Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

По карте Халва была введена очень "интересная" комиссия, по сравнению с которой меркнет даже прогремевшая здесь ранее комиссия Альфы за переводы с карт в сторонних сервисах.

При этом данная комиссия была введена очень грамотно, аккуратной сноской под номером 17:

"Если Клиент за отчетный период совершает переводы/снятие денежных средств со счета на сумму более 80% от общего оборота в этом же отчетном периоде, то с суммы переводов/снятий удерживается комиссия в размере 10%. Суммы комиссий включаются в минимальные обязательные платежи."

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

Ссылка на на документ с тарифами:

Также стоит отметить, что комиссия очень грамотно нигде не отображается и не списывается сразу, а включается в минимальный обязательный платеж. Таким образом клиенты (которых скорее всего большинство), которые не изучают досконально каждый раз состав ежемесячного платежа, могут еще очень долго вносить минимальные платежи, даже не зная, что с них взимается данная комиссия.

Представитель банка на банках.ру дополнительно пояснил и подтвердил данный способ начисления и списания комиссии:

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

Кроме того от представителя банка был получен следующий общий комментарий по поводу комиссии:

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

Ответ поддержки банка на обращение одного из клиентов:

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

Резонное замечание одного из пользователей банки.ру о противоречии введенной Совкомбанком комиссии бесплатности переводов по СБП в пределах 100 000:

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

Ответ представителя банка по поводу того, что теперь делать бывшим клиентам Восточного:

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

На мой взгляд, позиция банка очевидна: "Дорогие Восточники, пользуйтесь картой Халва как мы написали, иначе влетите на комиссию".

По поводу политики банка в отношении "правильного" и "неправильного" использования карты выводы предлагаю сделать самостоятельно.

Лично моя оценка позиции банка, что, оказывается, внесение денежных средств на карту, и их последующее снятие без совершения обязательных покупок товаров и оплаты услуг - это "неправильное" и "противоправное" использование карты, не укладывается в рамки цензуры. Потому что подобная позиция банка лишает клиента базового права на свободное распоряжение денежными средствами на своем счете. Владелец Халвы теперь будет вынужден постоянно держать в голове соотношение переводов/снятий с общим оборотом, чтобы не влететь на огромную комиссию, а также лишается права без комиссии в любой момент перевести/снять нужную ему сумму со своего счета

При этом банк явно вводит в заблуждение клиентов своими разъяснениями, так как на комиссию можно легко попасть, даже совершив покупки между пополнением и снятием. Например, согласно вышеуказанной сноске 17, если клиент в конце отчетного периода положил на Халву 100 000, купил в этом же периоде на 20 000, а в следующем периоде решил перевести/снять оставшиеся 80 000, то клиент влетает на 8 000 комиссии. И, чтобы снять свои оставшиеся кровные 80 000 без конской комиссии, клиент должен будет обязательно закинуть на карту еще 20 000 и закупиться/оплатить услуги на эти 20 0000, чтобы общий оборот стал равным 100 000.

Так что, уважаемые владельцы Халвы, будьте теперь крайне внимательны с соотношением покупок товаров/оплаты услуг и переводов/снятий по своей карте Халва, которых должно быть не более 80% от общего оборота по карте за отчетный период, чтобы не влететь по итогам отчетного периода на 10% от суммы ВСЕХ переводов/снятий.

Сама по себе карта, на мой взгляд, является весьма противоречивым банковским продуктом: с одной стороны банк одной рукой постоянно добавляет новые плюшки и выгодные условия, но тут же другой рукой создает новые подводные камни и невыгодные ограничения. При этом все всегда очень грамотно вуалируется и прикрывается. Карта в целом по-прежнему остается одной из самой выгодных в плане кэшбэка и рассрочки при оплате покупок у партнеров, но появляется все больше и больше скрытых условий и ограничений. То есть пользование картой все больше превращается в поиск сокровищ на минном поле: если очень хорошо знаешь расположение мин и при каждом шаге проверяешь миноискателем появление новых мин, то сокровища твои.

В данном случае, например, банк какое-то время назад ввел подписку "Десятка" и дополнительную опцию "Все и везде", благодаря которой можно без комиссий в рассрочку на 3 месяца переводить/снимать кредитные средства, что достаточно выгодно и удобно. Теперь же мы видим, что вскоре после этого банк вводит новую неочевидную комиссию за переводы/снятия, тем самым по сути лишая смысла преимущества по своей же платной подписке и платной дополнительной опции.

Обновление 1. Взимание комиссии 10% от суммы ЛЮБЫХ операций (кроме платежей в бюджет), если они несут "репутационный риск" для банка. Помимо комиссии лимит на снятие в банкоматах 70 000 руб. в месяц.

Кроме вышеуказанной комиссии в тарифах были обнаружены еще две весьма "интересных" сноски:

"(1) При выявлении обстоятельств, дающих основание полагать, что операции по счету клиента несут репутационный риск для Банка, Банк имеет право в одностороннем порядке установить тариф за совершение любых операций (кроме платежей в бюджет) в размере 10 % от суммы операции, в том числе ограничить дистанционное обслуживание Клиента."

"(28) При выявлении обстоятельств, дающих основание полагать, что операции по счетам клиента несут репутационный риск для Банка, Банк имеет право в одностороннем порядке установить лимит на снятие наличных денежных средств в устройствах самообслуживания до 70 000 руб. в месяц."

Обновление 2. Спешное изменение задним числом условий взимания новой комиссии в сноске (17) после публикации настоящей статьи.

Совкомбанк прямо у всех на глазах после публикации статьи в этот же день в режиме онлайн отредактировал документ с тарифами, заменив в сноске (17) вышеуказанное условие на следующее:

"Если Клиент за отчетный период совершает переводы/снятие денежных средств со счета на сумму более 80% от общего оборота в этом же отчетном периоде, то с суммы переводов/снятий удерживается комиссия в размере 10%. Суммы комиссий включаются в минимальные обязательные платежи. Комиссия взимается при условии достижения общего оборота 1 млн руб за отчетный период."

Обновление 3. Банк будет начислять новую комиссию по своему усмотрению и для отмены комиссии будет необходимо предоставить документы, "подтверждающие цель перевода/снятия", для рассмотрения банком вопроса об отмене комиссии "в индивидуальном порядке".

Ответ поддержки банка на вопрос одного из читателей настоящей статьи по поводу накопленной на его счету суммы, которую он планировал в ближайшее время снять и потратить на покупку автомобиля.

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

Обновление 4. Взимание банком комиссии 20% за ЗАЧИСЛЕНИЕ денежных средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере свыше 400 000 руб. (накопительным итогом в течение месяца с момента поступления денежных средств).

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

При этом согласно сноске (29) при представлении подтверждающих документов и итогам проведенного анализа представленных документов, возврат ранее списанной комиссии возможен по усмотрению Банка. Рассмотрение и согласование возврата Комиссии составляет 3 рабочих дня с момента предоставления подтверждающих документов. Срок предоставления подтверждающих документов: 3 рабочих дня с момента зачисления денежных средств. Комиссия не взимается в случае поступления денежных средств на текущий счет клиента со счета юридического лица филиала "Корпоративный", а также в случае перечисления (внутри Банка) денежных средств клиентом со своего расчетного счета, открытого в качестве индивидуального предпринимателя.

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

То есть, к примеру, если клиенту в течение месяца поступят возвраты от продавцов (которые являются юридическими лицами и ИП) за товары в сумме, больше чем на 400 000 руб., то в момент превышения лимита будет списана комиссия более 80 000 руб., для отмены которой клиенту придется предоставлять банку подтверждающие документы.

Поэтому будьте внимательны и осторожны в случае возврата денег за дорогостоящие товары, купленные по Халве.

Обновление 5. Взимание банком комиссии от 1 до 10% за снятие наличных больше 100 000 руб. в месяц, поступивших на текущий банковский счет в безналичном порядке от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и СТОРОННИХ БАНКОВ.

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"

То есть, к примеру, если клиент в общей сложности перевел 600 001 руб. со своего счета из другого банка и решил снять данные средства наличными в течение 30 дней, то банк спишет с клиента за эту операцию комиссию 60 001 руб.

Это же относится к средствам, поступившим клиенту от юридических лиц. То есть, к примеру, опять же при возврате денег за товар. Если стоимость товара превышает 100 000 руб., то снять данные средства без комиссии раньше 30 дней не получится.

При этом согласно сноске (19) снять наличные свыше 100 000 можно только через кассу банка:

Введение Совкомбанком комиссии 10% при "неправильном" использовании карты Халва и при "репутационных рисках для банка"
2929
124 комментария

Являюсь клиентом этого банка.
Логику банка я понял в данной ситуации. Логика клиентов, которые такими операциями занимаются, тоже понятна, хоть я и не из их числа.
А вот что я не понимаю - почему банк должным образом не информирует своих клиентов об изменении условий. Я, например, первый раз про подобное изменение слышу.

И вообще выглядит это так: банк создал правила "игры", клиент по ним "играл", начал "обыгрывать" банк, а банк взял и поменял условия, только клиенту об этом не сообщил, а написал изменения и засунул в комод - а ты попробуй найди (проверяй комод каждый день, вдруг там новые условия лежат).
Клиент сделал свой ход, а банк его оштрафовал. The end...

25
Ответить

Вообще, у банка в общих условиях договора по Халве указано следующее:

"10.7. Изменения в настоящие Общие условия вносятся Банком в одностороннем порядке (при условии, что это не повлечет за собой возникновение новых или увеличение размера существующих денежных обязательств по Договору потребительского кредита) и размещаются Банком на своем официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.sovcombank.ru. Уведомления об изменении настоящих Общих условий направляются Банком Заемщику посредством PUSH-уведомлений не позднее, чем за 10 (десять) рабочих дней до даты вступления их в силу. Изменения в Общие условия Договора потребительского кредита вступают в силу и становятся обязательными для Банка и Заемщика с момента размещения их Банком на своем официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.sovcombank.ru. "

https://prod-api.sovcombank.ru/documents/2259

Но, похоже, банк не считает тарифы частью общих условий договора, либо просто не исполняет свое обязательство по информированию клиентов.

Я видел в судебной практике позиции разных банков по схожим вопросам. Суть их позиций в том, что клиент непосредственно при совершении любых операций по карте должен сам всегда знакомиться с действующими тарифами.

Например, на это указывают другие пункты из общих условий по Халве:

"8.9. Получение наличных денежных средств в инфраструктуре Банка осуществляется согласно ДЕЙСТВУЮЩИМ тарифам Банка НА МОМЕНТ совершения операций и иных услуг в соответствии с тарифами Банка НА МОМЕНТ совершения операций. "

"7.3. Открытие Банком Заемщику Банковского счет и осуществление операций по этим счетам, связанных с выдачей Заемщику и зачислением на Банковский счет суммы кредита осуществляется бесплатно. Клиент обязуется не осуществлять операции, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности по счету. Оплата иных операций по счетам, не указанных выше, осуществляется согласно тарифам Банка. "

5
Ответить

К сожалению, банки очень любят именно так делать - без уведомления вводить изменения задним числом. Сколько только что было недовольства по поводу введения комиссии альфой на переводы с карт Альфы через сторонние сервиса, а также по поводу введения платы за уведомления. При этом по словам Альфы они всех обо всем уведомляли, и каждый раз тут на VC очень сильно удивлялись тому, что такому большому количеству клиентов не приходили никакие уведомления.

А вот ссылка на знаменитую ситуацию с АТБ и кэшбэком:

https://fas.gov.ru/news/30495

3
Ответить

Искатель Сейчас они допишут пункт 18 -)

"При выявлении обстоятельств, дающих основание полагать, что кто-то жалуется на Банк на VC и это несёт репутационный риск для Банка, Банк имеет право в одностороннем порядке установить тариф за совершение любых операций (кроме переводов лично директору банка) в размере 90% от суммы операции, в том числе ограничить дистанционное обслуживание Клиента."

15
Ответить

Возможно, подобное условие уже есть - надо просто еще раз тщательно прошерстить все документы банка))

5
Ответить

Я вам даже больше скажу. Попытался вступить с Совкомбанком в договорные отношения. Постоянно не оставляло чувство, что связался с МФО. Запутанный пакет документов и постоянные попытки торопить клиента: не читай, там все нормально, подписывай, время уходит.
А когда я вежливо обратился с просьбой разъяснить непонятные мне пункты и формулировки, в ответ мне пришла смска о невозможности со мной сотрудничать.
Сказать, что я был обескуражен - ничего не сказать.
В черновиках лежит недописанное с подробным разбором шизы в их договоре и приложениях. Все никак не соберусь дописать.

5
Ответить

еще существует такой тезис, часто озвучиваемый представителями банков (и не представителями тоже):
"Банк не является благотворительной организацией" (с)
так вот имею заявить о несогласии с данным тезисом. является.
а если конкретный - нет, так пойдем к другому, который да.
а вот я - точно не благотворитель банка.

мне надо чтоб проценты и кешбеки. и бесплатно обслуживание.
в любом случае, чтоб плюс был в мою пользу.

за это я разрешаю пользоваться банку моими деньгами.

а если коврижек не будет - так а на кой мне тогда ваш банк нужен?

9
Ответить