Без остановки: что делает каршеринг, чтобы быстро обслуживать 15 тысяч автомобилей

Рассказывает Ситидрайв.

Без остановки: что делает каршеринг, чтобы быстро обслуживать 15 тысяч автомобилей

Каршеринг для водителя — возможность быстро арендовать машину для поездки. А для владельцев сервиса — это огромный парк машин, которые нужно обслуживать и ремонтировать. Как создание собственной станции техобслуживания позволило каршерингу Ситидрайв ускорить и оптимизировать работу с автопарком, рассказал Антон Постнов, генеральный директор ООО «СД СТО».

Взять в свои руки

Проект собственной СТО возник с ростом нашего автопарка и масштабирования компании. К осени 2022 года у Ситидрайва было почти 10 000 машин. В процессе эксплуатации автомобили требуют планового технического обслуживания, а в случае поломки — ремонта. Ранее все работы выполняли подрядчики, но результат нас не всегда устраивал. Добавляли проблем и сложные, зачастую долгие, процессы согласования.

Мы понимали, что ремонт и техобслуживание нашего парка эффективнее выполнять самостоятельно. Основными доводами в пользу создания своей станции техобслуживания стали следующие.

Быстрый ремонт и обслуживание автопарка. Чтобы машины каршеринга приносили доход, они должны быть на линии. Любая деактивации автомобиля (период снятия с линии) — это потеря денег. Поэтому нам нужно, чтобы ремонт и обслуживание выполнялись максимально оперативно. Например, техническое обслуживание по нашему регламенту занимает всего два часа, это отличный показатель для рынка.

Управление затратами. При обращении к сторонним подрядчикам, они выставляют предложения по работам и запчастям по рыночной стоимости с учётом их маржинальности. При этом выбор используемых запасных частей ограничен из-за предпочтений подрядчика по работе с определенными поставщиками. На своей станции мы полностью контролируем ситуацию и не тратим средства на ту наценку, которую берет любой подрядчик. Запчасти покупаем напрямую у производителей и крупных поставщиков по оптовой цене, а это — существенная экономия и гарантия качества.

График работы 24/7. Примерно 90% СТО не работают по ночам. А нам как раз желательно проводить техобслуживание в ночной период, чтобы сократить простой автомобиля и не снимать его с линии днем, когда машины нужны клиентам. Для своей станции техобслуживания мы выбрали круглосуточный режим работы в 4 смены. Кстати, и выходной у нас только один день в году — 1 января.

Качество обслуживания. Нам было важно настроить процесс обслуживания и ремонта автомобиля так, чтобы он возвращался на линию в полностью исправном состоянии. Для этого автомобиль проверяется комплексно, а не только по причине обращения, и проходит через все необходимые операции на месте благодаря использованию производства полного цикла.

Выходной контроль. При работе с подрядчиками мы рассчитываем на качественное оказание услуг, но не можем быть в этом уверены на 100%. На собственной СТО мы контролируем и качество работ, и соответствие автомобилей на линии. Забегая вперёд, скажу, что на станциях техобслуживания Ситидрайва проводится двухэтапный контроль всех автомобилей после выполнения ремонта.

Универсальность. Многие станции сфокусированы на ремонте одной или нескольких марок автомобилей, либо одного направления: европейские, китайские, японские. В нашем автопарке более 20 различных марок и порядка 50 моделей автомобилей. Нам была необходима универсальность и гарантированный опыт специалистов в обслуживании мультибренда.

Главное различие между работой обычной и каршеринговой СТО — в загрузке. Наши сотрудники уверены, что всегда будут обеспечены работой. Поток машин у нас постоянный, периодов простоя постов нет. Значит, по сравнению с обычной СТО наши специалисты могут больше заработать.

Задачи и ситуации бывают самые разные, работы много и скучать некогда. Иногда нам привозят машины с довольно необычным повреждениями. Например, однажды водитель наехал колесом на бетонную полусферу у супермаркета и повредил подвеску. Пришлось очень постараться, чтобы восстановить машину. Ещё было такое, что механики спасли котенка — животное спряталось в ходовой части машины в поисках тепла. А сейчас живет у одного из знакомых.

Алексей Шлыков, руководитель СТО в Санкт-Петербурге
Техническое обслуживание на СТО в Москве.
Техническое обслуживание на СТО в Москве.

На высокой скорости

Сейчас у нас работает две станции — по одной в Москве и Санкт-Петербурге. Каждые сутки московская СТО выпускает на линию 100-130 автомобилей, СТО в Санкт-Петербурге — 50-60 автомобилей. Когда штат будет окончательно сформирован, её пропускная способность также вырастет до 100 машин.

Обе станции работают в 4 смены: 2 дневных, 2 ночных. Дневная и ночная смена неравноценны по загрузке в отношении сложности выполняемых ремонтов, но равноценны по количеству персонала. Конечно, ночью работать немного сложнее, чем днём. Поэтому самые серьёзные задачи, где нужно чуть больше подумать, выполняем в дневной период. На ночь планируем в основном однотипную работу. Это не значит, что ночью заданий меньше. Их, как правило, даже больше: выпуски автомобилей ночными сменами зачастую превосходят дневные показатели. Но технически эта работа не такая сложная, как «дневная».

Наши специалисты проводят следующие виды работ:

Без остановки: что делает каршеринг, чтобы быстро обслуживать 15 тысяч автомобилей

Самая очевидная и необходимая для нас услуга — это техническое обслуживание. Поэтому мы в первую очередь создали круглосуточный сервис слесарного участка, где начали проводить ТО. К нему относится замена масел, фильтров, инспекционный сервис автомобиля, проверка ходовой части, элементов управления, тормозной системы и т.д.

В 2022 году вопрос техобслуживания стал ещё более актуальным. В нашем парке, как и везде в России, увеличивается число машин китайского производства. Регламентное техобслуживание у них проводится чаще, чем у «европейцев» или прочих марок. Например, у автомобилей марки Nissan ТО и замену масла проводят каждые 15 000 км пробега. У любого «китайца» — через каждые 10 000 км. Значит, период деактивации наших машин выше и затрат для компании больше.

Вторым цехом нашей СТО стал кузовной участок. Сейчас выполняем как текущий кузовной ремонт, так и восстановительный после ДТП. На каждый из видов ремонтов есть цель выполнения. Легкий ремонт мы должны выполнить в течение суток, а четвёртой категории, самой сложной – за две недели.

Все ДТП делятся на четыре вида: от самых легких (например, если только поцарапан бампер) до тех, когда автомобиль нужно списывать. Мы можем отремонтировать любую машину: для этого у нас есть экспертиза, опыт, знания, инструменты. Но мы принимаем в расчёт экономику: иногда восстановление может быть слишком дорогим и нецелесообразным. Отказываемся от ремонта и в тех случаях, когда восстановленная машина не будет на 100% безопасной. Она будет ездить, но как поведёт себя при аварии — неизвестно. Мы хотим гарантировать безопасность клиентов. Это для нас самое главное.

Окраска деталей на СТО в Москве.
Окраска деталей на СТО в Москве.

Работа с большим потоком

Наши СТО объединяют возможности большой станции техобслуживания «заводского» формата и гибкость небольшого сервиса. Такое не всем доступно. Мы можем меняться и быстро переориентироваться на актуальные в данный момент виды работ. И всё это на больших объемах с производственными мощностями.

Есть всё необходимое для качественной и быстрой работы с большим потоком машин: диагностическое, стапельное кузовное оборудование, окрасочные камеры, посты подготовки и многое другое.

Без остановки: что делает каршеринг, чтобы быстро обслуживать 15 тысяч автомобилей

Я должен оценить целесообразность ремонта. Если он необходим, готовлю документацию на запчасти и контролирую проведение работ. Моя главная задача, как и у всей нашей команды — чтобы машина как можно быстрее вышла на линию, при этом все работы были проведены качественно.

Раньше я работал на позиции мастера-консультанта на обычных станциях техобслуживания. На СТО Ситидрайва работать гораздо комфортней. Главное отличие — у нас всегда четкий график работы, не бывает простоев.

Игорь Голубев, мастер-приемщик слесарного цеха СТО в Санкт-Петербурге
Жестяной ремонт на СТО в Санкт-Петербурге.
Жестяной ремонт на СТО в Санкт-Петербурге.

Главная сложность в запуске СТО

На запуск первой СТО в Москве нам отвели полгода, но мы реализовали проект всего за три месяца. За это время успели найти помещение, купить оборудование и нанять сотрудников. Уже через несколько месяцев нам пришлось расширять станцию. Появились новые задачи, под них потребовались дополнительные складские помещения и парковочные места, которые нужны для организации логистики на производстве.

Весной 2023 года мы занялись созданием СТО в Санкт-Петербурге. Это совпало с ростом нашего питерского автопарка. Пока она загружена несколько меньше московской: парк машин в Санкт-Петербурге меньше парка в Москве. К тому же она пока не вышла на «проектную мощность» — мы продолжаем выстраивать процессы и нанимать сотрудников. Но её экономическая эффективность уже очевидна.

Основной сложностью на этапе запуска СТО стал поиск персонала и создание команды. Сейчас сотрудники наших СТО — профессионалы различных направлений и специальностей: мастера-приемшики, механики, маляры, арматурщики, жестянщики, диагносты, технологи, закупщики запчастей, кладовщики.

В автомобилях появляется всё больше электрики и электроники. У нас этим направлением занимаются диагносты-электрики. Это фактически айтишники в рамках СТО, которые обеспечивают автомобили различными программами и прошивками. С каждой новой машиной они осваивают новые технологии.

Проверка автомобиля перед выпуском на линию на СТО в Санкт-Петербурге.
Проверка автомобиля перед выпуском на линию на СТО в Санкт-Петербурге.

Мы не просто подбираем классных профессионалов в команду. Нам важно, чтобы они работали сообща, помогали друг другу и вместе добивались результатов. У нас собрался костяк, задающий нужную культуру в компании. Вокруг него начали аккумулироваться такие же классные специалисты. Возможно, сейчас я прозвучу слишком пафосно, но я и правда считаю, что людей в команду нужно подбирать, как бриллианты в корону.

Мы работали над тем, чтобы HR-бренд станции каршеринга был интересен и престижен. Продолжаем эту работу и сейчас. Для этого, например, устраиваем экскурсии по станции. Показываем потенциальным соискателям условия работы, рассказываем о том, как у нас всё устроено. А ещё — проводим стажировки для выпускников училищ и техникумов. У нас они могут получить первый опыт на производстве. Самым перспективным ребятам предлагаем трудоустройство и дальнейшее профессиональное развитие.

До этого я работал с клиентами в СТО официального дилера. Главный плюс Ситидрайва по сравнению с прошлым местом — всегда есть загрузка. Для меня важно и то, что мне не нужно общаться с клиентами. На это у меня раньше уходило больше всего сил. А здесь можно просто заниматься любимым делом.

Правда, к недостаткам нынешнего места работы я бы отнес не очень большое помещение. Хочется большего масштаба.

Дмитрий Котов, мастер слесарного цеха СТО в Санкт-Петербурге

Маршрут построен

Мы продолжим развивать нашу сеть СТО в нескольких направлениях.

Открытие новых станций. У нас уже есть потребность во второй московской СТО (за менее, чем год работы мы уже обслужили более 32 тысяч автомобилей, а объёмы работ только растут вместе с увеличением парка!). Возможно, на следующий год также появится ещё одна станция в Санкт-Петербурге.

Расширение географии присутствия. Кроме двух столиц, машины Ситидрайва работают в Сочи. Там мы имеем дело с иными поломками, чем в мегаполисах. Причина в горном рельефе: автомобиль почти всегда работает под дополнительной нагрузкой. Пока наш автопарк в Сочи небольшой, но как только он увеличится и появится потребность в собственной СТО, мы её обязательно откроем.

Работа с внешними заказчиками. Мы накопили серьёзную экспертизу, и, вполне возможно, скоро сможем использовать её для работы не только с собственным парком.

Осмотр автомобиля на СТО в Санкт-Петербурге.
Осмотр автомобиля на СТО в Санкт-Петербурге.

Наша глобальная цель — довести долю обслуживания и ремонтов парка собственными силами до 95%. Нам уже удалось достигнуть этого показателя по Москве, и в следующем году мы серьезно усилим работу по другим регионам присутствия Ситидрайва.

20
6 комментариев

Пиши статьи не пиши, по итогу во всех каршерах:
- грязно
- что-то сломано
- воняет 🦨

2
Ответить

Всегда что-то сломано, всегда грязно в салоне и внутри и всегда нет омывайки - зимой это особенно грустно(

1
Ответить

Это прелести социализма… Все когда оно не принадлежит одному хозяину, а пользуется им все общество , оно грязное, вонючее и что то сломано . Например блудная дама, автобус, общая кухня в коммуналке, машина каршеринга , лавочка на улице, общественный туалет, ссср и прочее .

1
Ответить

Отличная статья про ремонт автомобилей !
Жаль, что скромный копирайтер постеснялся признаться в глубоко убыточном бизнесе компании Ситидрайв по краткосрочной аренде авто...
Или найдётся честный руководитель Ситидрайва, который выложит на сайт VC горькую правду ?
Ждём пруфов !

1
Ответить

Заодно и цены подняли. Потому что китайцев обслуживать чаще?

Ответить