Заказ комплектующих и мошенничество. Моя история в деталях.

Предисловие

Впервые сервисом Авито я воспользовался в 2010 году и с тех пор все сделки совершал только при личной встрече, даже после появления Авито доставки длительное время относился к ней с осторожностью. По мере пользования сервисом всегда старался держать руку на пульсе новых веяний мошенничества и это в течение 14 лет помогло мне успешно, обходя всевозможные уловки мошенников, совершать продажи ненужных или отслуживших мне вещей, а также покупки тех, которые не получалось найти в магазинах. Впоследствии изучив все нюансы сервиса доставки начал использовать также и его, проявив ответственность на всех этапах отправки, от выбора покупателя до упаковки, получив неоднократный положительный опыт.

Успешный опыт и первая предоплата

Шел четвертый квартал 2023 года и мне в голову неожиданно пришла мысль приобрести 4к монитор с частотой вертикальной развертки не менее 120 Гц, к этому меня подтолкнул приятный опыт использования новых MacBook Pro 14 с экраном 120 Гц. Начав активный мониторинг моделей, чтение обзоров в инете и рунете я уперся в дефицит компьютерных комплектующих и периферии в интернет-магазинах, а точнее в полное отсутствие какого-либо выбора. Определив для себя минимальный набор характеристик выбор пал на монитор HP OMEN 27u (4K и 144 Гц) и я приступил к его поиску на просторах рунета, в надежде перехватить товар в момент поставки в магазин, однако сколько я не ждал, поставок так и не происходило. Все попытки заказать товар из ЕС (как я делал неоднократно ранее) проваливались на этапе общения с сервисами-посредниками (перевозчиками). И тут я вспомнил про Авито...

Проведя анализ объявлений обнаружил, что предложений по данному монитору несколько, однако все они подразумевают доставку под заказ. Понимая все риски такого взаимодействия с продавцами и количество мошенников в нашем мире, такой вариант покупки я изначально рассматривать не хотел. Однако с течением времени пришел к выводу, что в текущей ситуации альтернативного пути просто нет.

Анализируя и наблюдая за объявлениями я задал вопросы нескольким продавцам, получив примерно одинаковые по сроку и цене условия. При стоимости монитора около $700 в США его цена с учетом доставки и наценки равнялась 85 000 рублей. В процессе наблюдения за избранными объявлениями составил список критериев продавца, который как мне казалось должен отфильтровать хотя бы основную массу мошенников:

  • Старый аккаунт (2013-2017 годов);
  • Наличие отзывов (не обязательно положительных, главное из тематики комплектующих);
  • Реальные цены без демпинга;
  • Регион Москва;
  • Предоплата не более 50%;
  • Совпадение имени владельца аккаунт и получателя платежа.

Выбрав продавца с именем Максим и морально расставшись с предоплатой (именно расставшись, так как понимал, что иду на риск) я приступил к совершению сделки. Написав продавцу и сообщив, что готов совершить заказ, Максим сообщил, что можно внести не 50%, а лишь 15 тыс. руб. чем приятно удивил. При этом он общался в мессенджере WhatsApp на аватарка которого имел фотографию (как выяснилось при встрече свою). Прождав около 14 дней я получил от него сообщение, что товар прибывает вечером и завтра его можно будет забрать. В предвкушении нового девайса я запрыгнул в машину и помчался в сторону Южного Бутово, предупредив Максима о своем приезде. Поднявшись в квартиру продавец предложил мне распаковать и проверить монитор, на что я ответил отказом (так как покупал уже 2 монитор HP похожего класса и был уверен в отсутствии дефектов), отдав оставшиеся деньги расщепляя время помчался подключать и тестировать. Эйфория длилась около 15 минут после приезда, пока я не обнаружил битый пиксель...

Я понимал, что это полностью моя ошибка, продавец выполнил все свои обязательства по доставке товара, предложил его подключить у него и проверить, меня подвела моя вера в HP как в образец качества. Чувствуя себя как мокрая кошка после дождя я решил написать Максиму вопрос, что в такой ситуации делать и как быть. Он попросил прислать меня видео и описание проблемы, после чего сообщил что попробует поменять монитор, передав с посредником его в магазин в ЕС. Первым, что мне пришло на ум, это мошенническая схема, где покупатель отдает деньги, получает товар, а потом меняет его как бы по гарантии, при этом оставаясь без денег и без товара. Но в эту схему не укладывалось ожидание в течении 2-х недель, ведь это можно было провернуть быстрее. Я решил испытать судьбу и отвезти монитор для замены обратно продавцу (и да, в какой-то момент я был без монитора и без денег). Каково же было мое удивление, когда менее чем через 10 дней Максим привез новый монитор, без каких либо дефектов и глядя в который я пишу данную историю. Моя вера в людей, а также оценка работы по борьбе с мошенниками, которую проводит сервис Авито выросли многократно.

И эта история подтолкнула меня совершить следующий шаг...

Шаг 0. Заказ комплектующих

В один из январских вечеров, листая различные обзоры и новости я наткнулся на симпатичную сборку ПК на водяном охлаждении.

Пример, побудивший во мне желание собрать
Пример, побудивший во мне желание собрать

Вынашивая эту идею в подсознании пару недель, в один прекрасный день я приступил к подбору комплектующих для сборки...

Купив корпус и блок питания в одном известном магазине я уперся в сложности покупки компонентов водяного охлаждения. Решив собирать систему охлаждения на компонентах EKWB я понял, что в наличии их практически нет и пришлось собирать буквально по винтику на просторах интернета, что-то покупал с рук на Авито, что-то заказывал в магазинах, главный критерий - новые комплектующие. Собрав весь комплект от пластины распределения до всех переходников и фитингов, я стал выбирать начинку. После прочтения массы обзоров выбор пал на комплектующие фирмы Gigabyte, во-первых, я неоднократно их покупал, во-вторых, в них было то, что нужно и ничего лишнего.

Шаг 1. Выбор объявления

Основываясь на прошлом успешном опыте покупки монитора решил при выборе применить те же критерии. Оценив предложения в сервисе, а также просмотрев предложения известных магазинов, таких как NewEgg и другие мне попались весьма интересные предложения по бандлам (bundle - связка) из материнской платы и процессора. Наличие таких объявлений на Авито с доставкой из США меня совершенно не смутило. Была отобрана пара продавцов с примерно схожим ассортиментом и условиями.

Роковое объявление мошенника
Роковое объявление мошенника

Отобрав интересующие меня объявления, решил пару недель за ними последить, с целью снижения риска попадания на мошенников. И 20 февраля 2024 года вступил в переписку с продавцом Алексеем.

Начальная точка отсчета
Начальная точка отсчета

Убедившись, что продавец не заблокирован и продолжает активную торговлю, у него появляются отзывы и он постоянно бывает онлайн, я принял решение произвести предоплату.

Довольно странным выглядел звонок Алексея после предоплаты, он рассказывал как он отправлял заказы на другой конец страны, спрашивал какие-то странные вещи, которые казались обычной болтовней и в итоге разговор оставил у меня странные впечатления. В разговоре он упомянул, что живет в районе ЗИЛ и спросил каким образом я буду забирать заказ, на что я ответил ему , что хочу забрать самовывозом, так как живу недалеко. Но я подумал раз уж я отправил предоплату, то будь что будет. Я совершал сделку на сумму, которой был готов рискнуть.

После совершения предоплаты и телефонного, я как добросовестный и терпеливый продавец начала ждать, спешки у меня не было и ждать я мог хоть до конца лета.

Шаг 2. Спустя 2 месяца

Пока шло время я периодически заходил на Авито и проверял профиль продавца и его активность. Отзывы не вызывали подозрений (видимо я уделил мало времени для их анализа). 15 мая написав продавцу сообщение с просьбой уточнить состояние моего заказа, получил ответ, что товар на таможне и можно переводить вторую часть платежа. Тут я совершил ошибку, потерянная сумма могла быть в два раза меньше. Вместо самовывоза я добровольно согласился на перевод второй части, мне банально было лень ехать, а пункт СДЕКа находится в соседнем доме.

Мошенник получив деньги далее просто тянул время с целью обмануть как можно больше людей.

Я проявлял терпение и переодически задавал ему вопрос об отправке посылки. Возможно многие зададутся вопросом, почему я столько спокойно ждал? Дело в том, что я переодически покупаю товары с доставкой через посредников или напрямую и в это время у меня в пути находились заказы, которые уже 50-60 дней были в пути. Причем эти заказы были из ЕС, один из них был из магазина Bikeinn. Такая ситуация с доставкой стала неким снотворным для моей бдительности.

Все это длилось до 26 июня, в этот день я зашел на Авито и увидел, что профиль продавца (Алексея) заблокирован. Я сразу связался с поддержкой Авито, объяснил ситуацию, на что они предоставили невразумительный ответ. В результате этого у меня не сложилось четкого понимания дальнейших действий.

Параллельно я попытался найти отзывы в Яндекс и Google о его номере телефона, но ничего не нашел.

Написав продавцу в мессенджер WhatsApp получил от него голосовое сообщение, что его профиль пытались взломать и он все отправит как вернется через несколько дней.

В итоге 1 июля продавец осознал, что с этим аккаунтом покончено и заблокировал мой телефонный номер.

Шаг 3. Заявление в полицию

В тот же вечер я нашел несколько постов о подаче заявления в полицию о мошенничестве на Авито и составил подробное заявление вместе с объяснением к нему. Приложил все выписки, скриншоты всех переписок, сохранил голосовые сообщения и сформировал из этого единое письмо, которое отправил себе на почту для удобства.

Приехав в 12 часов дня в отделение полиции написал первичное заявление у дежурного, после чего пришлось ждать до 18 часов вечера пока меня вызовет оперативный сотрудник для дачи объяснений.

Всегда пишите заявление в полицию, это не бесполезно, вы можете помочь предотвратить дальнейшее мошенничество даже если не сможете вернуть деньги. Заявление в полицию в любом случае - правильное действие на пути борьбы с преступностью. Никогда не пренебрегайте этим.

Дождавшись вызова оперативного сотруднику для составления объяснения я предоставил все подготовленные данные, это значительно упросило процесс составления документов. После чего меня направили к следователю, который провел повторный опрос и подготовил заявление о возбуждении уголовного дела. При этом ответив, что мошенников ловят каждый день, но их становится все больше (это я пишу для пробуждения бдительности читателей и пользователей подобных сервисов). Выйдя из отделения я ощущал некое облегчение из-за выполнения своего гражданского долга, ведь вор должен сидеть в тюрьме, как говорил Высоцкий в фильме "Место встречи изменить нельзя".

Пройдя всю процедуру от А до Я, хочу оставить небольшую памятку для людей оказавшихся в подобной ситуации.

Памятка

  • ВСЕГДА подавайте заявление в полицию, не надо чистить карму, делать зарубки, записки, засечки. Нет ничего лучше противодействия мошенникам в правовом поле при помощи сотрудников МВД;
  • Сохраняйте все переписки, делайте скриншоты начальных объявлений, сохраняйте голосовые сообщения, а лучше создайте папку на ПК и сохраняйте туда все данные в процессе сделки пока она не завершена;
  • Составьте ДЕТАЛЬНОЕ описание с самого первого момента вашего общения с мошенником до последнего сообщения, когда вы поняли, что попали в сложную ситуацию. При составлении описания придерживайтесь хронологического порядка, не создавайте хаос;
  • Перед походом в полицию подготовьте все данные, распечатайте переписки, возьмите их с собой на флешке. Не забудьте паспорт;
  • Идите в полицию как можно скорее, отделения работают 24 часа 7 дней в неделю, дежурный следователь находится в отделении постоянно;
  • На поход в полицию выделите весь день, отпроситесь, возьмите отгул, отложите дела, чем быстрее вы придете, тем меньше времени будет, чтобы скрыться у мошенника или причинить еще кому-то вред;
  • Придя в отделение, подойдите к дежурному, спокойно объясните все, что с вами случилось, он даст вам бланк заявления. Напишите простое заявление, остальные подробности в деталях расскажите при составлении объяснения.
Прошу вас найти и привлечь к установленной законом ответственности неустановленное лицо, обманным путем совершившее __ _______ 2024 года хищение денежных средств с помощью сервиса Авито в общей сумме _________ рублей. Вышеуказанное лицо в своей противоправной деятельности использовало телефонный номер +7 (916) 571-06-12 (Алексей Олегович Д.)
  • После подачи заявления дежурному оперативному сотруднику ждите вызова для дачи объяснения. Ждать может придтись долго, я ждал с 12 часов дня до 18 часов вечера. Это просто необходимо вытерпеть;
  • Оперативному сотруднику сообщите, что у вас уже подготовлено объяснение в деталях, предоставьте его. После подготовки объяснения обязательно возьмите КОПИЮ или сделайте фотографию;
  • После дачи объяснения ждите вызова к следователю, у него вы подпишите заявление о возбуждении уголовного дела;
  • После того как вы покинете следователя, обязательно возьмите талон о подаче заявления у дежурного, он может вам неоднократно пригодиться!
  • Ведите себя отделении вежливо, помните, что оскорбления это не от большого ума.
Заказ комплектующих и мошенничество. Моя история в деталях.

Анализ ошибок

Анализируя ситуацию, участником который я стал по своей воле, я сделал несколько выводов:

  • Тщательнее анализируйте отзывы, когда покупают старый аккаунт Авито, то тематика прошлых отзывов может сильно отличаться от текущих, обычно такая граница легко находится;
  • Даже если вы совершили предоплату, забирайте товар лично, это уберет вас от потери второй части суммы;
  • Не покупайте много товаров у одного продавца, я заказал системную плату и процессор, а видеокарту у него заказывать не стал (надо было заказывать только материнскую плату), это уберегло от больших потерь;
  • Вступая в сделку по предоплате, рискуйте только той суммой, которую готовы потерять.

Претензии к сервису Авито

После анализа ошибок, подачи заявления в полицию я вернулся к переосмыслению ситуации и вот что мне показалось в ней странным:

  • Существование аккаунта мошенника на Авито было подозрительно долгим, с момента добавления объявления в избранное до момента блокировки прошло более 5 месяцев! По моим наблюдениям, раньше время жизни аккаунта мошенников было значительно короче, это возможно связано с ухудшением качества модерации внутри самого сервиса, либо наличием связи мошенника и какого-либо сотрудника сервиса (это лишь предположение);
  • Наличие сервисов по накрутке и удалению отзывов на Авито - это вообще удар в спину для любого честного пользователя сервиса. Такие сервисы есть, они активно работают, несмотря на цены, например положительный отзыв с товаром стоит от 1500 рублей за 1 штуку. Как следствие, требуется усиление модерации, проверка реальности переписки покупателя оставившего отзыв и продавца, по моим ощущениям сервис этим не занимается, создавая благоприятную среду для размножения мошенников;
  • Невнятные действия службы поддержки несмотря на наличие чеков о переводах в переписке с продавцом. Если бы ответ был более точный, то заявление в полицию я понес бы на 5 дней раньше, а значит шанс поймать мошенника был выше. На мой взгляд поддержка действовала спустя рукава;
  • Отсутствие уведомлений о блокировке пользователя тем, кто вел с ним переписку. Казалось бы очевидная и легко реализуемая функция, но е ее нет;
  • Отсутствие каких-либо попыток контроля за продажей аккаунтов, это создает преступный рынок торговли персональными данными. Завести аккаунт на подставное лицо и купить старый существующий аккаунт это разные вещи, второй вариант для мошенника куда более предпочтителен.
  • Устаревшая система рейтинга из 5 звезд, не дающая возможность провести более детальный анализ продавца и дать ему более объективную оценку.

Конечно, многие скажут, что сервис Авито предупреждает о переводе предоплаты и будут правы. Я совершал эти действия на свой страх и риск, но вышеуказанные недостатки сервиса создали почву для размножения мошенников.

Дополнительные наблюдения

По моему личному предположению мошенники копировали стиль работы и поведение реальных честных продавцов на Авито, в частности все очень похоже на предыдущий успешный опыт с покупкой монитора в ноябре 2023 года. Меня никто не торопил, не завлекал, не давал скидок, дополнительных обещаний, чтобы ускорить получение денег. Подозрение вызывает слишком длительное действие объявления без блокировок, за что, на мой взгляд, несет ответственность сервис Авито.

Второе объявление продавца, которое я добавил в избранное перевод заказом также повело себя странно в эти дни, продавец пометил все объявления как завершенные и связаться с ним было нельзя.

После беглого анализа объявлений нашел очень схожий аккаунт продавца компьютерных комплектующих.

Объявление:

Продавец:

Симптомы все те же:

  • Адекватная цена
  • Отзывы
  • Ассортимент
  • Доставка из США
Заказ комплектующих и мошенничество. Моя история в деталях.

Но до 2023 продаются столы и разные вещи, в марте 2024 резко продаются хорошие комплектующие для ПК. Возможно, это таже группа мошенников, либо схожая схема работы. На это объявления написал заявку на проверку в службу поддержки Авито.

Заказ комплектующих и мошенничество. Моя история в деталях.

В приложении выложу текстовую расшифровку голосовых сообщений мошенника:

Сообщение 1: Так, _____, у вас бандл, насколько я знаю, да, вот, вы можете мне написать, я просто на Авито не могу зайти, там они то ли у меня профиль у меня хотели взломать, то ли чо, там кучу проверок назначили. В общем вы можете мне написать сколько вы мне давали, вот, и какие позиции, у меня вы записаны как _____ бандл 14900к, я хочу просто понять, сколько вы мне давали, что у вас позиции не перепутать.

Сообщение 2: В общем в пятницу я буду разбираться с этими заказами, так что до пятницы, завтра мне вообще не до этого, поэтому в пятницу вам напишу.

Сообщение 3: Привет, да, я в понедельник приеду, буду сам отправлять.

Заключение

Хочу пожелать всем удачи и никогда не сдаваться, в какой бы ситуации вы не оказались!

Бобро обязательно победит зло!

55
73 комментария

Уже заблокировали профиль этого пользователя, спасибо, что сообщили. Мы постоянно проверяем подозрительные профили и объявления. Если видим признаки обмана — сразу блокируем.
Во втором похожем профиле нарушения не подтвердились, поэтому мы не можем принять к нему меры. Но мы продолжим следить за ним.

Ответить

Буду отслеживать ваши подвижки . Так как только теперь понял что тоже попал с этим персонажем . Есть продолжение истории с походом в милицию ?

2
Ответить

На этот раз у него блять нога опухла🤣

2
Ответить
Автор

Это обычный мошенник

Ответить