Сколько можно получить в суде по ЗоЗПП?
Рассмотрим основные нарушения продавцов и санкции за них, предусмотренные Законом.
ЗоЗПП за нарушения прав потребителя предусмотрены несколько видов санкций для нерадивых продавцов (здесь рассматриваем только договор розничной купли-продажи, услуги - это отдельная история):
- Штраф 50%
- Компенсация убытков
- Неустойка по ЗоЗПП
- Выплата процентов на сумму долга по ст. 395 ГК РФ
- Компенсация морального вреда
- Компенсация судебных расходов
Отдельно про размеры основных неустоек:
- Нарушение сроков передачи оплаченного товара - ст. 23.1 ЗоЗПП. Неустойка 0.5% от цены товара за каждый день просрочки (но не более размера предоплаты) + компенсация убытков, в том числе в виде разницы между оплаченной и текущей ценой (ст. 393.1 ГК РФ). При этом вы имеете право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных денежных средств. Неустойка начисляется до момента передачи товара либо до момента возврата денег.
- Нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества. Если товар возвращен вами по причине "не подошло" (в случае дистанционной торговли) то денежные средства должны быть возврашены в срок 10 дней, при этом - никакой отдельной ответственности в виде неустойки за нарушение этого срока ЗоЗПП не предусмотрено! Можно рассчитывать только на проценты по ст. 395 ГК РФ + штраф 50% - это по "умолчанию". Если есть возможность предьявить претензию по качеству - лучше так и сделать, а не пытаться доказывать сохранность "товарного вида"
- Нарушение сроков возврата денежных средств за товар НЕнадлежащего качества. Ст. 18 ЗоЗПП. Срок возврата денежных средств ограничен законом 10 днями, с момента ПРЕДЬЯВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ. Ни о каких заборах заборов в законе речи нет - это для сказочников из OZON (привет Бинтага - Бедолага!) - самых злостных нарушителей всех возможных прав потребителей. За нарушение 10ти дневного срока ст. 23 ЗоЗПП установлена неустойка в размере 1% в день от цены товара.
- Нарушение сроков компенсации заявленных убытков при возврате товара ненадлежащего качества. Убытки, предварительно заявленные в досудебной претензии подлежат компенсации нарушителем в срок до 10 дней - ст. 22 ЗоЗПП. За нарушение этого срока законом установлена неустойка в размере 1% от цены товара - ст. 23 ЗоЗПП. ДА, именно от цены товара, а не от размера убытков! Даже если в убытках у вас заявлен трамвайный билет стоимостью 20 рублей, а возвращаете автомобиль, то за нарушение сроков возврата 20 рублей продавец будет платить 1% в день от цены автомобиля - такой закон.
Важно знать!
Неустойки по пунктам 3 и 4 начисляются по день исполнения соответствующего требования! Т.е. пока идет суд, пока решение вступает в законную силу, пока вы ждете от банка нарушителя взыскания(7 дней) - все это время вам начисляется 2% от цены товара ненадлежащего качества! Это 730% годовых! Почему 2%? Потому что неустойка начисляется за каждое отдельное нарушение. 1% за отказ/нарушение сроков возврата уплаченных д/с + 1% отказ/нарушение сроков компенсации убытков.
Кроме того, что такое цена товара?
Это не та цена, за которую вы покупали товар.
Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Т.е. речь идет о текущей цене товара. Если вы купили товар 3 года назад и вернули его, то нарушитель обязан вам выплатить не оплаченную цену, а текущую на сегодняшний момент, существующую на аналогичный товар и не где-то в америке, а в месте вашего нахождения. Таким образом законодатель предусмотрел защиту потребителя от влияния инфляции. И неустойки, соответственно, рассчитываются от текущей цены товара.
Другие неустойки
Законом предусмотрены еще ряд неустоек, которых касаться здесь не будем, все же большинство обсуждаемых здесь проблем связано с продажей товара дистанционным способом и его возвратом. Неустойка за нарушение сроков устранения недостатков, за нарушение сроков замены товара и т.д. не очень часто в отношении онлайн торговли применяются.
Штраф 50%
Взимается за любое нарушение гарантированных законом прав. Взимается с нарушителя в пользу потребителя. Рассчитывается от всей присужденной судом суммы:
(основной долг+ неустойки+убытки+моральный вред)/2
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Моральный вред
Определяется судом самостоятельно и зависит от жадности судьи. Вы можете заявить хоть миллион, в лучшем случае получите максимум 50 тыс рублей. В среднем, при цене товара 50-100 тыс рублей, моральный вред судьей будет определен в диапазоне 5-15 тыс рублей, сколько бы вы не заявили. Величина выковыривается судьей "из носа".
Компенсация убытков
В убытки, в том числе, входит упущенная выгода. Это, как указано выше, может быть и билет на трамвай, и чек от почты за отправку заказного письма с претензией и кое что посерьезнее. К примеру, у потребителя, работающего удаленно, сломалась видеокарта, а продавец отказал в возврате денежных средств. Потребитель не мог выполнять трудовые обязанности и потерял несколько месяцев заработной платы в размере 250 тыс в месяц (оказался серьезным программистом) - при надлежаще оформленных доказательствах продавцу придется такие убытки компенсировать.
Не стоит забывать так же о ст 393.1 ГК РФ, которая обязывает нарушителя компенсировать разницу в цене между оплаченной ценой и текущей.
Не так важна цена товара, сколько важен грамотный подход)
Откуда в суде берутся 3-5-10 цен товаров?
Считаем. Купили товар стоимостью Х рублей. Продавец отказался принимать товар для проверки качества. Скриним отказ. Этого достаточно.
Все эти озоновские хотелки: кнопки, заявки, споры, дополнительные фотографии, заключения сервисных центров, ответы попугаев, эти мерзкие "подождите несколько больше года, коллеги вернутся к вам с новостями через 5 лет" не являются для вас обязательными. Просто не нужно тратить время и нервы в бессмысленной переписке.
Заявляем продавцу претензию, включаем в убытки стоимость отправки заказного письма. По минимуму. И подаем в суд. К примеру, через 6 месяцев получаем перевод который расчитан так:
Х - сумма основного долга
3,65 Х - неустойка 2% в день.
4,65 Х /2 - штраф 50%
Итого 4,65 Х + 2,3 Х = 7 Х
7 ЦЕН ТОВАРА - и это еще по минимуму, без "наворотов" в виде убытков и т.д. Стоит того? Конечно, стоит)
Так что, если вам продали товар ненадлежащего качества и не хотят добровольно удовлетворять ваши законные требования - смело подавайте в суд сразу. Это ваш счастливый билет)
Часть 3 - что можно получить в суде по ЗоЗПП Часть 4 - пишем исковое заявление (скоро)