Экономика внимания — эра безработных людей

Обзор книги партнёра Union Square Ventures «Мир после капитала» (“World After Capital”) о том, чем должны заниматься тысячи agile-сотрудников, когда останутся без работы.

Недавно меня на несколько вечеров увлекла книга Альберта Венгера «Мир после капитала» (“World After Capital”). Когда книгу с таким названием пишет партнёр известного венчурного фонда Union Square Ventures, она заслуживает внимания.

Главный тезис книги в том, что в эпоху цифровых технологий наше внимание превращается в самый ценный ресурс. До этого такими ресурсами были еда, земля и капитал. Теперь же экономика будет строиться вокруг внимания людей.

Раньше самыми влиятельными были вожди-землевладельцы и собственники заводов. Сегодня их вытесняют люди и компании, которые профессионально захватывают внимание людей. За нашим вниманием охотятся и начинающие блогеры, и информационные гиганты Facebook и Google.

Книга понравилась, я начал всем рассказывать про неё. А поскольку даже моя мама теперь не вылезает из ленты Instagram по вечерам, я решил, что дожидаться перевода на русский нельзя.

Тем более что книга лежит в открытом доступе, и у издательств нет особого стимула её переводить. В общем, оригинал на английском читайте по этой ссылке, а ниже — краткое изложение основных тезисов. Предупреждаю, заметка украдёт не менее 5 минут вашего внимания.

В новой экономике самые влиятельные люди будут владеть вниманием других

Ограниченные ресурсы в разные эпохи

Во времена охотников и собирателей ограниченным ресурсом была еда. Чтобы её добывать, людям приходилось постоянно перемещаться. Это привело к тому, что человечество распространилось по всему земному шару.

Около 10 тысяч лет до нашей эры началась аграрная или неолитическая революция, в результате которой мы освоили ирригацию, научились выращивать сельскохозяйственные культуры и возделывать землю. В эту эпоху ограниченным ресурсом стала земля, а самыми влиятельными людьми той эпохи — землевладельцы.

Под влиянием Просвещения в 18 веке появились новые технологии, которые привели человечество к индустриальной эпохе (Industrial Age). Одновременно с этим землю как главный ресурс заменил капитал: средства производства, машины, здания и сооружения. Самые влиятельные люди этой эпохи завладели фабриками, кораблями и отелями.

По мнению Венгера, следующей эпохой станет эпоха знаний (Knowledge Age), в которой главным ограниченным ресурсом будет наше внимание.

Ernest Oppetit
Ernest Oppetit

Но перед этим мы перестанем работать

На протяжении всей современной истории труд и капитал были неразрывно связаны. Если ты владеешь фабрикой и станками, то тебе непременно нужны работники, чтобы оживить машины. Так работа и профессия стали неотъемлемой частью нашей культуры. Во время первого знакомства вам куда интереснее узнать, кем работает собеседник, чем то, какую религию он исповедует.

Венгер предлагает модель «Круговорот работы» (The Job Loop) для описания роли труда в мире, где каждый имеет работу.

«Круговорот работы» (The Job Loop)
«Круговорот работы» (The Job Loop)

Мы работаем, чтобы потреблять товары и услуги. Этим стимулируем других людей работать, чтобы производить для нас желаемые товары и услуги. И в такой воронке крутится весь мир.

Но в экономике нет закона о том, что каждый производственный процесс требует участия работников. Учёные всегда считали труд неотъемлемой частью любой экономической модели. Но это было обусловлено только доступными в ту пору технологиями производства.

Вполне возможно, что с развитием технологий роль работы в нашей жизни будет ослабевать. В качестве наглядного примера приводится график, на котором видно, что средний доход на одно домохозяйство с 1990-х годов перестал расти такими же темпами, как валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения. При этом доход на одно домохозяйство здесь означает доходы от занятости (работы), а ВНП — прирост от капитала.

Синяя кривая — ВНП на душу населения, красная кривая — средний доход на одно домохозяйство
Синяя кривая — ВНП на душу населения, красная кривая — средний доход на одно домохозяйство

Венгер не сомневается, что в будущем люди будут работать куда меньше. Хотя это и сложно представить, ведь работа настолько укоренилась в нашем сознании.

Но главный вопрос в том, до какой степени полезна автоматизация труда, ведущая к приросту капитала без человеческой работы? Не приведёт ли это к глобальной безработице? Чем будут заниматься люди в свободное от работы время?

Вполне возможно, что мы все останемся без работы, и в этом нет ничего страшного. Людям просто придётся отказаться от работы и потребления в качестве главных источников смысла и перейти в эпоху знаний (Knowledge Age).

Знания или информация

Информация сама по себе стоит мало. А вот знания, полученные на основе такой информации, — это то, что двигает прогресс. Так считает Венгер и предлагает новую модель — «Круговорот знаний» (The Knowledge Loop).

«Круговорот знаний» (The Knowledge Loop)
«Круговорот знаний» (The Knowledge Loop)

В этой модели мы постоянно что-то изучаем и создаём новые знания. Затем делимся ими, давая пищу для размышлений другим людям.

Здесь автор делает оговорку: фактически человечество уже давно существует в рамках этой парадигмы знаний. Однако на протяжении нашей истории были изобретения, которые не просто ускоряли этот маховик, а выводили его на новую ось. Ими были речь, письменность, печать и телекоммуникации. Теперь мы стоим на пороге нового рывка под влиянием цифровых технологий.

Нулевые предельные издержки и универсальность вычислений

Цифровые технологии по масштабу своего эффекта стоят на одном уровне с появлением письменности или печатного станка, потому что им характерны два ключевых свойства.

1. Нулевые предельные издержки (Zero Marginal Costs)

Как только цифровой объект находится в сети, производство и доставка его копии фактически ничего не стоят. Сегодня около 3,5 млрд людей на планете имеют доступ к интернету. Это означает, что мы можем делиться друг с другом любыми знаниями практически бесплатно и моментально.

2. Универсальность вычислений (Universality of Computation)

Всё, что может быть посчитано в нашем мире, может быть посчитано с помощью компьютеров, которые мы уже построили. Они называются тьюринг-полные машины. Это означает, что с выходом на новые уровни по мощности вычислений компьютеры смогут решать любые задачи и вести себя максимально приближённо к такой прогрессивной системе вычислений, как человеческий мозг.

В сумме эти свойства приведут к появлению уникальных продуктов. В качестве примера Венгер приводит компьютерную программу, которая сможет диагностировать лучше врачей любые заболевания на основании симптомов и медицинских анализов пациента.

Когда такая программа появится, считает венчурный инвестор, она должна быть доступна всем людям нашей планеты благодаря свойству нулевых предельных издержек. Это перевернёт существующую систему здравоохранения в каждой стране.

Эти свойства цифровых технологий позволят людям вырваться из круговорота рабочих будней (The Job Loop) и направить своё внимание на поиск других источников смысла. Однако наше внимание ограничено, и цифровые технологии делают его ещё более рассеянным.

Наше внимание ограничено — как на индивидуальном уровне, так и коллективно

В сутках всего 24 часа. Большую часть этого времени люди тратят на сон, приём пищи и свою работу. Времени на что-либо другое практически не остаётся. Благодаря интернету информации стало так много, что только на YouTube каждую минуту добавляется 100 часов видео. Наше и без того ограниченное внимание разрывается между новым контентом, постоянными обновлениями и многочисленными рекомендациями песен, видео и событий.

На индивидуальном уровне мы едва ли уделяем достаточно внимания для решения фундаментального вопроса о нашем предназначении в этой жизни. Большинство из нас просто хочет получить высокооплачиваемую работу.

Коллективно мы также не слишком заботимся о решении глобальных проблем и задач. Мало кого действительно тревожит изменение климата, риск падения астероида или вспышка эпидемии. Ещё меньше людей исследуют новые такие возможности, как космический туризм, квантовые вычисления или генная инженерия. Мы в целом мало делаем для прогресса демократии и даже для процветания собственной семьи.

Потому что наше внимание ограничено на фундаментальном уровне, мы не можем вырваться из The Job Loop и перейти в новую эпоху знаний. Эта угроза существованию человечества наводит автора на отрезвляющую мысль:

Я предложу это в качестве объяснения известному Парадоксу Ферми, который ставит вопрос, почему мы до сих пор не нашли каких-либо признаков сознательной жизни в нашей немаленькой Вселенной.

Сегодня мы знаем, что существует множество планет в обитаемых зонах, которые могут быть пригодны для форм жизни, аналогичных земным.

Возможно, все цивилизации заходят достаточно далеко в своём развитии до этапа, где они создают огромное количество информации, но рассеянность внимания в итоге приводит к их исчезновению.

Такие цивилизации коллективно перестают уделять достаточное количество внимания прогрессу и становятся безоружными перед лицом серьёзных проблем, как, например, масштабная эпидемия или метеорит.

Альберт Венгер, партнёр Union Square Ventures

Как выжить в мире рассеянного внимания

Чтобы приспособиться к новому миру, нам нужно поторопиться. Государства могут ускорить процесс перехода от промышленной эпохи к эпохе знаний. Для этого необходимо работать в направлении расширения трёх базовых свобод.

1. Экономическая свобода

Каждому должна быть предоставлена возможность удовлетворять свои базовые потребности без необходимости работать. Тогда каждый сможет участвовать в The Knowledge Loop.

В качестве решения предлагается безусловный базовый доход (Universal Basic Income или UBI) в сумме до $1000. Государство ежемесячно выплачивает каждому гражданину фиксированную сумму вне зависимости от занятости. Это как пенсия ещё до наступления пенсионного возраста.

Идея не нова: в 2016 году швейцарцы проголосовали на референдуме против введения UBI, а финны даже проводили двухлетний эксперимент.

Мы только в начале глобальной общественной дискуссии, а первые попытки внедрения этого института в прогрессивных странах — предвестники изменений. Вдруг Нассим Талеб прав, и рабочий день с 9 до 17 — это современная форма рабства, а наши потомки из эпохи знания будут с сожалением смотреть на нас, как мы смотрим на рабов из первобытного общества.

2. Информационная свобода

Избавление от всех барьеров на пути получения и формирования новых знаний на основе существующих.

  • Доступ к интернету по всему миру.
  • Государства прекращают строить национальные фаерволы и заниматься политической цензурой.
  • Сетевой нейтралитет — провайдеры не могут отдавать предпочтение одному виду трафика.
  • Интернет-монополии открывают свои API для индивидуального доступа. Так пользователи смогут ограничить манипуляции со своими данными со стороны платформ. AdBlock — пример восстания пользователей против навязчивых бизнес-моделей.
  • Ограничить исключительные права авторов. С точки зрения общества, любые ограничения на потребление цифрового контента являются бессмысленными, поскольку предельные издержки на распространение равны нулю.
  • Вся информация должна быть публичной, и нам стоит перестать так сильно переживать о неприкосновенности частной жизни.

3. Психологическая свобода

Если предыдущие разделы касаются мер регулирования со стороны государства, то здесь Венгер говорит о саморегулировании. Людям нужно не просто оберегать себя от нездорового воздействия потока информации, но и признать, что психологически они не очень адаптированы к новым технологиям.

Наш мозг формировался миллионы лет в совершенно другой среде. В прошлом, увидев однажды милого котёнка, мозг мог позволить задержаться на минутку и насладиться этой картиной. Сегодня же алгоритм ленты новостей может подсовывать неокрепшему созданию десятки котят, где один милее другого. Наш мозг просто не отличает реального котёнка от виртуального и может потратить впустую ценные минуты нашего внимания.

Другой распространённый пример — это чувство подавленности и депрессии от просмотра профайлов друзей и звёзд. Раньше невозможно было встретить в одном месте столько успешных и красивых людей, которые постоянно путешествуют по миру.

Во-первых, автор предлагает нам воспитывать в себе свободу от желаний (freedom from wanting). Безусловный базовый доход вполне сможет удовлетворять все наши потребности, но не сможет обслуживать всех наших желаний.

Во-вторых, нам нужно воспитывать в себе навыки постоянного образования (freedom to learn). Дети задают по 300 вопросов в день, потому что по своей природе мы являемся очень любопытными созданиями. Проблема в том, что наша система образования адаптирована под потребности промышленной эпохи — никому не нужен слишком любопытный работник на конвейере.

Но система образования — не единственная проблема. Взрослея, мы приобретаем множество внутренних когнитивных предрассудков (biases), которые ограничивают нас в развитии: склонность к подтверждению своей точки зрения (confirmation bias), склонность верить в красивую историю, нежели полагаться на информацию (narrative bias) и так далее.

Другими словами, если вы знакомы с книгой Дэниела Канемана «Думай медленно… решай быстро», нам нужно стараться развивать в себе навыки Системы 2 и ограничивать влияние Системы 1 на нашу психику.

В-третьих, мы должны сохранять в себе свободу творчества (freedom to create). Мы все рождаемся креативными, но со временем теряем эту возможность под влиянием внешней среды и раздражителей. Наше внимание и креативность воруются приёмами вроде «вам может понравиться следующее видео».

В-четвёртых, мы не должны бояться делиться своими знаниями и произведениями (freedom to share). Учитывая количество гнева и троллинга в интернете, многие просто боятся открыто делиться своими мыслями. Для этого нам нужно развивать в себе эмпатию. Хотя и здесь необходим баланс — наверное, не стоит каждые выходные выкладывать в «Истории» чокающиеся бокалы с вином «Просекко» в «Бумеранге».

Что можно сделать прямо сейчас

Книга завершается обсуждением того, как под влиянием цифровых технологий должна измениться демократия (стать более демократичной), кто должен нести за всё ответственность (начать нужно с себя) и что пора бы поторопиться (ведь вполне возможно, что мы не одни во Вселенной). Но для начала автор просто предлагает почаще включать режим «не беспокоить», когда встречаетесь с друзьями.

Экономика внимания — эра безработных людей
2525
42 комментария

Вполне возможно, что мы все останемся без работы, и в этом нет ничего страшного. Людям просто придётся отказаться от работы и потребления в качестве главных источников смысла и перейти в эпоху знаний (Knowledge Age).У меня 30-летний брат уже давно перешел в эту эпоху знаний, сидит на мамкиной шее, ни дня не работал, практически нигде не бывает, ничего не покупает, читает сайты и книги, считает себя умным и уникальным, а остальные -- тупое быдло.

21
Ответить

Он просто уже в будущем. Мамку осталось заменить на базовый доход от корпорации и готово.

3
Ответить

И некому его выгнать?

Ответить

Еду в метро, прочитал статью, поднял голову, посмотрел по сторонам... не, ребята, не про нас это.

6
Ответить

Вредное для созидания свойство "смотреть по сторонам". Каждый "смотря по сторонам" в 100% случаев увидит то, что хочет увидеть, независимо ни от чего.

А статья более чем актуальная.

5
Ответить

Автор тоже писал свою книгу, не поднимая головы и не смотря по сторонам.

4
Ответить

Внимание наше нужно, чтобы зарабатывать деньги. Вопрос - когда будет толпа безработных на пособии, кому нафиг особо нужно их внимание? Ну купят условный доширак и все.

7
Ответить