Росгосстрах затягивает сроки рассмотрения по ОСАГО, чтобы выплатить сумму компенсации в 3-4 раза ниже стоимости ремонта. Как бороться?

Недавно оказался в ДТП и первый раз в жизни, за свой десятилетний стаж реального вождения столкнулся со страховыми. Раньше я думал, что если ты пострадавшая сторона, а у виновного есть ОСАГО, то можно не переживать за ремонт, и вопрос лишь в ответственном СТО. Когда я начал мониторить вопрос, то столкнулся с обилием разной информации по нему. Мне хотелось найти подробный опыт того, кто оказывался в похожей ситуации. К моему удивлению, не так много подробных статей, поэтому сам решил написать статью для тех, кто окажется в ДТП и начнет оформлять компенсацию по ОСАГО. Напишу, на что стоит обратить внимание, приведу несколько ссылок на законы и какие рычаги решения проблемы существуют.

Сразу оговорю несколько моментов:

1. Я – не юрист и никаких юридических услуг не продаю, стало интересно поделиться ситуацией с обществом, а также привлечь внимание компании к проблеме. Проверим их реальную клиетоориентированность и будем знать, оформлять полис в Росгосстрах или же уходить к другим. У этого сайта хорошая индексация в сео, так что чекай комменты на наличие там представителя Росгосстрах и его аргументы.

2. В ДТП участвовало два автомобиля – я пострадавшая сторона. У виновника есть полис и свою вину он полностью признает. Т.е. ситуация полностью удовлетворят страховым требованиям.

3. Реально как-то повлиять на изменение решения страховой можно через письменные заявления, досудебную претензию и последующий иск. Также, написать жалобу в ЦБ (есть на что, в статье отмечу). Федеральная антимонопольная служба (ФАС), напрямую вам ничем не поможет, но за определенные рекламные моменты накажет страховщика серьезными штрафами – мною было обнаружено несколько нарушений по рекламе у Росгосстраха. Прокуратура, роспотребнадзор и другие органы, которые казалось бы существуют для восстановления ваших прав вряд ли дадут какой-то эффект.

4. Главное, на чем строится вся статья – это то, что пострадавший может выбрать в качестве компенсации деньги или ремонт. Если при выборе денег, рассчитанная страховой сумма его не устроила, то он может выбрать ремонт в СТОА (станция техобслуживания автомобилей), у которой есть договор со страховой компанией, но если страховая компания не может предложить ему такое СТОА, то она должна произвести оплату ремонта в той СТОА, которую выберет пострадавший, либо компенсировать стоимость ремонта деньгами исходя из расчетов именно этой СТОА.

Дисклеймер:

Все описанное ниже лишь пережитый автором опыт и оценочным мнением или суждением не является. Автор готов подтвердить произошедшие факты при помощи документов, и в случае предоставлении аргументов со стороны компании Росгосстрах принимать и обсуждать их.

Но это совсем не интересно автору. Он лишь напоминает, что ежегодно оплачивает страховой полис ОСАГО, виновник ДТП оплачивает полис ОСАГО, половина водителей России оплачивают полис ОСАГО, в связи с чем, автор находит приемлемым получить то, что ему принадлежит от страховой компании Росгосстрах, а именно - ремонт его автомобиля в СТО с полной компенсацией стоимости ремонта без необходимости требовать эти средства от виновника ДТП через суд. Виновнику, к слову, скоро 70 лет. Создавать проблемы человеку в таком возрасте автор находит неприемлемым.

Автор будет рад, если написанный текст поможет кому-то и хотя бы один человек, вместо подписания соглашения скрипя зубами – потребует то, что ему принадлежит по закону, а также, попутно напишет жалобы в ФАС и ЦБ РФ. Текст написан на скорую руку, есть попытки шутить, если эта тема будет пользоваться спросом, то статья будет допиливаться, а пока - это своего рода прототип (mvp).

Автор не является юристом и все изложенное ниже лишь его опыт, перед применением его к себе – стоит проконсультироваться с профессиональным юристом.

Деньги или аааа-втомобиль? Оформление ДТП.

Когда вы оформляете ДТП, то можете выбрать компенсацию – деньги или ремонт автомобиля в СТОА. Страховщик будет убеждать вас, что в процессе изменить это решение уже нельзя, но это ложь и если вы не подписывали никакие соглашений на выплаты, а с момента подачи документов о ДТП не прошло 20 дней, то имеете право изменить решение с денежной компенсации на ремонт.

Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страхового возмещения, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший - представить поврежденное имущество или его остатки для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).

Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 статьи 12 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Выдержки из 40-ФЗ - Закон об ОСАГО

На самом деле и спустя 20 дней можно подать такое заявление, но там могут возникнуть сложности из-за того, что страховая уже перечислила средства вам, а значит нужно писать не заявление, а досудебную претензию.

Если изначально выбрали ремонт, а теперь хотите заменить его деньгами, то такое тоже возможно, но моя ситуация не об этом, опыта у меня в этом нет, поэтому предпочту про это не расписывать. Также, не возьмусь описывать случай, когда страховая назначила вам ремонт в СТОА, которая вас не устраивает, у данного случай также есть решения, но лично у меня такого опыта нет, но коротко упомяну об этом в конце статьи.

Моя ситуация о том, что я выбрал деньги, но расчитанная компанией Росгосстрах сумма мотивирует меня сменить форму возмещения на ремонт.

Не говорите с незнакомцами и не подписывайте никаких соглашений.

Через несколько часов, после того как вы подадите все документы и фотографии о ДТП, страховая компания Росгосстрах пришлет вам некое соглашение о быстрой выплате. Вся серьезность этого соглашения подчеркивает таймер, как на дешевых лендингах (рекламных сайтах) времен зеленого кофе. То есть реально, в личном кабинете страховой компании Росгосстрах появляется таймер и начинает отсчитывать 24 часа на то, чтобы вы его подписали.

В моем соглашении была сумма, которая была в 4 раза ниже рыночной стоимости ремонта. Данное соглашение страховая компания Росгосстрах использует для того, чтобы обезопасить себя и выплатить минимально возможную сумму. Подписывая это соглашение вы соглашаетесь с тем, что какие-либо дальнейшие претензии с вашей стороны невозможны.

Конечно, это мы не подписываем и просто игнорим. Но если вы попытаетесь прояснить у сотрудников Росгосстрах, что это за соглашение, то они будут максимально путанно отвечать на ваши вопросы, всячески намекать, что это финальное решение и если его не подписать, то скорее всего в итоге получите еще меньше.

Спустя 24 часа – (таймер обнулится и отсчет начинается заново - зачеркнуто) вам позвонит живой человек и поинтересуется, мол там вам соглашение пришло, почему не подписали? Давайте сейчас подпишем?

Скрин соглашения будет ниже по тексту.

Страховая затягивает сроки. Действуйте сами.

После отказа по телефону, (сотрудник предложит посмотреть автомобиль вживую - зачеркнуто) ничего вообще не происходит. И здесь стоит отметить, что компания Росгосстрах заинтересована в затягивании сроков т.к. спустя 20 дней после подачи всех документов о ДТП она имеет право выплатить сумму, указанную в соглашении.

Поэтому звоним сами (попутно отмечаем, что теперь время ожидания оператора становится сильно больше чем было до этого), но все-таки дозваниваемся и требуем живой осмотр. На другой стороне телефона, сотрудник, сетуя на большую загруженность «смотровой станции» записывает меня аж через 10 дней (помним про затягивание сроков да?).

Человек-смотровая станция.

Приехав в назначенный день, обнаруживаем, что «смотровая станция» - это мужчина с линейкой, который в вежливой форме беседует с вами, осматривает ваш автомобиль, заполняет акт. Сотрудницы же, кстати, о них. Как думаете, что сделает сотрудница, когда вы подойдете к ней (правильный ответ только один):

  • А. начнет вникать в суть проблемы
  • Б. предложить оформить карту ВТБ банка
  • В. скажет, что программное обеспечение не работает и предложит оформить карту ВТБ банка
  • Г. выставит вас за дверь и закроет ее

Правильный ответ В. То есть, вы приезжаете в офис ко времени, которое было определенно еще 10 дней назад, в надежде, что сейчас все быстро пройдет, но вместо этого вам предлагают оформить карту ВТБ банка. После отказа, последует еще два повторных предложения, в том числе с каким-то намеками на то, что это влияет на скорость выплаты. Далее подключается вторая сотрудница и спустя четыре отказа начинают все-таки заниматься твоим вопросом.

Но т.к. программное обеспечение не работает (это просто дежурная фраза), то они якобы не знают, что мы самостоятельно подали документы и просят документы у вас. Когда выясняется, что документы вы уже самостоятельно загрузили – отдает вам все документы, кроме протокола о ДТП, аргументируя это тем «что он должен оставаться у них». Это тоже чушь, но, чтобы не тратить энергию на этот вопрос - просто делайте на всякий случай сразу несколько оригиналов протокола с подписями обоих сторон.

После потраченных впустую 10 минут жизни, вы (наконец идете смотреть авто - зачеркнуто) возвращаетесь в коридор и ждете Ивана Федоровича Крузентшерна – первого в мире человека-смотровую станцию. Спустя некоторое время (около 20 минут) вы идете с ним смотреть автомобиль.

На тот момент я уже был на двух независимых экспертизах и на СТО, которой доверяю, потому мог сравнить качество оценки сотрудника страховой Росгосстрах со своим прошлым опытом и каких-то нареканий к внешнему осмотру у меня нет - человек-станция все тщательно посмотрел, но отмахнулся от возможных скрытых повреждений, которые можно выявить только сняв бампер – это плохо. Мы, понимая, что сейчас мы делаем процедуру, которая сильно ничего не изменит - подписали акт осмотра и наконец уехали оттуда.

Через несколько дней, в личный кабинет пришло еще одно соглашение. На этот раз сумма увеличилась на 25 % и теперь стала всего лишь 3,2 раза ниже рыночной. Снова тот же страшный счетчик, отсчитывающий 24 часа. Снова подача этого соглашения так, будто это финальное решение и снова звонок на следующий день типа «Отказываетесь да? Ну, ждем дальше, может вам придет смс о ремонте на нашем СТОА».

Текст соглашения. Обратите внимания на пункты 8-10 :) Ремонтировать - нельзя, доп осмотр - не нужен, претензий после подписания - не имею.
Текст соглашения. Обратите внимания на пункты 8-10 :) Ремонтировать - нельзя, доп осмотр - не нужен, претензий после подписания - не имею.

На 15 день после подачи всех документов мне позвонили, и сказали, что их СТОА отказалась от ремонта. Для приличия удивившись отказу, услышал «ну вот так, ждем дальше решения от центрального офиса». Это был конец дня вторника т.е. в воскресенье было бы 20 дней с момента подачи документов в страховую, а т.к. в выходные дни они конечно же не работают, то по факту у меня оставалось три дня для каких-либо действий.

Заявление о форме возмещения вреда, ФАС и мышь.

К тому моменту, у меня уже было готово заявление о смене формы возмещения вреда со всеми необходимым ссылками на ФЗ и рекламные материалы компании Росгосстрах, которые на мой взгляд заинтересуют ФАС. Жалоба в ЦБ пока была в черновом варианте, т.к. история еще продолжается.

На следующий день я отправил через личный кабинет компании Росгосстрах свое заявление, а через Почту России - заказное письмо по адресу компании Росгосстрах в городе Томск с уведомлением о вручении (это потребуется, в случае подачи искового заявления). Лично в офис в тот день ехать возможности не было, поэтому поехал на следующий день.

Увидев нас в дверном проеме, через несколько мгновений уже знакомая нам сотрудница компании Росгосстрах, параллельно раздающая карты ВТБ, сделала вид, что ей нужно что-то отсканировать встала и грубо прикрыла дверь. Позже человек-станция полностью ее закрыл прямо перед нашими носами.

Здесь стоит отметить, что в проеме мы стояли не потому, что забыли, как шагать, а потому как у обеих сотрудниц сидели клиенты и мы посчитали дурным тоном прерывать их работу. Когда один из клиентов вышел, то мы подошли к той же сотруднице, у которой мы были ранее. Ее как подменили.

Если раньше она изображала лучезарность и доброту, то теперь она начала перебирать руками по столу, хвататься за мышь (компьютерную), что-то говорить себе под нос. «Что вам нужно?» почему-то грубо спросила она. «Примите, пожалуйста, наше заявление» ответил я. Схватившись за бумагу, она тут же ее отбросила, отправив нас «на третий этаж».

Смешно, конечно, человек, который работает на тебя, за те деньги, которые ты платишь за этот полис – грубит тебе тряся последней моделью эппл воч перед глазами. Уважаемая компания Росгосстрах, если вы это читаете, то поговорите там с ними, пожалуйста, мы к ней не на поклон ходим. Примените санкции какие-то. В исковом заявлении об этом тоже обязательно попросим, если дойдет до этого.

Поднявшись на третий этаж, мы увидели большое количество сотрудниц – по разным видам страхования, по работе с отказами итд. Заявление наше приняли без проблем, присвоили ему номер и…..также как и мы вчера - отправили его через сайт в центральный офис 😊

Я попросил сотрудницу, которая приняла заявление о том, чтобы она спустилась со мной до второго этажа и сказала той сотруднице, что наша заявление принято. В присутствии двух этих сотрудниц, я уведомил их о том, что в связи с тем, что мое заявление было подано в течение 20 дней с момента подачи полного пакета документов, они обязаны сначала рассмотреть его и если они перечислят указанные в соглашении средства до того, как дадут ответ по моему заявлению – это будет прямое нарушение законодательства.

Заключение: 20 клерков и один человек-станция, вопрос к ЦБ

Несколько десятков сотрудниц-менеджеров и всего один несчастный человек-станция, который «в связи с большой загруженностью может принять только через 10 дней». Думаю, это отличный повод для ЦБ обратить внимание, действительно ли Росгосстрах Томска способен работать по ОСАГО.

В заявлении о смене формы возмещения вреда помимо прочего, находится название и реквизиты СТО, которое готово взяться за наш ремонт и которому мы полностью доверяем. Сегодня воскресенье. Ровно 20 дней с ДТП. Публикую эту статью. Статья будет дополняться, т.к. на момент написании статьи история только начинается, так что продолжение следует…

Что важно запомнить:

  1. У вас со страховой конфликт интересов. Вы хотите рыночную сумму необходимую для ремонта, а страховая хочет заплатить минимальную. Даже если выбрали компенсацию деньгами, то имеете право заменить на ремонт. Если скажут, что их СТОА отказывает – пишите заявление на согласие делать ремонт в любой СТОА или конкретной, которая предпочтительна вам. Если направляют в СТОА, которому не доверяете – требуйте перечень всех СТОА, с которыми у страховой есть договора и выбирайте ту, которой доверяете. Если ничего не помогает – пишите досудебную претензию и с ответом на нее жалуйтесь в ЦБ РФ и подавайте исковое заявление. Обязательно закиньте жалобу в ФАС, в отдельной статье напишу о том, что нужно использовать для этого.
  2. На всякий случай оформляйте несколько оригиналов протокола ДТП с подписями обеих сторон.
  3. Существует ФЗ-40 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (закон об ОСАГО). Он сильнее всего того, что пишут в договоре страховые компании и уж тем более сильнее того, что вам говорят менеджеры в офисе или коллцентре Росгосстрах. Руководствуйтесь в первую очередь ФЗ.
  4. Не подписывайте никаких соглашений, если сумма или иные условия вас не устраивают. Тем более в тех случаях, где вас для принятия решения ограничивают во времени – точно не стоит ждать чего-то хорошего. Что бы не говорили менеджеры, см п.3
  5. После того, как пройдет 20 дней с момента подачи комплекта документов по ДТП (следующий день после подачи + 20 дней), страховая может начислить сумму из соглашения, даже если вы его не подписали, поэтому важно в эти 20 дней подать заявление из п.1. После этого, перевод средств будет незаконным действием со стороны страховой со всеми вытекающими из этого для нее последствиями.
  6. Заявления отправленные через личный кабинет страховой компании, статьи подобные этой, всякие жалобы в интернетах и даже жалоба в прокуратуру или ФАС никак не поможет вам в случае суда. Помогут - заказное письмо с уведомлением о получении и заявление переданное лично, в отделении страховой, которому присвоили номер. Таким образом, вы сможете подтвердить дату подачи заявлений и их соответствие ФЗ.
  7. Размер компенсации страховые считают по методичкам утвержденным ЦБ, скорее всего насчитанная сумма соответствует методичке. Но если она вас не устраивает - заменяйте на ремонт.
  8. Вы платите за полис деньги, другой участник ДТП платит за полис деньги – сотрудники страховой получают заработную плату в прямом смысле от вас. Если хоть с чем-то не согласны - высказываете и действуйте так, как считаете нужным. Грубить и орать точно смысла нет, пишите заявления ссылаясь на ФЗ.
  9. Консультируйтесь с автоюристами – первичную консультацию они окажут вам бесплатно. Проконсультировавшись с несколькими, сможете примерно понять стратегию своего поведения и обратиться за помощью к конкретному. Также ChatGPT очень хорошо работает в этой тематике.
  10. В зависимости от тяжести повреждения есть риски какое-то время жить без авто. Понимаю тех, кто, скрипя зубами соглашается на то, что дают т.к. автомобиль может быть нужен в повседневной жизни или для заработка. Но если автомобиль остается на ходу, стоит все-таки побороться за свои права. На это нужно не так уж много времени как кажется. Сегодня все можно подавать онлайн. Подавайте жалобы в ФАС и ЦБ – даже если вам сейчас это не даст пользы, но чем больше таких жалоб будет, тем выше вероятность, что поведение страховщиков изменится.
  11. Просто напомню еще раз - каждый год мы платим за этот полис. Он является обязательным. Государство наказывает штрафами водителей за езду без него. Но при первой же необходимости, добропорядочный гражданин ежегодно оплачивающий почему-то замечает, что по факту до его прав вообще никому нет дела.

А вам приходилось связываться со страховой по ОСАГО или может другим видам полисов? Поделитесь своим случаем.

22
Начать дискуссию