Как Ozon Seller меняет категории у товаров с целью получения большего вознаграждения

Добрый вечер, коллеги! Хочу поделится проблемной ситуацией с Озоном. При заведении новой карточки товара селлер выбирает категорию товара, затем карточка проходит модерацию и категорию или утверждают, или советуют изменить на более соответствующую типу товара.

Моя карточка создана в январе 2024 года, успешно прошла модерацию. Товар в категории Обувь-Уход и Аксессуары –Стельки для обуви. Мои товар – анатомические стельки для обуви. Тип товара в Личном кабинете: Анатомические.

Как Ozon Seller меняет категории у товаров с целью получения большего вознаграждения

В личном кабинете эта категория отображается как Категория Галантерея и аксессуары-Аксессуары для одежды и обуви-Стельки для обуви.

<p>Комиссия на февраль месяц (когда пошли продажи) составляла 17,5%. </p>

Комиссия на февраль месяц (когда пошли продажи) составляла 17,5%.

Как Ozon Seller меняет категории у товаров с целью получения большего вознаграждения
Процент вознаграждения февраль 24г - никак ни 16%, а выше.
Процент вознаграждения февраль 24г - никак ни 16%, а выше.

Но товар можно отнести к нескольким категориям. К примеру, стельки могут быть больше востребованы в разделе “Ортопедия”, а не в «Аксессуары для обуви». В таких случаях категорию можно поменять. Но комиссия останется прежней — она назначается в соответствии с категорией, которую вы выбрали при добавлении карточки на сайт. Закрепим это: моя категория при добавлении товара в личном кабинете: Галантерея и аксессуары-Аксессуары для одежды и обуви-Стельки для обуви, комиссия 17,5%.

В конце февраля 2024 Озон анонсировал условия для одежды, обуви и аксессуаров: Размещение одежды, обуви и аксессуаров на складах Ozon до конца 2024 г. останется бесплатным для всех продавцов и снижение вознаграждения за продажу до 13%.

Как Ozon Seller меняет категории у товаров с целью получения большего вознаграждения

Мои товары попадали в эту категорию. Некоторое время все стельки были с бесплатным хранением.
К летнему сезону мы завезли большое количество стелек, которые были лидерами продаж в нашем магазине. Но продажи неожиданно встали. Хотя ближайший конкурент, с таким же точно товаром и ценой на 200 рублей выше прекрасно продавал по 600 шт. в месяц.
И вдобавок в разделе начисления появилась плата за хранение этого артикула, причем категория товара там значилась Ортопедия.

Как Ozon Seller меняет категории у товаров с целью получения большего вознаграждения

Стали разбираться со службой «Поддержки»/Отписки Озон. Обращения №37469947 Тема: Контент / Работа с карточкой товара / Добавить категорию/тип товара; №37431103 Тема: Финансы / Начисления в личном кабинете.

Категория моих товаров в Личном кабинете
Категория моих товаров в Личном кабинете
Категория Ортопедия. Моих товаров в этой категории нет.
Категория Ортопедия. Моих товаров в этой категории нет.

Никакой конкретики, только отписки типа этой.

Отписка службы "Поддержки".
Отписка службы "Поддержки".

Резюме: Озон меняет категорию товара без уведомления селлера. По факту – мне поменяли категорию на неподходящую моему товару, стали брать плату за хранение, комиссия по факту стала не 13%, а 16%, без анонсированной скидки, рейтинг товара снизился, так как товар стал ранжироваться в другой категории, не подходящей моему товару.
На мое обращение сменить категорию –отказ. Хотя в регламенте Озон есть прямое указание: «Можете назначать товарам на площадке другую категорию. Не придётся создавать новую карточку, если:
для товара появилась более точная по смыслу категория;
товару подходит сразу несколько категорий, и вы считаете, что в другой покупателям будет проще найти ваше предложение.»

Регламент изменения категории.
Регламент изменения категории.

Но тут же Озон предупреждает: «При редактировании категории вознаграждение Ozon за продажу не изменится — его величина присваивается товару при добавлении на площадку».

Вознаграждение за категорию Ортопедия за товар категории Аксессуары для обуви
Вознаграждение за категорию Ортопедия за товар категории Аксессуары для обуви

В итоге: мне изменили категорию, мне изменили величину вознаграждения Озон, все без предупреждения, в одностороннем порядке!

Причем, другие мои стельки, которые я заводила одновременно с проблемными артикулами, остались в прежней категории: Галантерея и аксессуары-Аксессуары для одежды и обуви-Стельки для обуви, и прекрасно продаются.

Надеюсь, привлечение внимания к проблеме односторонней смены категории со стороны Озон, поможет ее решить. Представитель Озон на площадке, что вы можете ответить?

Сейчас разработан законопроект для законодательного регулирования дистанционной торговли товарами с использованием цифровых платформ.

Один из пунктов: Вводится запрет на произвольное изменение условий договора владельцем маркетплейса. Большинство договоров с маркетплейсом содержат фразу: «Маркетплейс вправе в одностороннем порядке вносить изменения и/или дополнения в Договор. Продавец обязан отслеживать изменения условий самостоятельно». Проблема очевидна: владелец маркетплейса может каждый день менять условия договора, а если продавец или владелец ПВЗ не уследили за очередным изменением, то все риски перекладываются на них. К тому же некоторые маркетплейсы не утруждают себя публикацией новостей о внесении изменений в договор, что усложняет процесс отслеживания изменений. Законопроект решает этот вопрос: изменение условий договора будет возможным не чаще раза в год, оно должно будет осуществляться по соглашению сторон и с обязательным письменным уведомлением о планируемых изменениях за 30 календарных дней.

Думаю, что нужно отправить мой кейс разработчикам закона, как подтверждение полного пренебрежения маркетплейсов к селлеру. И ситуация хоть как-то будет исправлятся.

22
Начать дискуссию