Сколько можно получить в суде по ЗоЗПП?

Рассмотрим основные нарушения продавцов и санкции за них, предусмотренные Законом.

Какие санкции предусмотрены?
Какие санкции предусмотрены?

ЗоЗПП за нарушения прав потребителя предусмотрены несколько видов санкций для нерадивых продавцов (здесь рассматриваем только договор розничной купли-продажи, услуги - это отдельная история):

  • Штраф 50%
  • Компенсация убытков
  • Неустойка по ЗоЗПП
  • Выплата процентов на сумму долга по ст. 395 ГК РФ
  • Компенсация морального вреда
  • Компенсация судебных расходов

Отдельно про размеры основных неустоек:

  1. Нарушение сроков передачи оплаченного товара - ст. 23.1 ЗоЗПП. Неустойка 0.5% от цены товара за каждый день просрочки (но не более размера предоплаты) + компенсация убытков, в том числе в виде разницы между оплаченной и текущей ценой (ст. 393.1 ГК РФ). При этом вы имеете право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных денежных средств. Неустойка начисляется до момента передачи товара либо до момента возврата денег.
  2. Нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества. Если товар возвращен вами по причине "не подошло" (в случае дистанционной торговли) то денежные средства должны быть возврашены в срок 10 дней, при этом - никакой отдельной ответственности в виде неустойки за нарушение этого срока ЗоЗПП не предусмотрено! Можно рассчитывать только на проценты по ст. 395 ГК РФ + штраф 50% - это по "умолчанию". Если есть возможность предьявить претензию по качеству - лучше так и сделать, а не пытаться доказывать сохранность "товарного вида"
  3. Нарушение сроков возврата денежных средств за товар НЕнадлежащего качества. Ст. 18 ЗоЗПП. Срок возврата денежных средств ограничен законом 10 днями, с момента ПРЕДЬЯВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ. Ни о каких заборах заборов в законе речи нет - это для сказочников из OZON (привет Бинтага - Бедолага!) - самых злостных нарушителей всех возможных прав потребителей. За нарушение 10ти дневного срока ст. 23 ЗоЗПП установлена неустойка в размере 1% в день от цены товара.
  4. Нарушение сроков компенсации заявленных убытков при возврате товара ненадлежащего качества. Убытки, предварительно заявленные в досудебной претензии подлежат компенсации нарушителем в срок до 10 дней - ст. 22 ЗоЗПП. За нарушение этого срока законом установлена неустойка в размере 1% от цены товара - ст. 23 ЗоЗПП. ДА, именно от цены товара, а не от размера убытков! Даже если в убытках у вас заявлен трамвайный билет стоимостью 20 рублей, а возвращаете автомобиль, то за нарушение сроков возврата 20 рублей продавец будет платить 1% в день от цены автомобиля - такой закон.

Важно знать!

Неустойки по пунктам 3 и 4 начисляются по день исполнения соответствующего требования! Т.е. пока идет суд, пока решение вступает в законную силу, пока вы ждете от банка нарушителя взыскания(7 дней) - все это время вам начисляется 2% от цены товара ненадлежащего качества! Это 730% годовых! Почему 2%? Потому что неустойка начисляется за каждое отдельное нарушение. 1% за отказ/нарушение сроков возврата уплаченных д/с + 1% отказ/нарушение сроков компенсации убытков.

Кроме того, что такое цена товара?

Это не та цена, за которую вы покупали товар.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Ст. 23 ЗоЗПП

Т.е. речь идет о текущей цене товара. Если вы купили товар 3 года назад и вернули его, то нарушитель обязан вам выплатить не оплаченную цену, а текущую на сегодняшний момент, существующую на аналогичный товар и не где-то в америке, а в месте вашего нахождения. Таким образом законодатель предусмотрел защиту потребителя от влияния инфляции. И неустойки, соответственно, рассчитываются от текущей цены товара.

Другие неустойки

Законом предусмотрены еще ряд неустоек, которых касаться здесь не будем, все же большинство обсуждаемых здесь проблем связано с продажей товара дистанционным способом и его возвратом. Неустойка за нарушение сроков устранения недостатков, за нарушение сроков замены товара и т.д. не очень часто в отношении онлайн торговли применяются.

Штраф 50%

Взимается за любое нарушение гарантированных законом прав. Взимается с нарушителя в пользу потребителя. Рассчитывается от всей присужденной судом суммы:

(основной долг+ неустойки+убытки+моральный вред)/2

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Ч. 6 ст. 13 ЗоЗПП

Моральный вред

Определяется судом самостоятельно и зависит от жадности судьи. Вы можете заявить хоть миллион, в лучшем случае получите максимум 50 тыс рублей. В среднем, при цене товара 50-100 тыс рублей, моральный вред судьей будет определен в диапазоне 5-15 тыс рублей, сколько бы вы не заявили. Величина выковыривается судьей "из носа".

Компенсация убытков

В убытки, в том числе, входит упущенная выгода. Это, как указано выше, может быть и билет на трамвай, и чек от почты за отправку заказного письма с претензией и кое что посерьезнее. К примеру, у потребителя, работающего удаленно, сломалась видеокарта, а продавец отказал в возврате денежных средств. Потребитель не мог выполнять трудовые обязанности и потерял несколько месяцев заработной платы в размере 250 тыс в месяц (оказался серьезным программистом) - при надлежаще оформленных доказательствах продавцу придется такие убытки компенсировать.

Не стоит забывать так же о ст 393.1 ГК РФ, которая обязывает нарушителя компенсировать разницу в цене между оплаченной ценой и текущей.

Не так важна цена товара, сколько важен грамотный подход)

Откуда в суде берутся 3-5-10 цен товаров?

Считаем. Купили товар стоимостью Х рублей. Продавец отказался принимать товар для проверки качества. Скриним отказ. Этого достаточно.

Все эти озоновские хотелки: кнопки, заявки, споры, дополнительные фотографии, заключения сервисных центров, ответы попугаев, эти мерзкие "подождите несколько больше года, коллеги вернутся к вам с новостями через 5 лет" не являются для вас обязательными. Просто не нужно тратить время и нервы в бессмысленной переписке.

Заявляем продавцу претензию, включаем в убытки стоимость отправки заказного письма. По минимуму. И подаем в суд. К примеру, через 6 месяцев получаем перевод который расчитан так:

Х - сумма основного долга

3,65 Х - неустойка 2% в день.

4,65 Х /2 - штраф 50%

Итого 4,65 Х + 2,3 Х = 7 Х

7 ЦЕН ТОВАРА - и это еще по минимуму, без "наворотов" в виде убытков и т.д. Стоит того? Конечно, стоит)

Так что, если вам продали товар ненадлежащего качества и не хотят добровольно удовлетворять ваши законные требования - смело подавайте в суд сразу. Это ваш счастливый билет)

Часть 3 - что можно получить в суде по ЗоЗПП Часть 4 - пишем исковое заявление (скоро)

Ну а ко мне можно всегда обратиться за бесплатной консультацией. С потребителей денег не беру. Даже за суды)

14
3
28 комментариев