Сказ о том, как брокер Тиньков акции в счет налогов без согласия клиента продавал

Итак, начну свою историю с того, что с данным брокером я уже на протяжении 3-х лет, и в принципе, не считая пары незначительных косяков, нареканий у меня к нему не было, до начала 2022 года...

Вроде бы, стандартная ситуация: конец года, формирование финансового результата, удержание налогов, опытному брокеру эта ситуация не должна создать сложностей. Но что-то пошло не так.

В официальном паблике Тиньков-брокера в Пульсе есть статья на тему того, как ведёт себя брокер при начислении налогов, и, соответственно, что от брокера можно ждать клиентам для удержания налогов. На неё (а также на ст. 226.1 НК РФ) и будем опираться в дальнейшем при разборе получившейся ситуации

Шаг 1. Брокер списал налоги с рублевого баланса и отразил задолженность по налогам в качестве минуса на рублевом балансе брокерского счета.

Ситуация странная, но объяснимая: "Мы тебе насчитали налоги, вот результат. Или ты погашаешь задолженность имеющимися на счёте рублями, или мы тебе показываем, сколько ты должен внести рублями, чтобы погасить налоги". Хотя зачем это показывать как минусовую операцию на основном счете-не совсем понятно. Можно же просто удерживать суммы из поступающих средств, как это указано в паблике, без технического отражения минуса, а о сумме сообщить как-то иначе... Ну да ладно, как брокеру удобно, так он её и отразил, переходим к самому интересному.

Шаг 2. Брокер начинает принудительно продавать валюту в счёт погашения задолженности по налогам и отражать её как margin-call.

Спустя сутки после отражения данной задолженности по налогам брокерский счёт "обрадовал" подобной операцией:

Поясню, что это все доллары, которые были на счету в тот момет, а маржинальная торговля у меня отключена как таковая. Поэтому операция связана исключительно с отражением минуса по налогу, и, естественно, доход в рублях от проданной валюты пошёл в счёт погашения минуса по налогам.

Таким образом, брокером была обеспечена принудительная (без моего предупреждения и желания) продажа активов для погашения налогов.

Тут необходимо указать, что брокер как налоговый агент в силу п. 10 ст. 226.1 НК РФ действительно имеет право удерживать денежные средства в счёт уплаты налогов, но только из рублевых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента. Правом продавать активы налогоплательщика для пополнения рублевого баланса в целях списания налога брокера никто не наделял!

Естественно, после получения информации о подобном списании, я сразу обратился в службу поддержки. Обращение зарегистрировали, однако внятного ответа сразу дать никто не мог,оставалось только ждать...

Шаг 3. Брокер начинает принудительно продавать акции в счёт погашения задолженности по налогам и отражать её как margin-call.

После увиденного, я ,естественно, продолжил "бомбить" поддержку, но уже понимал, что фактически всё произошло: акции проданы, деньги ушли, минус закрыт, остается только ждать рассмотрения обращения...

Шаг 4. Брокер признает свою техническую ошибку.

И спустя сутки поступает ответ из службы поддержки следующего содержания:

Подобный ответ продублирован и оператором в чате с поддержкой:

Вроде бы, логика восторжествовала: брокер признал свою ошибку (удержание налога всё-таки не должно было образовывать минус по счёту) и занимался исправлением ситуации. При этом, пока данная техническая "оплошность" стоила менее 1,5 к рублей, что не критично, хотя сама ситуация неприятная...

Логичным решением данной ошибки было бы возвращение ситуации в первоначальное состояние: возврат клиентам их активов (покупка активов за счёт средств брокера, видимо) и отражением первоначальной задолженности по налогам.

Но тут брокер решил пойти в отказ...

Шаг 5. Брокер убеждает, что всё было сделано правильно и корректно, но предлагает подарок.

Видимо поразмыслив на досуге в течение 5 дней (а ровно столько заняло у брокера рассмотрение моего заявления по сложившейся ситуации), брокер решил, что с учётом массовости обращений (уверен, что не у одного меня такая ситуация), легче будет не признавать ошибку и откупиться от клиентов, чем возвращать всё в первоначальную ситуацию.

Судя по ответу, это я-дурак взял и не погасил образовавшийся минус, а брокер мне сделал одолжение, продав активы. Да ещё и закрыл мне позиции с прибылью, чего бы я уж точно без их помощи не сделал. Ну прям Робин Гуд в мире брокеров...

Собственно, именно данный ответ (когда клиент выставляется дураком, а брокер-благодетелем) сподвигнул меня придать огласке данный вопиющий случай нарушения брокером законодательства: принудительно продавать активы в счёт погашения налоговой задолженности брокер имеет право только в случае наличия постановления пристава, не ранее!

Почему брокер занял подобную "баррикадную" позицию, мне, в принципе, понятно, однако выставлять самих клиентов дураками в случае, когда брокер не прав и он это знает, совершенно необязательно.

Со своей стороны буду добиваться от брокера возврата активов, это уже дело принцпипа, даже если придётся написать обращение в регулирующий орган.

Прошу так же рассказать, были ли подобные случаи у других брокеров, и как они решались.

UPD: Ставки повышаются, предлагают для урегулирования ситуации уже целых 500 (!) рублей. Стоим до конца: только 1 104 рубля, только хардкор! По факту, если такое чудо случится, и брокер удовлетворит данную претензию в полном объёме (т.е. в размере удержанного налога), то остальные клиенты получат "зелёный свет" для аналогичных консультаций. А как видно из комментариев, акции у людей продавались на немалые суммы....

UPD: Ситуация проясняется (смотрим крайний ответ Тинькова), система не просто у всех подряд начала продавать активы в счёт уплаты налогов, а просто не успела удержать налог при покупке акций за рубли с карты (т.е. технически пополнение рублями счета действительно имело место быть), а потом не придумала ничего лучше, чем загнать счёт в минус и начать его "маржинколить...". В целом, подобный ответ брокера меня устраивает: есть доля ошибки в мою пользу (дали купить акции на деньги, которые по сути должны были быть удержаны как налог), так и грубая, но всё-же техническая ошибка системы брокера (система сдуру начала распродавать всё в одном ей понятном порядке, а не ошибочно приобретённый актив). Правда надо ещё выяснить пару технических деталей, почему система продала именно эти активы... Ну а в целом, надеюсь, что данный пост поможет брокеру исправить имеющиеся огрехи в системе и впредь не допускать их. Всем добра.

0
174 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

я думаю это было бы идеально.

Ответить
Развернуть ветку
171 комментарий
Раскрывать всегда