Дети выбирают ИИ-ботов вместо настоящих друзей

Дети выбирают ИИ-ботов вместо настоящих друзей

Новый отчёт организации Internet Matters показал, что дети всё чаще начинают использовать чат-ботов с искусственным интеллектом для учёбы и эмоциональной поддержки. Это вызывает опасения из-за рисков дезинформации, недостаточной защиты данных и возможной зависимости, особенно среди уязвимых групп детей.

Исследование под названием "Я сам по себе и ИИ" выявило, что 64% детей в возрасте от 9 до 17 лет слишком часто пользуются ИИ-чатами. За последние полтора года популярность таких сервисов, как ChatGPT, выросла почти в два раза. Самыми востребованными оказались ChatGPT (43%), Google Gemini (32%) и My AI от Snapchat (31%).

Особую тревогу экспертов вызывает эмоциональная привязанность детей к ИИ-помощникам. Каждый четвёртый ребёнок из уязвимых групп (с особенностями развития или проблемами со здоровьем) признался, что общается с ботами, потому что ему больше не с кем поговорить.16% ищут в них друзей, а половина таких пользователей действительно воспринимает бота как приятеля.

В учёбе ИИ тоже играет важную роль - 47% старшеклассников используют чат-ботов для выполнения домашних заданий, написания сочинений или изучения языков. При этом 58% детей уверены, что боты дают более качественные ответы, чем поиск в интернете, что может негативно влиять на развитие критического мышления.

Главные проблемы связаны с безопасностью. Тесты показали, что боты иногда дают опасные или вредные советы. Например, один из ботов на платформе Character AI предлагал рекомендации по снижению веса, пока его не остановил фильтр. Возрастные ограничения (13+) легко обходятся - 58% детей 9-12 лет свободно пользуются этими сервисами.

Родители и школы пока не справляются с этой ситуацией. Хотя 78% родителей говорят с детьми об ИИ, эти беседы обычно поверхностны. В школах искусственный интеллект обсуждают только 57% учащихся.

Эксперты призывают власти, образовательные учреждения и IT-компании совместно разработать меры защиты детей и повысить их цифровую грамотность.

Начать дискуссию