Два года ChatGPT: влияние на бизнес (несколько полезных промптов в конце!)

С момента своего запуска в ноябре 2022 года ChatGPT оказал значительное влияние на бизнес по всему миру, изменив подход компаний к взаимодействию с клиентами, автоматизации процессов и использованию искусственного интеллекта для роста. Несмотря на переживания специалистов, заменить их, конечно, ChatGPT не смог. А вот улучшить процессы — вполне!

В этой статье мы, банк для ИП Хайс, проанализировали, что полезного для бизнеса появилось в ChatGPT за два года и привели конкретные примеры, как предприниматели могут использовать его для оптимизации повседневных задач.

Два года ChatGPT: влияние на бизнес (несколько полезных промптов в конце!)

ChatGPT в цифрах

Официально OpenAI не раскрывала число пользователей на сегодняшний день, но к началу 2023 года ChatGPT достиг 100 миллионов активных пользователей в месяц, что сделало его одним из самых быстрорастущих приложений в истории.

Сегодня продукты OpenAI всё чаще интегрируются в бизнес-процессы. Компании типа Microsoft, Salesforce и Slack внедрили инструменты на основе ChatGPT, а принятие AI в бизнесе растёт. Согласно отчету McKinsey 2023 года, около 70 % опрошенных компаний экспериментируют с ChatGPT для автоматизации процессов, генерации контента и обслуживания клиентов.

Более крупные предприятия с числом сотрудников более тысячи чаще используют передовые AI-решения. Малые и средние компании догоняют: примерно 48 % из них используют ChatGPT для обслуживания клиентов, продаж и маркетинга.

ChatGPT используется для генерации контента, SEO-оптимизации и персонализированной коммуникации с клиентами. Согласно опросу HubSpot 2023 года, 42 % маркетологов сообщили, что используют AI-инструменты для создания контента или оптимизации кампаний, и ChatGPT — чаще всего.

Согласно оценкам Gartner, к 2025 году 75% взаимодействий с клиентами будет осуществляться с помощью AI, при этом чат-боты и виртуальные помощники будут обрабатывать в основном рутинные запросы.

ChatGPT набирает популярность в HR для автоматизации набора, онбординга и управления персоналом. Согласно SHRM — Общество управления человеческими ресурсами — около 35 % руководителей HR-отделов сообщили о использовании AI для автоматизации подбора персонала в 2023 году.

Примерно 30% специалистов, согласно отчёту PwС, используют AI-инструменты для повышения эффективности и сокращения времени, затрачиваемого на рутинные задачи — создание электронных писем, анализ данных и генерацию отчётов.

После партнерства с OpenAI Microsoft внедрила ChatGPT в Microsoft 365 (Word, Excel, Outlook), где его используют для создания писем, презентаций и генерации резюме. По состоянию на 2024 год Microsoft сообщила, что более 40 % их корпоративных клиентов используют ChatGPT.

Компания Salesforce Einstein интегрировала ChatGPT в Sales Cloud и Service Cloud, помогая компаниям автоматизировать обслуживание клиентов и продажи. По состоянию на 2024 год AI-инструменты Salesforce используют более 10 тысяч компаний.

Поддержка клиентов

ChatGPT упростил процесс техподдержки: компании интегрируют ChatGPT в чат-боты и виртуальных помощников для круглосуточной работы с клиентами. Это сократило время ответов и снизило операционные расходы.

Так, с точки зрения метрических показателей, исследования показывают, что компании могут добиться сокращения расходов на поддержку клиентов до 30 %. Кроме того, теперь можно обрабатывать тысячи запросов одновременно без необходимости увеличивать штат. Например, интеграция ChatGPT в компанию BBVA позволила 80 % пользователей экономить до двух часов рабочего времени в неделю.

Хотя мы в Хайсе считаем, что нет ничего лучше человеческой поддержки без роботов, в некоторых сферах чат-боты могут быть вполне полезными и не вызывать раздражения у пользователей. Например, многие платформы онлайн-коммерции внедрили чат-боты на основе ChatGPT для помощи в отслеживании заказов, обработке возвратов и предоставлении рекомендаций, улучшив пользовательский опыт и укрепив лояльность клиентов.

Производство контента

Специалисты по контент-маркетингу активно используют ChatGPT для создания качественного контента в сжатые сроки. От блогов до описаний продуктов и постов в социальных сетях — ChatGPT помогает компаниям поддерживать стабильный объём публикаций, высвобождая человеческие ресурсы для стратегических задач. Стартапы и малый бизнес используют ChatGPT для написания текстов на сайты, рассылок и маркетинговых кампаний.

Время на создание контента сократилось более чем на 50 %, малые предприятия могут обходиться без специализированных команд контент-менеджеров, а многие блогеры раскрутили свои аккаунты за счёт рекомендаций о том, как делать сценарии для постов и коротких видео при помощи ИИ.

Маркетинговые исследования

Компании используют ChatGPT для анализа больших данных, создания отчётов и генерации выводов. Способность ChatGPT синтезировать информацию из множества источников ускоряет поиск исследований рынка и делает их более доступными и практичными. Розничные компании также используют ChatGPT для анализа отзывов клиентов и выявления тенденций, чтобы оперативно улучшать продукты или услуги.

Отчёты и анализы, которые раньше занимали дни, теперь готовятся за часы. А небольшие компании получают доступ к инсайтам, которые раньше были доступны только крупным корпорациям. Хотя, конечно, в некоторых сферах необходимость подключать людей не исчезла: так, хотя финансовый сектор интегрировал ChatGPT в различные области, от обслуживания клиентов до анализа данных, исследования показывают, что, несмотря на помощь ИИ, он не всегда может превзойти человеческую экспертизу.

Персонализированный маркетинг

ChatGPT позволяет бизнесу персонализировать взаимодействие с клиентами через email-кампании, рекомендации товаров и таргетированную рекламу. AI генерирует динамический контент, адаптированный к предпочтениям и поведению клиентов.

За счёт ИИ происходит повышение конверсии email-рассылок на 20-40 %, а персонализация контента укрепляет лояльность клиентов. Конечно, персонализировать тексты рассылок можно и самостоятельно — но ИИ ускорит этот процесс и поможет сгенерировать шаблоны писем, которые можно будет улучшить при помощи человеческого фактора.

Автоматизация процессов

ChatGPT помогает автоматизировать рутинные задачи: написание писем, подготовку отчётов, создание резюме по итогам встреч. А, например, HR-отделы могут использовать ChatGPT для написания вакансий, ответов на вопросы кандидатов и оптимизации процесса адаптации новых сотрудников. Люди же в это время могут сосредоточиться на задачах, выполнение которых ИИ пока не под силу.

Использование ИИ в этой сфере приводит к росту продуктивности на 25-40 % и помогает избежать выгорания сотрудников.

Обучение и развитие

Хорошая идея — интегрировать ChatGPT в программы обучения: он поможет создать персонализированные модули и обеспечит мгновенную поддержку в процессе учёбы. ChatGPT сможет побыть роботом-наставником, отвечая на вопросы и приводя примеры по каждой теме. Это поможет сократить время на обучение до 30 % по результатам исследований, изучающих компании, которые уже используют LLM-модели в своих процессах онбординга или обучения.

Например, частый пример — отделы продаж используют ChatGPT как тренера для постановки речи, проработки возражений клиентов и совершенствования стратегий.

HR

По словам экспертов, влияние ChatGPT и других генеративных языковых моделей на HR оказалось очень сильным. Крейг Климан, генеральный директор New Workforce, отметил, что появление таких ИИ-технологий полностью изменило сферу HR и расширило горизонты возможностей для специалистов по подбору персонала.

Генеративные ИИ-системы значительно повысили производительность в таких областях, как найм, обучение, планирование рабочей силы, а также обработка данных. Эти инструменты автоматизируют повторяющиеся и административные задачи, позволяя HR-специалистам сосредоточиться на более стратегических аспектах работы: например, построении эффективных отношений с сотрудниками и наёмными управленцами.

Луиза Уиллоуби-Петит из компании Beekeepers отмечает, что реальный потенциал ИИ заключается не в замене людей, а в улучшении их работы, освобождая их от рутинных задач и позволяя сосредоточиться на более важных, человеческих аспектах работы. Это позволяет HR-специалистам сосредоточиться на таких областях, как повышение вовлеченности сотрудников и развитие лидерских качеств.

Полезные промпты для бизнеса

Если вы ещё не успели попробовать ChatGPT или «просто не умеете его готовить», попробуйте воспользоваться одним из промптов — то есть сценариев, по которым вы ставите конкретную задачу ИИ — ниже.

Для анализа незанятых ниш

«Веди себя, как аналитик рынка, которому поручено выявить пробелы в [отрасли]. Начни с проведения всестороннего анализа текущего рынка, сосредоточившись на двух основных аспектах: [продукт] и [потребительские потребности]. Для каждого аспекта собери и изучи данные о существующих продуктах/услугах, отзывах потребителей, рыночных тенденциях и стратегиях конкурентов. Используй как первичные, так и вторичные методы исследования, включая опросы, фокус-группы и отраслевые отчёты, чтобы получить результат. Определи несоответствия между тем, что в настоящее время предлагается на рынке, и тем, что ищут потребители, уделяя особое внимание неудовлетворенным потребностям, недостаточно обслуживаемым сегментам и новым тенденциям. Выдели возможности для инноваций, дифференциации или улучшения продуктов, услуг или клиентского опыта. Заверши, предложив действенные рекомендации по устранению этих рыночных пробелов, что может привести к разработке новых предложений или улучшению существующих, тем самым создавая ценность как для бизнеса, так и для его клиентов».

Для поиска возможностей для роста

«Веди себя, как консультант по развитию бизнеса, которому поручено определить и предложить возможности роста для [компании], работающей в [отрасли]. Начни с проведения тщательного анализа текущего положения компании на рынке, предложений продуктов и конкурентной среды. Сосредоточься на двух ключевых областях потенциального роста: [расширение продуктовой линейки] и [поиск партнёров]. Для каждой области проанализируй соответствующие данные, рыночные тенденции и отраслевые прогнозы, чтобы определить реалистичные возможности. Рассмотри новые географические рынки, сегменты клиентов, продуктовые предложения или технологические инновации, которые могут способствовать расширению. Также изучи стратегические партнёрства, слияния или поглощения, которые могут предложить синергию и ускоренный рост. Оцени каждую возможность с точки зрения осуществимости, соответствия стратегическим целям компании, потенциальным рискам и ожидаемой доходности. Предоставь набор рекомендаций по выполнению действий, включая общую дорожную карту для реализации этих возможностей, описывающую необходимые шаги — маркетинговые исследования, разработка продукта и стратегии выхода на рынок».

Для создания маркетинговой стратегии

«Веди себя как маркетинговый консультант, специализирующийся на нишевом рынке бизнеса, связанного со [спецификой], задача — разработать комплексную маркетинговую стратегию для [компании], которая работает в [отрасли]. Стратегия должна анализировать целевой рынок, включая демографию, психологические портреты клиентов и покупательское поведение. Определите ключевых конкурентов и опишите уникальное ценностное предложение, которое выделяет [компанию]. Предложи маркетинговые каналы и тактики, наиболее эффективные для охвата целевой аудитории, такие как социальные сети, контент-маркетинг, партнёрство, инфлюенсеров. Стратегия также должна включать измеримые цели, разбивку бюджета и сроки реализации. Убедись, что план достаточно гибкий, чтобы адаптироваться к меняющимся рыночным условиям и отношению потребителей к [продукту]».

В общем, самое время перестать ждать, когда искусственный интеллект нас уничтожит, и воспользоваться современными технологиями для своей пользы! Пробуйте и делитесь результатами в комментариях.

Кстати, если вы ищете банк для предпринимателей, который не будет беспокоить вас по пустякам, а незаметно поможет с финансовой рутиной — попробуйте Хайс, банк для ИП с бережным отношением ко времени.

22
6 комментариев

ЧатГПТ топ, но уж больно часто ошибается. Будь у меня бизнес, зная про это довериться было бы страшновато

Ошибается, да, но необязательно на сто процентов пользоваться его рекомендациями. Однако получить в ответ на поставленную задачу что-то, что не пришло в голову пользователю, вполне можно!

Технологии играют ключевую роль в развитии бизнеса, я в своей сфере активно юзаю ИИ.

Круто! Эффективно? Для чего используете?

Вижу огромный потенциал в использовании GPT для улучшения клиентского сервиса и оптимизации внутренних процессов. Планируете внедрять AI в работу банка?)

В процессы — вполне, уже частично пользуемся, но в клиентскую поддержку — нет, считаем, что человеческие вопросы лучше всего решают люди :)