Как превратить новичка в эффективного сотрудника за семь шагов

Онбординг на любом расстоянии

Как превратить новичка в эффективного сотрудника за семь шагов

Некачественная адаптация сотрудника в компании — источник головной боли бизнеса во всех направлениях. Такой кандидат приносит минимальную пользу, а в случае увольнения может повлиять на репутацию работодателя. О том, как быстро и с душой организовать онбординг в компании, рассказывает менеджер HR-проектов Ситидрайва Настя Зильбер.

Почему это важно

Многие руководители пренебрегают онбордингом, в результате он проходит скомкано. А ведь если процесс адаптации организован эффективно, можно превратить новичка в автономного бойца, который способен решать самые разные рабочие задачи.

Не стоит пренебрегать психологической поддержкой нового сотрудника. Новое рабочее место — всегда выход из зоны комфорта. Оперативность погружения сотрудника в процессы зависит от того, как быстро он сможет найти общий язык со своими новыми коллегами.

Отдельно стоит подумать о том, сложилась ли в голове у нового сотрудника картинка построения всех процессов в компании. Если их много, стоит проработать сценарий поэтапного погружения в рамках онбординга.

В этом процессе важно не забывать и об HR-бренде компании. Если на стартовом этапе новый сотрудник чувствовал себя забытым и ушёл, не найдя общего языка с коллегами даже спустя полгода, он расскажет об этом другим соискателям. Такие сотрудники формируют негативную репутацию. А она влияет на процесс подбора уже новых сотрудников. В результате компания несет дополнительные расходы.

Аспекты онбординга

Я выделяю три ключевых составляющих процесса онбординга.

  • Технические нюансы

Знакомство с инструментами, которые используют в компании. Например, в Ситидрайве это Jira для создания задач подразделениям или Notion в качестве корпоративного портала.

  • Изучение инструкций, регламентов, базы знаний от коллег

Это помогает новому сотруднику начать работать эффективно как можно скорее, поэтому некоторые компании даже проводят аттестацию на знание регламентов и политики. Мы делим этот процесс на два блока: общий и профессиональный. Онбординг-менеджер делится простыми, но важными инструкциями — как бронировать переговорные комнаты или заказывать дополнительное оборудование. А руководитель погружает новичка в специфические детали работы.

  • Формирование уверенности на новом месте работы

Важно, чтобы новый сотрудник не чувствовал себя брошенным на этапе погружения в рабочие процессы. Для этого мы уделяем внимание комфортной и эффективной системе обратной связи.

7 этапов онбординга в Ситидрайве

К выстроенной и частично автоматизированной системе онбординга новых сотрудников мы пришли за несколько месяцев. Ещё год назад опросы и приглашения на тренинги HR-отдел рассылал вручную. Сейчас мы делим онбординг на 7 продуманных шагов.

  • Подготовительный этап

Все службы Ситидрайва получают задачи в Jira. Процесс автоматизирован: рекрутер ставит задачу в Jira, указывает контактные данные нового сотрудника и отмечает, нужна ли ему техника. Параллельно задачи ставятся отделу кадров, техподдержке, офис-менеджеру, а также менеджеру по адаптации. Все готовятся встретить новичка в рамках своих задач.

Постановка задачи на выход нового сотрудника в Jira
Постановка задачи на выход нового сотрудника в Jira

Менеджер по адаптации готовит велком-бокс. Сотрудники техподдержки настраивают доступы и готовят оборудование. Представители административно-хозяйственного отдела оформляют пропуск и доставку оборудования.

Отслеживание процесса онбординга нового сотрудника в Jira
Отслеживание процесса онбординга нового сотрудника в Jira

Автоматизация онбординга

В 2022 году команда Ситидрайва быстро росла, к нам пришло много новых сотрудников. И хотя процессы адаптации и онбординга были хорошо проработаны, многие из них были завязаны на ручном управлении: письма и опросы менеджеры каждый раз отправляли самостоятельно. Большой риск в таком вопросе — человеческий фактор, который как раз проявляется при росте нагрузки. Назрела необходимость автоматизации.

Одним из моих первых успехов был перенос приветственного письма, опросов и письма-поздравления по окончанию испытательного срока в 1С. Теперь все рассылки идут автоматически и зависят только от даты приёма сотрудника на работу.

Затем я разработала флоу для Jira. Трек соединил все службы, задействованные в выходе нового сотрудника, и позволил максимально убрать ручные процессы.

  • Первый день

В этот день сотрудника встречают в офисе, проводят для него экскурсию. После этого он подписывает документы, проходит приветственный тренинг. На нём я рассказываю историю Ситидрайва, раскрываю принципы корпоративной культуры, описываю основные рабочие инструменты. Рассказываю о процессе онбординга, дополнительном медицинском страховании, кадровой службе и бухгалтерии. Тренинг проходит в интерактивном режиме: мы рассказываем о себе, можем провести игру на знакомство. Удалённые сотрудники подключаются к тренингу онлайн.

Приветственный тренинг
Приветственный тренинг

Каждый сотрудник получает подарок при приеме на работу. В набор входит шоппер, футболка и кружка для горячих напитков.

Содержимое welcome-бокса
Содержимое welcome-бокса
  • Страница новичка и чек-лист нового сотрудника

На "Странице новичка" мы собрали полезную для новых сотрудников информацию в удобном формате.

Страница новичка
Страница новичка

Базовые моменты и знакомство с инструментарием компании “зашили” в чек-лист. Например, в нём есть пункты “получить технику”, “оформить красивую корпоративную подпись” и даже “не забыть пообедать”. Я предлагаю сотруднику самостоятельно пройти по всем пунктам чек-листа в первый день работы.

Чек-лист первой рабочей недели
Чек-лист первой рабочей недели

Также мы планируем сделать чат-бот. Например, на запрос «Где поесть» такой помощник будет выдавать адреса всех кафе рядом с офисом, в которые можно сходить.

  • Две адаптационные встречи

Встречи проходят через две и шесть недель после первого дня работы. Если есть потребность, мы проводим встречи чаще, чтобы свести уровень обеспокоенности сотрудника до минимума.

Во время встреч я всегда подчеркиваю их конфиденциальность. В работе бывают моменты, которые не хочется обсуждать с руководителем и для разрешения разногласий, снятия напряжения нужно третье лицо.

На встречах я спрашиваю про загрузку, совпадение ожиданий и реальности, процесс построения взаимоотношений с командой и руководителем. На первой встрече мы также неформально обсуждаем первое впечатление от нового места работы.

Адаптационная встреча
Адаптационная встреча
  • Опросы

Новый сотрудник даёт обратную связь через неделю в компании и по итогам трёх месяцев работы.

Примеры вопросов в форме обратной связи по итогам онбординга
Примеры вопросов в форме обратной связи по итогам онбординга
  • Параллельная работа с руководителем

В середине испытательного срока и по его завершении говорим с руководителем новичка о его работе. Бывает, нужно порекомендовать руководителю ту или иную стратегию адаптации. Но в большинстве случаев руководитель и новый сотрудник срабатываются по итогам онбординга.

  • Фидбек по итогам испытательного срока

По итогам работы за три месяца мы встречаемся втроем: сотрудник, руководитель и я. В этом случае моя задача — при необходимости модерировать встречу.

При подготовке обратной связи я рекомендую руководителям придерживаться четырех пунктов.

  1. Вспомнить яркие достижения и ошибки сотрудника за три месяца.
  2. Запросить обратную связь у смежных сотрудников.
  3. Изучить поставленные перед новичком задачи.
  4. Подумать над вектором его развития.

Пока количество новых сотрудников позволяет нам работать над этим индивидуально, без автоматизированных опросов руководителей. В будущем будет разумно перейти к ним.

По итогам онбординга сотрудник также получает поздравительное письмо.

Поздравительное письмо
Поздравительное письмо

Оформление удаленного сотрудника и подводные камни

Со времён распространения коронавируса бизнесу пришлось научиться нанимать сотрудников из других регионов. А мы в Ситидрайве научились их адаптировать. Людей, которые не бывают в офисе регулярно, ещё важнее окружить заботой.

Главная сложность при онбординге удалёнщиков — доставка техники вовремя и подписание документов. Для настройки этого процесса важно налаженное сотрудничество с логистической компанией и понимание, сколько времени у неё уходит на доставку документов или грузов. Мы ведём сводную таблицу того, сколько компании нужно времени на доставку той или иной техники, документов в разные географические точки. Также закладываем для курьера время на то, чтобы новый сотрудник мог прочитать договор и подписать его, чтобы ему не пришлось искать принтер для распечатки или идти на почту самому отправлять нам документы. Это позволяет планировать подготовку документов в кадровой службе или ноутбуков в техническом отделе.

В остальном удалённый онбординг проходит по той же схеме, но с учётом нюансов синхронизации с командой. Одно дело видеть живых коллег в офисе и погружаться в их процессы, другое — коммуницировать по видеосвязи или через мессенджеры. Удаленные сотрудники также проходят приветственный тренинг, созваниваются с командами на полчаса для неформального общения, могут по желанию участвовать во встречах Random coffee — раз в неделю случайным образом из коллег подбирается собеседник для встречи в свободном формате.

В первую неделю работы мы обязательно рассказываем в общем канале пару слов о каждом новичке, чтобы познакомиться с ним могли и те, кто посещает офис, и те, кто работает удалённо. Помимо этого в Ситидрайве проходят ежеквартальные формальные встречи для подведения итогов. Раз в четыре месяца все сотрудники слушают выступление руководителей и результаты работы за отчетный период, чтобы оставаться в едином поле.

Наши планы по адаптации

Сегодня многие рутинные процессы адаптации сотрудников в Ситидрайве автоматизированы. Но мы планируем усовершенствовать процесс. Например, готовим курс молодого бойца по информационной безопасности, подбираем образовательную платформу для этого.

Также размышляем над бизнес-онбордингом. Не все сотрудники Ситидрайва пользуются сервисом в силу того, что он есть не во всех городах. При этом в работе нужно знать, как устроены бизнес-процессы компании. Например, у Ситидрайва есть сервис Ранняя пташка. И каждому разработчику компании, которому рано или поздно придется работать над ним, нужно знать, как он выглядит со стороны клиента.

Мы стремимся к тому, чтобы выгружать из Jira дашборды, аналитику: сколько сотрудников прошли испытательный срок, по каким причинам люди увольнялись из компании за последний год, какую среднюю оценку новички ставят компании по итогам испытательного срока и через год работы. Это позволит агрегировать и анализировать результаты всех опросов и реагировать на них с пользой для бизнеса.

У Ситидрайва впереди ещё много работы над процессом онбординга. Всерьёз мы занимаемся этим и другими основными HR-процессами всего полгода, но уже многого добились. Онбординг становится одним из факторов продолжительной работы сотрудников в Ситидрайве — около 1,5 лет. Для IT-индустрии это хороший показатель в одной компании, ведь, как показал опрос Superjob, каждый одиннадцатый программист считает, что работу стоит менять ежегодно.

По результатам нашего внутреннего опроса по итогам онбординга за первую неделю работы сотрудники в среднем оценивают этот процесс на 4,77 из 5 баллов. Это повод для нашей гордости.

Но всегда лучше увидеть собственными глазами, чем прочитать — присоединяйтесь к команде Ситидрайва.

4343
8 комментариев

ааа, как же всё здорово выглядит, мерч интересный)

7
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

крутой материал, все просто и наглядно. В целом в онбординге нет ничего сложного, но часто про него забывают и забивают многие работодатели( И потом начинается карусель из невыполненных требований и сломавшихся ожиданий

4
Ответить

не люблю тратить время на бесконечные рабочие опросники

1
Ответить

На самом деле они очень важны и полезны, особенно если правильно составлены и на основе их делаются выводы. С другой стороны часто их делают ради того, чтобы сказать, что они были или их можно заменить звонком по телефону и разговором на две минуты.

1
Ответить

Штука интересная, я думал правда она уже во всех компаниях есть, но сделать это информативно это хорошо.
Правда оценка после недели работы нечего не даст такого, человек еще на адаптации, и он просто многое не видит и хочет показать себя с лучшей стороны., это как оценка после первой встречи к психотерапевта, каждый клиент оценивает ее хорошо, даже если через пару сессий бросит нафиг. Но думаю есть и другие критерии оценки.

1
Ответить

Вспоминается "онбординг" в одной компании внутри АФК и плакать хочется

Ответить