О том как OZON нарушает закон (или нет?)

Вступление

Здравствуйте. Сегодня я не заставлю читать вас о бане какого-то товара на OZON, это уже обыденность и скучно. Сегодняшняя история о безосновательном бане продавца со следами нарушения закона РФ. Читайте до конца, будет тайное знание.
Мы - продавец парфюмерии, работаем уже более 20 лет, с 2012 года продаем онлайн. Товар качественный, белый с документами.
К сожалению, юридическая база РФ не была готова к столь стремительному развитию маркетплейсов. В правовом поле их позиция довольно нечеткая, чем OZON успешно пользуется безнаказанно занимаясь произволом.

Наша история

12 сентября, начали работать на озоне. По началу OZON создал приятное впечатление. Вежливые сотрудники, дружественная атмосфера. Выгрузили ~2500 товаров, ~1500 сразу были отвергнуты модерацией, в основном из-за отсутствия документов на бренд. Мы решили, что 1000 товаров тоже неплохо, посмотрим как пойдет и дальше будем решать вопрос с остальными товарами.
23 сентября, служба контроля качества(СКК) запросила документы на товар Mugler, загрузили сертификат, сотрудник подтвердил, что вопрос решен. К слову, по закону РФ для продажи парфюмерии сертификаты и иные документы не нужны, но спорить не стали, все же, мы в гостях у другой площадки.
1 октября утро, СКК присылает уведомление о том, что товар Mugler улетает в блок "В связи с тем, что документ в указанные сроки не был предоставлен". Указываем на загруженный сертификат, сотрудник извиняется и подтверждает решение вопроса. Затупили, с кем не бывает, подумали мы.

1 октября вечер, прилетает бан "в связи c подозрением на реализацию фальсифицированной продукции таких брендов как Jimmy Choo, Mugler, Prada, COACH". Мы в недоумении. Опять тот же товар, в этот раз еще и с баном всего магазина. Начинаем разбираться. Предоставляем доказательства, среди которых - сертификаты на товары, отсутствие возвратов по качеству, отсутствие плохих отзывов, работа через систему "честный знак".

8 октября, нас продолжают игнорировать. Ответ мы получим лишь 2 ноября, но об этом позже. Осмотрев других продавцов тех же брендов, видим, что они спокойно продают те же товары без сертификатов. Но мы ведь понимаем, что случайностей в мире не бывает. Просто мы кому-то не понравились. Читайте дальше, чтобы узнать как устраняются неугодные на OZON.
26 октября, уже не ожидая получить какое-то адекватное отношение к себе, решили действовать настойчиво. На OZON есть кнопка "написать руководству" (от руководства там, естественно, только название). Тыкнули ее. Написали претензию обоснованную законом РФ. Требуем разбан. К тому времени мы завершили 70 заказов через OZON, был один возврат (дефект в результате неверной эксплуатации), возвратов по качеству не было. Но, как вы понимаете, мнение реальных клиентов меркнет пред авторитетом экстрасенсов OZON, уверенно обвиняющих нас в противозаконной деятельности. По итогу, Максим, постеснявшийся назвать свои ФИО и должность, объявил, что без документов на наши товары (а их 2500, если вы помните), разбан не возможен. Полагаю не стоит объяснять, что такую кучу макулатуры на товар не подлежащий обязательной сертификации ни один поставщик для нас собирать не будет, удовольствие дорогое и муторное. Тем не менее, на конкретные товары, по запросу, мы всегда предоставляем документы.

2 ноября, нам наконец отвечает сотрудник нас заблокировавший. Ради интереса решили пообщаться. Сошлись на том, что разбан будет лишь в случае, если все товары без сертификатов будут убраны в архив. Оставили 7(из 2500) товаров. Получили разбан, НО... оставшиеся 7 товаров были заблокированы вручную, даже не смотря на подтверждающие документы :) По факту имеем тот же бан, только в профиль.

Так почему же все так вышло?

Когда из 70 заказов нет ни одного возвращенного по качеству, а сотрудник OZON утверждает, что "Для покупателей очень важна уверенность, что Ozon предлагает только оригинальные товары", возникают сомнения в его истинных мотивах...
Кстати, я ведь обещал тайное знание? Тем кто выбрал синюю таблетку рекомендую незамедлительно покинуть данную статью и не читать дальше.

Все мы люди и всем нам хочется жить хорошо. Кто-то выбирает для себя трудный путь, добивается всего сам и гордится результатами проделанной работы не смотря на то, что им активно мешают "другие", кому хочется всего, сразу и нахаляву. И увы, для "других" современный мир предоставляет возможности для "самореализации". Сделав всего пару кликов можно купить или продать нужную услугу, как пример:

Я, конечно же, не утверждаю, что наш случай из таких. Тем не менее когда сотрудники OZON игнорируют все доказательства легальной деятельности и продолжают чинить препятствия, возникают сомнения.

Резюмируя

Формально OZON является лишь агрегатором продавцов, но фактически это монопольный рынок и действия описанные в данной статье, по нашему мнению, имеют признаки нарушения по статье 10. "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" федерального закона "О защите конкуренции".
Данным постом хотим привлечь внимание общественности и компетентных органов к произволу творящемуся на OZON. Сами же будем думать в сторону жалобы в ФАС.

0
92 комментария
Написать комментарий...
Paul Patlakh

Зато на озон глобал вообще, судя по всему, ничего не надо - торгуй себе палеными эирподсами хоть заторгуйся, всем пофиг.

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

Но лишь до тех пор пока у другого продавца паленкой обидка не закрадется и он жалобу не напишет. А дальше, кто модератору больше "нравится" тот и прав.
С парфюмом точно такая же история. Да наверное со всеми товарными категориями так. К счастью в России маркировку "честный знак" вводят. Будем надеяться, что это хоть немного рынок подчистит.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Рябов

Читая эту статью создается чувство отвращения от продавца-селлера с бесконечными наездами на сотрудников поддержки, уточнением их фио и тд. Вам действительно трудно загрузить документы в соответствующий раздел, а не предоставлять их поддержке по их запросу? Занимаетесь продукцией требующей сертификацию, честный знак, документы на бренд, все серьёзно, поэтому озон со своей стороны требует сразу загрузить все документы на товар, бренд. Я думаю вы застряли со своим 20 летним опытом в 90х, здесь не вы главный и вы приходите на площадку, и размещаете свою продукцию, играйте по их правилам. Хотите торговать без претензий со стороны поддержки, не предоставлять документы, то идите на вб, туда вам дорога. Удачи.

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

Вам бы помолчать если вы в рынке не разбираетесь, а тем более если статью не осилили дочитать. Мы торгуем люксовым, штучным товаром. Т.к. товар обязательной сертификации не подлежит, с поставкой мы не получаем сертификаты. В случае необходимости мы их можем запросить сертификаты на конкретные товары и их пришлют. Но никто не станет собирать для нас 2500 сертификатов просто потому, что вам, Денис, либо сотруднику OZON это кажется правильным. Это большие трудозатраты с привлечением ресурсов и поднятием на уши всей логистической сети. Поймите это и не пишите глупостей.
Тем не менее, спасибо за ваше мнение, всегда интересно почитать альтернативную точку зрения.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Paul Patlakh

Так автор вроде написал, что по закону РФ для продажи данного товара сертификаты не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Elina Fomina

По поводу монополизации. Тоже столкнулись с одним явлением. Продавец нашей категории, продаёт те же товары. Заметили, что выставляют по 20 карточек одного и того же товара. Нашли таких позиций около 50. Поддержка озона в ответ: разберёмся

Спустя неделю у продавца все те же 20 карточек одного товара, ни один товар не был, видимо, проработан сотрудниками маркетплейса.

Тоже наводит на определённые размышления

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

Такое бывает когда не поделился и что-то просишь. А в ответ на тебя лишь смотрят с мыслью...

Ответить
Развернуть ветку
Ozonius

У вас 20, а как вам 192?)))

Ответить
Развернуть ветку
Al

Откровенно так и не понял, в чем претензия. Для тупых, в двух словах, без пафоса про таблетки и тайные знания.
Расстроило, что витрина решила попросить наконец-то доки, доказывающие, что у вас не контрафакт? Какой пункт и какого закона или пункт договора с вашим юрлицом они нарушили?

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

Расстроило то, что нам заблокировали аккаунт безосновательно, без предупреждения, без разбирательства на месяц, все наши сообщения игнорировали. А когда все же решили с нами пообщаться, в качестве условия разбана потребовали предоставить документы на 2500 товаров. Видимо для вас не очевидно, что это лишь предлог для продления бана. Ибо требование фактические невыполнимо. Причины описаны в других ответах.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Chu

Так документы представляющие право на реализацию товаров указанных брендов есть или нет, я так и не понял. Я могу привезти из Китая вагон джимми чу и скачать сертификат из открытого доступа, что это доказывает?

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

Так то сертификат это юр. документ и в открытом доступе его нет. Если я заблуждаюсь - киньте ссылку пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Эр Рияд

Рисуйте документы лучше, что первый день на говноплейсах?

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виктория Онищенко

Здравствуйте! Ozon Marketplace уже тут. Разберёмся в вашей ситуации более детально и вернёмся прокомментировать, когда будут новости.

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

Какая фантастическая оперативность. Всего 40 дней прошло(почти), а вы уже тут. Помянуть, небось, пришли, свою репутацию?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Дэн Степанов

Причем здесь обязательная или нет сертификация продукции в РФ? Вы заключили договор с озоном как продавец и обязаны предоставлять документацию озону по брендам для того чтобы можно было продавать.

Более того, вы можете самостоятельно загрузить эти документы заранее, чтобы не было напряга и общаться с поддержкой даже по телефону)))

В текущий момент скорее всего манагер, который у вас занимается сопровождением немного не знает как работает площадка, и вы реализовывали продукцию, которую озон реализует на площадке как эксклюзивный дистрибьютер. Нюансов много, отпишите в личку - мб и помогу.

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

При том, что закон РФ имеет большую юр. силу чем договор с договор с юр.лицом. В связи с чем ограничение доступа на рынок(бан) в нарушение закона не может быть обоснован договором.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сменить никнейм можно

Была такая история у меня, но только без блокировки аккаунта. Вопрос решили с озоном предоставив им договор с официальным эксклюзивным дистрибьютором и импортером на территории РФ всего ассортимента торговой марки [name] и информационное письмо от него, что я являюсь официальным представителем.

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

Мы бы так же решали вопрос, если бы речь шла об одном бренде. Но нам выдали бан на весь аккаунт, а это к слову 200-300 брендов. Зачем заморачиваться, разбираться? Один удар банхаммером и все проблемы решены... Или все же нет?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Инокентий Ковалов
Автор

.

Ответить
Развернуть ветку
Mister X

Вы где закупку делаете, там и попросите сертификаты качества. Вы товар реализуете, а не производите

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Mister X

Так вы предоставили сертификаты на каждый бренд парфюма или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

На каждый товар мы сертификат не предоставили. Это не выполнимое требование по время-трудозатратам. Предоставили только на те товары, которые были указаны в уведомлении о бане аккаунта. Этого оказалось не достаточно. И это собственно доказывает, что формальная причина бана не соответствует фактической.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anatoly Nevelev

Озон может изначально ограничить продажу брендов без предоставления документов. Так поступает Амазон. А сейчас получается Озон пускает всех, а потом разбирается. Это выглядит странно и непоследовательно. И крайним остается селлер, который, например, закупил легальный товар, основываясь на решении Озон о допуске к продаже, а потом аккаунт просто блокируют.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

Ах, сколько уже было историй на VC о подобных ситуациях. А если человек кредит взял? Или все свои сбережения за долгие годы вложил? Куда ему теперь все это девать? Мы тоже потратили свои силы и ресурсы на выгрузку каталога, создание карточек, инграцию и тд и тп. Все стоит денежку и не малую.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

Все наши товары - оригинальные. По каждому запросу документы предоставляли. В топике это все описано, скрины приложены.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Vladimir

У них бд как проходной двор, а вы о каких то баллах.
Сужу из того, что абсолютно игнорируется вопрос о взломе их бд (или не взломе, а вполне себе повседневном доступе)
Что самое интересно, игнорируется и на пикабу, и вс, и инспектором на вс.
На вс видимо очень не хотят светить ту тему с пикабу. Да @Инспектор (я всё еще не получил ответа, почему мой комментарий был удалён)?

Ведь те отмазки, что прокатывают на пикабу тут в трубку свернут и озону в службу поддержки засунут.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Вахрин

Вот читаю комментарии и ваша позиция в стиле "у нас 70 заказов и 0 претензий" - вообще не аргумент. Это как прийти в суд по 105 статье и говорить "я пацифист нож в руки не беру".
Есть у вас 200 брендов, по каждому и нужны документы, что вы можете их продавать. На каждый из 2500+ товаров не надо загружать. Тяжко\сложно\лень - загружайте по чуть чуть.
Есть такой бренд как Under Armour и продаваться он может только на Ламоде и еще 3 магазина на территории РФ(информация из офф сайта), и один из них спокойно размешен на Ozon'e и проблем никаких нет.

Ответить
Развернуть ветку
Инокентий Ковалов
Автор

Проблема не в том, что нам "Тяжко\сложно\лень". Мы предоставили документы в рамкаж претензии, которой была обоснована блокировка. Но разблокировки не последовало. Затем потребовали предоставить документы на все товары. По итогу сошлись на том, что в ЛК останутся лишь товары с документами. Так и сделали. Но даже после этого, формально бан был снят, но товары с документами остались заблокированными и в продажу не поступили.
Очевидно, что OZON не пытается решить озвученную проблему, но устраняет нас с маркетплейса аргументируя это какими-то условиями, по выполнении которых блокировка все так же остается, а условия меняются.
И в то же самое время другие продавцы продают те же товары, что и у нас без документов. На свободном рынке такого происходить не должно в соответствии с законом РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Valeria Ruban

Автор большой молодец, что не побоялся затронуть столь деликатную тему. Сколько людей, столько и мнений, но все же я на стороне автора данной статьи и считаю что столь безосновательная блокировка и игнор были совершенно неуместны.
Хорошей торговли🌹

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда