мифичны представления людей о том, что им нужно на самом деле, и как важно двигаться по намеченному пути вопреки всему. Из двух традиционных маркетинговых стратегий — marketpull и product push, — вообще-то и описанных у самого Пелевина, мы стараемся сделать синтез — удовлетворяем конкретную проблему заказчика, при этом показывая ему новые горизонты применения нашего продукта.

Книга Пелевина показывает, что в бизнесе эмоциональное начало — едва ли не определяющее. Если ты не будешь обладать внутренним драйвом и своим стилем ведения дел, то даже высокое качество твоего товара или услуги не помогут получить признание у публики.

Как и в рекламе, о которой точно пишет Пелевин: «Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями».

Можем ли мы, разработчики сложного ПО, продавать не продукт, а ощущение счастье? Конечно. Беспилотный автомобиль, управление закупками многомиллиардной корпорации через планшет, бизнес-ассистент с искусственным интеллектом. Эмоции превращают нас в фантастов, каждое слово которых затем находит воплощение в реальном мире.

3. Борис Черток, «Ракеты и люди»

Во время самого первого прочтения ещё в школьные годы книга легендарного учёного-конструктора укрепила меня в намерении заниматься высокотехнологичными проектами. Романтика описанной в книге эпохи заключалась в том, что люди просто занимались любимым делом, а в итоге — меняли контуры целого мира.

Когда вместе с командой наших программистов я сегодня презентую для заказчика новую информационную систему, чувствую себя Королёвым перед пуском ракеты. Главная мотивация людей, работающих с Королёвым и Чертоком, как последний сам писал в своей книге — это «перспектива быть участником свершения». Подобные чувства постоянно провоцируем в себе и мы.

Борис Черток — один из основоположников российской космонавтики, легендарный конструктор, академик РАН, соратник Королёва и других видных деятелей эпохи покорения космоса. Благодаря его работе были решены фундаментальные проблемы при создании знаменитых космических кораблей «Союз», «Прогресс», долговременных орбитальных станций типа «Салют», системы «Энергия-Буран».

История каждого корабля из этого списка — путь долгого и упорного труда, страшных ошибок, приводивших к человеческих жертвам, путь тернистого, но уверенного совершенствования человека как ученого и как мужчины. Считаю, что ключевые принципы работы Чертока сегодня следует взять на вооружение каждому руководителю инновационного предприятия в России.

Нашу команду разработчиков многому научили удачные и неудачные запуски советских ракет-носителей Н-1 и «Союз», описанные Б. Чертоком в своих книгах. Прежде всего – особому ощущению времени, принципиально иному отношению к взаимодействию внутри проектных команд. В нашей компании была создана внутрикорпоративная база знаний — фактически по аналогии с опытом работы конструкторов Центрального научно-исследовательского института машиностроения (НИИ-88).

В нашей работе мы применяем динамический кейс-менеджмент — прообраз той рабочей методики, по которой создавались ракеты в КБ у Чертока — когда можно с помощью электронной системы (в случае с Чертоком — обширным набором печатных регламентов и сценариев) управлять не только заданными заранее структурированными процессами, но и выполнением задач, которые формируются по ходу выполнения проекта. А затем закладывать все удачные и наиболее эффективные решения во внутрикорпоративную оцифрованную базу данных.

Сегодня корпоративная база знаний нашей компании содержит архив «траекторий», как правильных, так и не совсем эффективных, которые в разное время были опробованы разработчиками, менеджерами, руководителями департаментов. Из лучших практик, сценариев и решений, в разное время имевших наибольший эффект, создаются отдельные рабочие скрипты, в которых риск возникновения каких-либо менеджерских ошибок сводится к нулю. Мы часто учимся на своих ошибках, но не забываем затем чётко отмечать координаты, в которые лучше не попадать, чтобы не наступить на грабли.

Умение фиксировать сделанные шаги является ключевым и для аэрокосмической отрасли. Сам Черток постоянно описывает необъятный масштаб возложенной ответственности: «Я сделал попытку сосчитать, сколько соединений приходится на один двигатель и его окрестности. Когда дошёл до сотни, бросил. Значит, всего более 3000. Стоит одному оказаться негерметичным — утечка горячего «кислого» газа, керосина или кислорода и неминуем пожар».

Эта книга давно заставляет меня перенимать управленческие стратегии и тактики именно из космической отрасли. Небрежность в фиксации сделанных проб и ошибок может подвести даже самую опытную команду специалистов.

Известный случай такого рода произошел во время аварии на космическом корабле «Аполлон-13» в 1970 году, когда из-за короткого замыкания на корабле была повреждена система регенерации воздуха, и космонавтам грозила смерть от гипоксии. Когда космонавты попытались заменить поглотители углекислого газа в лунном модуле корабля, взяв аналогичные детали из командного модуля, то оказалось, что они были не взаимозаменяемы — попросту одни поглотители были круглыми, а другие квадратными.

То, что всегда было перед глазами инженеров и могло быть легко исправлено на этапе проектирования космического корабля, в итоге вышло из зоны их концентрации и едва не погубило весь экипаж.

Фактор мелочей в нашей работе во время сдачи очередного крупного ПО для заказчика всегда оживляет в моей памяти этот пример с «Аполлоном-13» — мелочей просто не бывает, нигде и никогда. Случаи с запуском ракеты Н1 в 1969 году, во всех деталях описанные Чертоком, лишь подтверждают это. Любая неточность при сборке и производстве даже мельчайшей детали типа гайки за недели, месяцы до пуска ракеты уже может подписать всему полету смертный приговор.

4. Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?»

Самая важная книга о детях и психологии, которая помогает понять, прежде всего, самого себя. В итоге — лучшая книга про менеджмент, после прочтения которой вы точно отправите в мусорную корзину всю вашу полку с бизнес-литературой, включая бесконечные серии «навыков высокоэффективных людей», конспекты MBA и занудные лекции Питера Тиля.

Дети очень тонко улавливают любую фальшь. Научившись открытому общению с ними на равных, раз и навсегда вырабатываешь привычку «быть, а не казаться». Это помогает достойно общаться с клиентами, партнерами и сотрудниками, побуждает людей идти за тобой, быть в постоянной творческой концентрации.

Гиппенрейтер представляет точку зрения на ребенка, кардинально отличающуюся от пустых и заумных книг по психологии детей, которые так любят в Европе и США: психолог предлагает смотреть на ребенка не как на источник проблем, которые нужно эффективно решать, а как на уникальную возможность вашего собственного самосовершенствования в минуты нахождения рядом с ним.

Как молодой родитель я понимаю, что ребенок — это проект. Он требует собранности, интеллекта, напряжения, подбора кадров, времени. Всего, что потребует и любой другой проект. Это история не только про любовь, но и про деловую организацию. Нужно приложить все усилия, чтобы в раннем возрасте произошел максимум того, что может произойти.

Аналогичный подход я стараюсь применять при работе с сотрудниками, при поиске и адаптации новых людей, ведь каждый из них проходит в компании своего рода детство и взросление.

Важные мысли Гиппенрейтер помогли нам скорректировать наши программы стажировок и менторской поддержки для начинающих специалистов. Многие родители хотят, чтобы их ребенок понял, что его будущее зависит от того, что он будет делать уже сегодня.

К сожалению, большинство подростков слишком расточительно тратит своё драгоценное время. Именно в этот период формируются навыки общения, планирования, самодисциплины и деловой смекалки, столь необходимые для успеха во взрослой жизни. Дети только тогда по-настоящему включаются в учебный процесс, когда понимают, что знания и навыки, которым мы их обучаем, несут для них конкретную практическую пользу, способны кардинально изменить их повседневную жизнь.

То же самое происходит и со стажёрами и начинающими специалистами. Мы не пугаем их масштабами наших проектов, а на конкретных примерах показываем и визуализируем для них, как уникальная комбинация их таланта, интеллекта и эрудиции поможет им прийти к свершениям, результатами которых будут пользоваться все окружающие.

1 комментарий

Советую Андрею прочесть книгу "Пиши, сокращай" Максима Ильяхова.

Без стеба.

3
Ответить